Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Источники мусульманского права.
1. Коран – главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его в качестве книги права. Мусульманский судья обращается непосредственно не к Корану, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование. Но с положениями чисто религиозного и философско-религиозного характера в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. 2. Сунна - сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII–IX вв.) – становления и развития мусульманского права – богословов и юристов. Содержание Сунны составляют Хадисы (изречение, одобрение, образ или действие), каждый из который представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же как и Коран, не содержит в себе выраженных нормативных положений, поэтому судьи также предпочитали обращаться к «книгам права». 3. Иджма – согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать ответа. При выработке иджмы исходили из двух непоколебимых постулатов-догм: а) единство и непогрешимость мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения», б) чистота и непоколебимость мусульманской веры, исходящей от Аллаха. Эти две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекающих из Корана или Сунны. 4. Кияс - рассуждение в области права по аналогии. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. У аналогии ограниченный характер, поэтому нельзя приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права к современности. Согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время – парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Суд тоже осуществлялся в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Практически же – специально избранным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение судебных функций. Законы в современном их понимании как акты, изданные высшими органами государственной власти, долгое время вообще не признавались в мусульманском праве. Не все обычаи одинаково воспринимаются и освящаются мусульманским правом.. Признаются обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого; осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обогащение и др. Соглашения. Также как и обычаи, они не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. Например, возможность расторжения брака по инициативе жены. Приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям производилось и с помощью юридических стратагем и фикций. Суть: используя сложившиеся в правоприменительной практике традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Данный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на банки. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы