Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тимоти Лири (Timithy Leary)
«Еще минуту назад я балдел от ЛСД. И вот я уже у ног Мехер Баба». Пит Тауншэнд (Pete Towmshend)
«Мне хотелось думать об этом круглые сутки – о йоге, Гималаях и музыке Рави Шанкара». Джордж Харрисон (George Harrison) С каким удивлением смотрели образованные индийцы на золотую молодежь западного рок-н-ролла, которая, имея огромные деньги, вдруг обратилась к аскетизму: медитация, посты, отказ от сексуальных отношений с женами, волдыри на пальцах от игры на ситаре. Не оставалось сомнения: они отыскали новое средство избавления, лучшее, чем ЛСД, о чем свидетельствовал новый язык, состоящий из хипповых словечек, наркотического бреда и мистицизма. Химические препараты оставались в стороне. Они не годились на роль панацеи. Действительно продвинутые искатели истины, включая четверку «битлов», переключились на индуизм. «Мы все – одно, – говорил Джордж Харрисон (George Harrison) в 1967 г. – Нами движет ощущение взаимной любви. Любовь вибрирует в теле, приводит в хорошее настроение. Эти вибрации входят в вас во время занятий йогой, пения космических мелодий... Это здорово! Вы просто отрываетесь ото всего. Это ощущение не вызвано наркотиками. Ощущение зарождается в вашем мозгу, вы это осознаете. Это такая вибрация. Она выносит вас прямо в астральный мир». Даже Пол Маккартни (Paul McCartney), самый «разумный битл», не меньше остальных увлекался Востоком. «Самое главное в Бабайе, Христе и всех совершенных учителях человечества то, что они прервали круг перерождения. Эти гуру достигли состояния, в котором они просто существуют. Им больше нет нужды возвращаться. Они руководят нашей духовной жизнью оттуда – сверху».
Выхолощенная духовность Индийские гуру, не занимающиеся коммерцией, мгновенно постарались отмежеваться от хиппи, которые двинулись автостопом в страны Третьего мира в поисках просветления. Гуру не нравилось, когда бродяги из Англии и Америки говорили им, что близость к Богу, приходящая после многолетних медитаций, может быть легко достигнута после приема ЛСД и плясок под рок-н-ролл. Сопоставление восточной религии и психоделического опыта, которое делал Лири, казалось им настоящим кощунством. Знаменитый ситарист Рави Шанкар снискал себе ошеломляющую популярность тем, что отыграл фестиваль в Монтерее вместе с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix), Ху ( The Who) и Дженис Джоплин (Janis Joplin). Но от его взора не ускользнуло то, что американские слушатели во время исполнения духовной музыки принимают наркотики и совокупляются прямо перед сценой. «Делают все, что в голову взбредет», – как сказал сам Шанкар. Являясь серьезным музыкантом и исполнителем классики, он был глубоко оскорблен. «Они покупают ароматические палочки и бренчат на ситаре, но разве в этом дело? – говорил Шанкар. – Палочки можно купить в магазине вместе с Сиддхартой, Тибетской книгой мертвых и тантрическими постерами. Они выучили сакральное слово ОМ, прочли две-три незамысловатые книжки и думают, что во всем разобрались. Но этого недостаточно для просветления. Точно так же и бренчание на ситаре без элементарного умения настроить этот инструмент нельзя назвать исполнением индийской музыки». В книге «Карма Кола» («Karma Cola») писательница Гита Мехта (Gita Mehta), получившая образование в Бомбее, а затем в Кембридже, вспоминает, как западная молодежь воспринимала Восток. «Ситар вытеснил саксофон, мантрами начали туманить простые и ясные тексты рок-песен. Миллионы молодых американцев отвернулись от своих восхитительных музыкальных инструментов и с безумными взорами стали тыкать в нас пальцами, крича: «Эй, вы! В вас что-то есть! ». Какое безобразие! Мы так долго стояли у стеночки, ждали, когда нас пригласят на танец, и вдруг – танцам конец! »
Махариши Центральным событием бума восточных религий оказалась встреча Битлз с Махариши Махеш Йоги, пятидесятипятилетним основателем «Движения Духовного Возрождения» («Spiritual Regeneration Movement»), Он выглядел самым что ни на есть заправским гуру с длинными волосами, седеющей бородой, в белых одеяниях и с блаженной улыбкой. Он говорил загадками, вел речи о любви, предлагая своим последователям то, что сам называл «механическим путем к познанию Бога». Битлз познакомились с ним в августе 1967 г., спустя два месяца после выхода альбома «Сержант Пеппер» («Sergeant Pepper»). В этот период они пытались понять: как обрести ощущения от ЛСД, но уже без всяких наркотических «путешествий». Мир только-только прознал, что четверка «балуется наркотиками», как они уже перекинулись на другое. «ЛСД, – говорил Харрисон, – не дает реальных ответов. Она ничего не дает вам. «Кислота» помогает понять, что есть масса возможностей, о которых вы не подозревали раньше… Она помогает вам добраться из пункта А в пункт Б, где вы вдруг видите, что существуют еще В, Г и т.д. И вы понимаете, что на пути духовного восхождения вы должны идти прямо. Есть пути, которые ведут ввысь без наркотиков: йога, медитация и тому подобное». Махариши Махеш Йоги посчастливилось за год заполучить в качестве последователей Донована (Donovan) (впоследствии поместившего фотографию гуру на обложку своего альбома «Подарок цветка саду», 1986 г.), Леннона (Lennon), Харрисона (Harrison) и Маккартни (McCartney), Роллинг Стоунз (Rolling Stones) (Брайн Джонс и Мик Джаггер через некоторое время оставили увлечение Востоком), а также Бич Бойз (Майка Лава) (Beach Boys, Micke Love). «Все они теперь предаются медитации», – комментировал журнал «Диск энд Мюзик Эко» («Disk and Music Echo») в октябре 1967 г. И это туманное учение в одночасье стало столь же модным, как мини-юбки и вегетарианство. У него нашлась целая армия поклонников, о нем трубили журналисты. Фотография Махариши была помещена на обложке американского журнала «Сэтердей Ивнинг Пост», английский тележурналист Мальколм Маггеридж проинтервьюировал гуру, который даже выпустил альбом с собственными проповедями («Любовь» и «Неиссякаемый источник внутренних сил»). Когда один из британских журналов попросил гуру прокомментировать увлечение Битлз наркотиками, он сказал: «Интерес молодых умов к наркотикам, хоть и представляет собой ложный путь к совершенствованию, однако указывает на то, что молодежь находится в поиске некоей формы духовного опыта. Интерес Битлз и Роллинг Стоунз к трансцендентальной медитации означает, что они не так далеки от полного постижения высшего духовного опыта».
По курсу – Восток Для западной молодежи религии Востока таили в себе загадку, экзотику, казались чем-то внеземным. Этого было достаточно, чтобы они вошли в моду. В их восприятии восточные верования выглядели скорее серией захватывающих духовных откровений, нежели набором заповедей и норм. Ты что-то делал, что-то видел и что-то чувствовал. Не нужно было подчинять себя определенной доктрине, отказывать себе в каких бы то ни было удовольствиях. Казалось, что в новой вере не было мертвого формализма, свойственного религии их родителей. Одним из самых влиятельных произведений того времени оказалась «Автобиография йога» Парамхансы Йогонанды (1950 г.). Основатель «Союза самореализации» делился своим опытом от встречи с разными гуру, которые, как он считал, могли доставлять весточки из мира мертвых, останавливать дыхание по собственной воле, материализовываться в каком угодно месте. Вся четверка Битлз получила по экземпляру этой книги от уже упомянутого лондонского книготорговца Майлза. Когда дело дошло до дизайна обложки «Сержанта Пеппера», трое из упомянутых в книге гуру – Шри Юктесвар, Шри Махаватара Бабайи, Шри Лахири Махасайя – попали вместе с самим Йогонандой в число изображенных на знаменитом коллаже этого альбома. «Если уж они там – наверху – следят за нашим духовным ростом, – рассуждал Пол Маккартни, – не плохо же будет иметь их (Бога) на обложке альбома Битлз! Христианские представления о Боге не допускают, чтобы Он интересовался музыкой Битлз или популярной музыкой вообще! ». Джорджа Харрисона, который ребенком время от времени посещал католическую церковь, формальная религия оставила равнодушным, однако он заглотил наживку гуру Йогонанды, прочитав истории о гуру, которые могли, по его мнению, ходить по воде и телепортировать свои тела на большие расстояния, жили по тысяче лет и были способны левитировать. «Когда вы попадает в Индию, там это происходит на каждом шагу: люди материализуются то здесь, то там» – говорил он Майлзу. Все эти истории, а также вера в то, что посредством пения мантр можно «оторваться», как говорил сам Харрисон, не изменили его отношения к деньгам. Он никогда не был тверд в вере в невидимое и наконец заявил: «Если есть Бог, я хочу видеть Его. Бессмысленно верить в бездоказательное. При помощи медитации можно ощутить Бога. Можно видеть и слышать Бога, можно играть с Ним. Может, это и кажется безумством, но Он действительно рядом с тобой».
Музыка – не роскошь, а средство… Знаменитый гитарист-виртуоз Джон МакЛафлин (John MacLaughlin), играющий джаз и блюз, создал в 1972 г. под влиянием учения Шри Чинмой (Shri Chinmoy) Оркестр Махавишну, чтобы играть новую духовную музыку. Как и Харрисон, в детстве он остался равнодушным к проповедям англиканской церкви, но, ознакомившись с трудами гуру Манамархаши, признался: «Это была первая встреча с живой религией. Они иначе относятся к религии, чем западные люди. Для них религия не догма. Познакомившись с индийской религиозной мыслью, я понял, что религия и музыка взаимосвязаны. Эта мысль мне очень понравилась». Музыка в индуизме представляет собой один из путей приобщения к божественному сознанию. Она освобождает душу из оков иллюзорного окружающего мира. Музыка – священное искусство, благословленное богами – Кришной, Брахмой и Шивой. Санскритское слово «музыкант» буквально переводится как «тот, кто возносит хвалу богу». Йогонанда писал: «Поскольку сам человек сотворен словом, то звук имеет на него самое непосредственное воздействие, напоминая о его собственном божественном происхождении. Потрясающая радость, порождаемая музыкой, возникает от особых тонких вибраций, проникающих в энергетические духовные центры человека, которые расположены на позвоночнике». Устав играть роль идола подростков, устав от визга фанатов, Харрисон был глубоко тронут художественной утонченностью и чистотой индийских музыкантов, с которыми ему довелось повстречаться. Он утверждал, что они творят «величайшую музыку, которая только может существовать в этом мире». В 1966 г., незадолго до записи «Сержанта Пеппера», он провел шесть недель в бомбейском доме Рави Шанкара, вникая в тайны игры на ситаре. «Музыка вводит вас в духовный мир, – говорил Джордж. – Музыка тесно связана с духовностью. Подтверждение тому – мантра Кришне».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы