Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.



Продолжительность занятия – 2 часа.

Цель занятия:

На семинаре студенты должны закрепить знания, полученные на лекции и в особенности то, что развитие восточного общества в средние века шло в особом государственно-правовом русле, чем в Европе. Своеобразие Арабского халифата связано с универсальностью их религии – исламом, который не отделял духовную и светскую власти. На семинаре должно четко прозвучать и быть усвоено студентами, что исламская религия определяла в Арабском халифате и особенность социальной структуры, и государственного правления, права и морали. Студенты обязаны разобраться в многообразии источников мусульманского права и иметь четкое представление чем они друг от друга отличались и какую роль играли в правовой системе Арабского халифата.

Терминологическое задание: записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: вакф, везир, джихард, диван, зиммие, иджма, икта, ислам, кияс, Коран, меджлис, мулла, мульк, муфтий, наибы, сеид, султан, сунна, умма, фетва, фикх, фирманы, хадис, халиф, шариат, шейх, эмир, эмират.

ПЛАН:

 

1. Возникновение исламского государства.

2. Общественный строй Арабского халифата.

3. Государственный строй Арабского халифата

4. Источники мусульманского права.

5. Регулирование имущественных отношений в мусульманском праве.

6. Обязательственные правоотношения в мусульманском праве.

7. Семейно-брачные отношения и наследование в мусульманском праве.

8. Преступление и наказание в мусульманском праве.

9. Суд и судебный процесс.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Жизнь и деяния Мухаммеда.

2. Возникновение ислама.

3. Арабы в Европе.

4. Омейядов халифат.

5. Аббасидов халифат.

6. Кордовский халифат.

7. Уголовное право по «Книге о Харадже».

                           

Рекомендованная литература

Основная

Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Батыра. М., 1999.

Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов в двух томах. Том 1 Древний мир и средние века / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2002.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 2005.

Ливанцев К.Е.  История государства и права средних веков. СПб. 2003.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1. М., 2005.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. Нижний Новгород, 2001.

 

Дополнительная

Арсаннукаева М.С. Арабский халифат. Шариат (мусульманское право). М., 2002.

Бартольд В.В. Халиф и султан. Соч. Т.6.М., 1966. С.15-78.

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. Ислам и Аравия (570 - 633). – М., 1989. Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656) – М., 1993.

Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

Давид Р., Жеффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999.

История государства и права стран Азии и Африки. Очерки. /Под ред. Н.И. Селезнева. М., 1964.

Коран./ Пер. и комментарии Иман В. Пороховой. – М., 2000.

Максуд Р. Ислам. – М., 2001.

Панова В.Ф., Ю.Б. Вахтин. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

Садагар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

Сюкияйнен Л.П. Мусульманское право. М., 1984, Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997.

Хрестоматия по исламу. Перевод с арабского. Составитель и отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1994.

 

Задания для самопроверки.

Тесты:

1. В каком из источников мусульманского права рассказывается о бытии и поведении пророка Магомета, чьим примером должны руководствоваться верующие?

а) Сунна;        

б) Иджма;     

в) Коран;  

г) все перечисленное.

2. Какой принцип мусульманского права предусматривает способ урегулирования в будущем таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах права?

а) кияс;                                                   

б) рациональность;         

в) новые нормы, подобные тому, что создает юрист общего права;

г) систематизация.

3. Что является основой мусульманской цивилизации?

а) Коран;                

б) Кияс;      

в) Сунна;            

г) Иджма.

4. Какой из источников мусульманского права имеет наибольшее практическое значение?

а) Иджма;             

б) Сунна;

в) Коран;

г) все перечисленное.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь