Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5 . Философия Древней Индии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Первые поселения на территории Индийского субконтинента в Ш тысячелетии до н.э., составившие древнейшую в Южной Азии т.н. протоиндийскую цивилизацию. Арийское завоевание второй половины П тысячелетия до н.э. Ведийская цивилизация (конца П тысячелетия до н.э. и по 7 век до н.э.) Буддийский период (6-3 вв. до н.э.) и расцвет государства Маурьев. Становление кастового строя в классический период (со 2 века до н.э. по 5 в. н.э.) Система варн (каст) как одна из особенностей древнеиндийского общества. Роль жрецов в политической и духовной жизни страны. Особенности культуры Древней Индии и трудности ее изучения. Связь древнеиндийской культуры с религией. Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед: Самхиты или собственно Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Появление зачатков специальных научных знаний. Эпический период в истории индийской мысли. Махабхарата и ее философские части: Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анурита. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику в зависимости от признания авторитета Вед. Основные классические школы древнеиндийской философии (даршаны), признающие авторитет Вед: ньяя Гаутамы и ее логико-гносеологическое учение; вайшешика Канады как учение об атомистической структуре Вселенной, которой правит принцип дхармы; санкхья Капилы об эволюции материи и дуализме материи и души; йога Патанджали как метод дисциплинирования тела и ума для достижения высх уровней духовности; миманса Джаймини как ритуалистическо-экзегетическое исследование природы дхармы; веданта Бадараяны как «религия будущего просвещенного человечества». Настика или школы, не признающие авторитета Вед: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята. Религиозно-философское учение джайнизма. Учение о субстанциях и атомизм. Этика джайнизма. Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и махаяна. Учение о «дхармах». Исторические судьбы развития буддизма. Школа чарвака-локаята. Учение о четырех элементах. Материализм и сенсуализм. Критика религиозной этики. Специфика индийской философии; ее значение и исторические судьбы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ Литература Основная: · Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) / А.Е.Лукьянов. – М.: ИНСАН, 1992. – 208 с. · Лысенко, В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003. – 246 с. · Мюллер, М.Шесть систем индийской философии / М.Мюллер. – М.: Искусство, 1995. – 448 с. · Рой, М. История индийской философии / М.Рой. – М.: Изд. Иностр. лит., 1958. – 548 с. · Cеменов, Н.С. Философские традиции Востока / Н.С.Семенов. – Мн.: ЕГУ, 2004. – 304 с. · Степанян, М.Т.Восточная философия. Вводный курс / М.Т.Степанян. – М., 2001. – 69 с. · Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М.: Фаир-Пресс, 2000г. – 384 с. · Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. / А.Н. Чанышев. – М.: высшая школа, 1981. – 374 с. · Чанышев, А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. – М. Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 182 с. · Чаттопадхьяя, Д. История индийской философии / Д.Чаттопадхьяя. – М.: Издательство: Творческий центр Сфера, 2003. – 320 с.
Дополнительная: · Ашвагхоша. Жизнь Будды / Ашвагхоша. – М.: Художественная литература, 1990. – 580 с. · Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М.Бонгард-Левин. – М.: Наука, 1980. – 333 с. · Ганчев Петко. Возрождающийся гигант. Цивилизация и философия Древнего Китая / П.Ганчев. – Мн., 2006. – 391 с. · Гегель Г. Лекции по истории философии / Г.Гегель. Т.1. – СПб., 1993. – 347 с. · Дао и даосизм в Китае. – М.: Наука, 1982. – 287 с. · Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). – М.: И Ф АН, 1978. –112 с. · История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997. – 480 с. · Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад. – М.: Наука, 1966. – 519 с. · Малявин, В.В. Конфуций / В.В.Малявин. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 335 с. · Ольденбург, С.Ф. Культура Индии / С.Ф.Ольденбург. – М.: Наука, 1991. –277 с. · Румянцева, Т.Г. Философия древнего Китая и современность / Беларусь-Китай. Сборник научных трудов. Выпуск 8. Китай в современном мире. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – с. 310-315. · Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: ГРВЛ «Наука», 1988. — 426 с.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы