Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОВТОРЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
1. 11)Начались репетиции. (12)После нескольких занятий я вдруг заскучал, почувствовал, что роль Балды мне надоела, и начал играть просто отвратительно. Список терминов: 1) анафора 2) сравнение 3) диалектизмы 4) ирония 5) парцелляция 6) вводные слова 7) ряды однородных членов 8) метафора 9) контекстные антонимы
2. (6)А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения. (24)А может быть, он, человек, не там ищет? (25)Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых учёных и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (26)Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (27)Что летопись окаменелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории... (28)Что всё было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (29)Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полёта насекомых — его форму, функцию и создание». «Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как _ (например, тоскующий взгляд в предложении 6, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 19), и такого лексического средства, как _ (например, вопрошаем в предложении 8, сие в предложении 15, ежели в предложении 32). В то же время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как _ (предложения 11-12, 25-29, 31-32). Текст заряжен интонационной экспрессией, что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как_(предложения 9-11, 14)».
3. (1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. «Журналист Николай Михайлов, рассматривая отношение наших современников к приметам, суевериям и предсказаниям, прибегает в тексте к сочетанию иронии и самоиронии с серьёзностью проблемы, что достигается использованием такого лексического средства, _______ как (например, мобильник в предложении 2, нынче, штуки в предложении 3, и такого приёма, _________как (в предложении 9). А желание убедить читателя в своей правоте, заставить его поразмышлять по теме диктует необходимость использования такого приёма, ____________как (предложения 14, 31-32), и такого синтаксического средства, как ___________(предложения 8, 13, 24)».
4. (1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней — едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно — тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (З)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в... воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны — достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство — это лишь 29, 2% поверхности суши, остальное —70, 8% — просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса... «Размышляя по проблемной теме, при обсуждении которой сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения, автор не навязывает своего мнения, прибегая к такому приёму, как ________ (предложения 7-20), и к такому синтаксическому средству, как ___________(впрочем в предложении 3, вернее в предложении 4, надо сказать в предложении 5). Искренняя заинтересованность Г. Рогова в решении проблемы выживания человечества в ближайшей перспективе выражается, в частности, в использовании такого тропа, как___________ ( пытливых умах в предложении 2, пламенная речь в предложении 21), а такое синтаксическое средство, как _________(предложения 2, 3, 14, 24), делает текст ярким, интонационно выразительным».
5. (1)Отбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом. Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью таких приёмов, как_______ (предложения 12-14) и _____________(предложения 1, 2). А используя такие тропы, как __________(пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении 6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и _____________(весна — «робкая девушка» в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28), автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описания, которое никого не оставит равнодушным».
6. Мы знаем молитвы такие,
«Искреннее неравнодушие Г. Рогова к проблеме духовного возрождения россиян проявляется в использовании такого синтаксического средства, как ______ (например, в предложениях 2, 6 ), и такого приёма, как _______ (например, в предложениях 15, 16). Использование такого лексического средства, как ______ (оного в предложении 5, пестующие в предложении 12, кладезь в предложении 13), придаёт размышлениям автора ироничную торжественность. С помощью такого синтаксического средства, как _____ (например, в предложениях 12, 14, 16), журналист даёт адекватный ответ на вопрос, чем больно наше общество и какова роль национальных традиций из нашего великого прошлого».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Прочитайте текст, выполните задание.
1. (1)Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно назвать вероятностью в человеческой жизни. (2)Вот уж где нет никаких закономерностей — безраздельно господствует случайность! (3)Ну, скажем, такая до банальности очевидная, как наше появление на свет. (4)Ведь уже само рождение человека — результат совершенно непредвиденной, непредсказуемой цепочки случайного! (5)Разве не случайность, что ранее не знакомые между собой люди вдруг встретились в определённое время, в определённом месте и потом дали жизнь новому человеку? (б)Человеку абсолютно неповторимому, уникальному, которого никогда не было на Земле раньше и никогда не будет потом. (7)Разве это не удивительно? (8)И это только самый близкий результат случайного в судьбе каждого человека. (9)А дальние «вероятности» нашей судьбы и проследить до конца невозможно — они уходят к пращурам, в глубину веков. (Ю)Какая же неисчислимая череда случайных встреч, жизненных ситуаций, переплетений человеческих судеб, природных и социальных катаклизмов (войн, революций, переселений народов и т.п.) должна была сложиться в мозаику неповторимых комбинаций, чтобы именно этому, койкретному человеку было даровано такое удивительное чудо — жизнь! (11)И как же бездарно и бездумно мы порой относимся к этому прекрасному, но, в общем-то, такому... чуду! «Эмоционально говоря о роли вероятности в жизни человека, философ и журналист Н. Михайлов прибегает к использованию таких синтаксических средств, как (предложения 2, 4) и (предложения 5, 7). Интонационная экспрессия, подчёркивание главного создаются с помощью такого приёма, как (предложения 15-17, 21- 24, а такой троп, как (например, мозаика...комбинаций в предложении 10), придаёт тексту неповторимую образность».
2.
(1)Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос талантливым? (2)Не просто умным и добрым, что само по себе уже немало, а незаурядным и, может быть, даже выдающимся. (3)Но насколько это зависит от нас? (4)И зависит ли вообще? (5)Или всё определяется врождёнными задатками? (6)Вот, например, «дети индиго» (так их называют! ), которые обладают совершенно необыкновенными, часто сверхъестественными способностями. (7)Будто бы они стали появляться на Земле в конце XX века и настолько отличаются от своих сверстников, что впору говорить о «новой расе», о «детях нового сознания» и даже считать их рождёнными от брака с инопланетянами. (8)Как относиться кр всему этому, решать каждому из нас. (9)Но одна проблема представляется мне бесспорной. (10)Это проблема детской одарённости. (11)Ничего не слышавший об «индиго», но великолепно знавший детей К.И. Чуковский считал, что если бы в нас не иссякала детская любознательность, то к возрасту совершеннолетия каждый из нас мог бы стать гением. (12)Конечно, говоря о гении, Чуковский имел в виду блестящие способности, а не то чудо гениальности, которое наука до сих пор не может объяснить. (13)Непостижимо, почему вдруг среди «простых смертных» рождаются Моцарт, Пушкин, Эйнштейн... (14)Может быть, их появление — результат какого-то генетического сбоя, и следует поверить Гиппократу: «Гениальность — это болезнь, к сожалению, не заразная»? (15)Гипотез на этот счёт хватает, есть и серьёзные труды (например, работа В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»), но, в общем-то, за 2500 лет, со времён Гиппократа, мы так и не приблизились к разгадке. (16)Ну ладно, оставим в покое гениев и прислушаемся к тем педагогам, которые, как и Чуковский, убеждены: в каждом ребёнке заложено моцартов-ское начало. (17)Трагедия, однако, в том, что у громадного, подавляющего большинства детей это начало остаётся не увиденным, не поддержанным, а значит, не реализованным. (18)Малограмотные и/или невнимательные родители, плохие и/или перегруженные рутиной воспитатели и учителя, убогие условия жизни — да мало ли несовершенств нашего социума, которые безжалостно «усредняют», нивелируют детскую «гениальность», в результате чего изначально талантливый ребёнок становится «как все»! (19)Но, к счастью, бывает и такое. (20)В Петербурге родилась и живёт восьмилетняя девочка. (21)Она замечательно рисует (есть уже две выставки её работ), учит несколько иностранных языков, мужественно справилась с грозящей инвалидностью... (22)Разве она не «ребёнок — индиго»? (23)Только мне кажется, что источник «чуда» здесь — родители, которые сделали всё возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери. « Говоря о врождённых задатках, таланте, гениальности, «детях индиго», Николай Михайлов использует такое синтаксическое средство, как __________(предложе-ния 3-5). Точность, выверенность суждений и выводов достигается использованием ______________(предложение 14). Такие тропы, как _____________(чудо гениальности в предложении 12) и ___________(блестящие способности в предложении 12, убогие условия в предложении 18), делают речь автора яркой и убедительной».
3.
(1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (3) Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица... (4) Невероятно... немыслимо... не верится... (5)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»! (9)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (И)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а! «Стремясь передать атмосферу восторга и ликования простых людей СССР в связи с полётом Ю. Гагарина в космос, М. Белят прибегает к использованию таких синтаксических средств, как_______ (например, предложения 2-4) и ________(предложения 5-14). Автор использует также такой троп, как __________(стихийных эмоций в предложении 15, улыбчивого и вечно молодого русского парня в предложении 50), и такое лексическое средство, как _________(здорово, ура, школяр, ахать)»
4.
(1) Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. (З)Трудно даже сказать — пожар ли это. (4)Это что-то большее. (5) Так, вероятно, горит тайга — неделями, месяцами на десятки, сотни километров. (6) Багровое клубящееся небо, чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. (7)Чёрное и красное. (8)Другого нет. (9)Чёрный город и красное небо. (10) И Волга красная. (11)«Точно кровь», — мелькает в голове. (12)Пламени почти не видно, только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие языки. (13)И против нас измятые, точно бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие, раздавленные газом. (14)И из них пламя — могучие протуберанцы отрываются и теряются в тяжёлых клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма. (15)В детстве я любил рассматривать старый английский журнал периода войны четырнадцатого года. (16)У него не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу: английские томми в окопах, атаки, морские сражения с пенящимися волнами и таранящими друг друга миноносцами, смешные, похожие на этажерки, парящие в воздухе «блерио», «фарманы* и «таубе». (17)Трудно было оторваться. (22) Мне казалось, что ничего более страшного и величественного быть не может. (23) Сейчас мне вспоминается эта картинка: она неплохо была исполнена. (По В. П. Некрасову*) * Виктор Платонович. Некрасов (1911-1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о войне. «Стремясь отразить в своём произведении страшные картины войны, автор — использует разнообразные выразительные средства, среди которых тропы: (А) ________ (“багровое клубящееся небо” в предложении 6, “в тяжёлых, клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма" в предложении 14) и (Б) ________ (“точно выпиленный лобзиком” в предложении 6, “точно кровь” в предложении 11). Описывая изображающую ужасы войны картину, которая произвела на него в детстве незабываемое впечатление, В. Некрасов использует синтаксическое средство — (В) ________ (предложение 19). Противопоставляя этому впечатлению ощущения человека, оказавшегося на войне, видящего её воочию, автор использует приём — (Г) ________ (“никакими” в предложении 25)». Список терминов: 1) контекстные синонимы 2) эпитеты 3) фразеологизм 4) сравнения 5) риторический вопрос 6) лексический повтор 7) ряд однородных членов 8) вопросно-ответная форма изложения 9) восклицательное предложение 5.
(1)На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. (2)С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. (З)Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь. (4)Книга – воспитатель. (5)Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. (6)Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой. (7)В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. (8)А уроки истории, запечатлённые в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего. (9)Книга – помощник, когда мы работаем, товарищ, когда отдыхаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней, – верный друг. (10)Есть люди, которые этого не забывают. (11)Они платят книге любовью и уважением. (12)Их называют книголюбами. (13)Прекрасное слово! (14)Хорошо заслужить право называться так. (15)С книгой можно обращаться как с вещью. (16)Её можно взять в руки как вещь. (17)Измерить и взвесить. (18)Купить и продать. (19)3асунуть куда-нибудь и потом не найти. (20)Словом, с книгой можно сделать всё, что можно сделать с вещью. (21)Она и есть вещь. (22)Она – предмет, сделанный из материала, обладающий размером и весом. (23)Но на самом деле книга – больше, чем вещь. (24)Она чудо! (25)Вот лежит на столе маленькая книга – в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. (26)Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета. (27)Она переносит нас в прошлое и в будущее. (28)Книга – единственная машина времени, созданная человеком. (29)Неживая – она живёт, немая – она говорит. (30)О разных странах. (31)О разных временах. (32)О разных судьбах. (ЗЗ)Иногда (редко) о самой себе, о том, как, когда, почему написана. (34)Чаще из неё этого не узнаешь. (35)А узнать хочется. (36)И о том, как возникла та книга, которую читаешь сейчас, и о том, как возникли книги вообще. (37)Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? (38)Конечно, нет! (39)3начит, нельзя исчерпать и тему – книга. (40)Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. (41)Никто не может написать всего о книге, потому что никто даже не знает, как определить, что это значит – «всё о книге». (42)Эта тема принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. (43)Из него можно только зачерпнуть. (44)Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан. (По С. Львову *) * Львов Сергей Львович (1922–1981) – прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.
«Сергей Львов ярко, образно, эмоционально рассказывает о том, чему сам посвятил всю свою жизнь, – о книге. Не случайно поэтому весь текст построен на (А)_____ (особенно это наглядно в предложениях 4, 5, 9, 29). Живые доверительные интонации тексту придают многочисленная (Б)_____ (предложения 16–19, 29–33), (В)_____ (предложения 13, 24, 38), (Г)_____ (в предложениях 15, 16, 40, 42). И никто не сможет возразить автору в том, что книга – это чудо! » Список терминов: 1. противопоставление; 2. восклицательные предложения; 3. градация; 4. парцелляция; 5. термины; 6. олицетворение; 7. книжная лексика; 8. сравнительные обороты; 9. синтаксический параллелизм. УРОК 20 ПОВТОРЕНИЕ
1. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) Статуя; 2) корысть; 3) таможня; 4) цемент. 2. В каком слове ударение падает на второй слог? 1) Некролог; 2) банты; 3) еретик; 4) столяр. 3. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) Гражданство; 2) новостей; 3) конусов; 4) кремень. 4. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно? 1) Опт о' вые, катал о 'г, догов о 'ренность, подн я 'в; 2) включ ё нный, заперт а ', б а 'нты, осв е 'домиться; 3) ц е 'нтнер; шоф ё ров, н а 'нявшийся, заселен а '; 4) клал а '; повтор и 'т; бал о 'ванный, крас и 'вее. 5. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения? 1) Приб ы' в, т о' ртами, бухг а' лтеров, зак у' порить; 2) ср е' дства, отозв а' ла, крас и 'вее, звон и' т; 3) плодонос я' щая, отд а' в, низвед ё нный; 4) опошл и' т, н а' чатый, м о' лящий, ненад о' лго.
ПОВТОРЕНИЕ. НОРМЫ ЯЗЫКА
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы