Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том



Восполнить всё

Во имя Аллаха,

Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

 

Отвечая на многочисленные вопросы о пропущенных намазах, автор счел, что необходимо составить короткую книгу о разных аспектах восполнения молитв: строго научных, практических и духовных. Правила изложены в соответствии с ханафитским мазхабом в исламском праве.

 

С ситуацией, когда необходимо восполнить намаз, могут столкнуться как мусульмане, не практиковавшие религию, так и те, кто давно соблюдает установления Шариата. Это может быть разовый пропуск намаза (например, если человек случайно проспал утреннюю молитву) или десятилетия долговых намазов (когда этнические мусульмане приходят к соблюдению религии по итогам «кризиса среднего возраста» или вовсе в старости).

 

Безусловно, читать намаз обязательно (фард). Совершеннолетний мусульманин в идеале не должен пропускать ни одного обязательного намаза. Иногда, впрочем, он вынужден восполнять намаз не по своей вине – и грех пропуска намаза не записывается. Итак, попробуем разобраться, в каких случаях может так получиться, что намаз пропущен и его нужно возместить, а когда – восполнять не нужно.

 

Какие пропущенные намазы восполнять не нужно?

 

1. Намазы, пропущенные женщиной в состоянии легальной менструации (хайд) и послеродового очищения (нифас), не восполняются. Однако, для того чтобы воспользоваться этим правилом, нужно знать, как рассчитывать дни хайда и нифаса по Шариату. Это правило не означает, что женщине не надо восполнять все намазы, которые она пропустила, когда у нее были кровяные выделения. Оно означает другое: женщине следует правильно рассчитать дни шариатской менструации, и восполнять намазы, пропущенные в эти дни, не следует, однако может быть такое, что ей придется восполнить несколько дней намазов, пропущенных во время кровотечения, которое не считается ни хайдом, ни нифасом, как выяснилось впоследствии. Об этом будет рассказано чуть подробнее в других главах.

 

2. По ханафитскому мазхабу обязательный намаз, который женщина не успела совершить, поскольку менструация началась во время этого намаза, не восполняется, даже если кровотечение началось непосредственно во время совершения этого намаза, то есть она уже успела вступить в обязательный намаз.

 

3. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные до достижения совершеннолетия. Совершеннолетие, однако, по Шариату наступает значительно раньше, чем мы можем подумать: девочки становятся совершеннолетними с первой менструацией, а мальчики – с первой эякуляцией; если ни того, ни другого долго не происходит, то ребенок становится совершеннолетним, когда ему исполнится пятнадцать лунных лет.

 

4. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные до принятия Ислама (при условии, что до этого человек был изначально неверующим (кафир асли)).

 

5. Не обязательно восполнять намазы, пропущенные в обмороке или коме, если их больше пяти.

 

6. Не обязательно восполнять намазы, если человек пропустил их, будучи сильно болен, так что был не в состоянии даже слегка наклонять голову, и их более пяти. В такой ситуации обязанность совершать своевременный намаз спадает. Если намазов больше пяти, то намазы можно не восполнять, как и человеку в обмороке. Однако по этому вопросу есть расхождения (иное мнение – что восполнять все равно надо), однако вышеизложенное – более правильно, и это мнение передается, к примеру, в «Фатава Захирия». Человек может попасть в такую ситуацию, если, например, парализован.

 

Сохиб ат-тартиб

 

Это одна из самых сложных тем ханафитского фикха в разделе намаза. Если у вас большие долги по намазам, она для вас пока не актуальна, и эту главу смело можно пропустить. Текст ниже предназначен для тех, у кого больших долгов уже нет, а также для тех, кто интересуется логикой фикховых построений.

 

Ранее мы указали, что по ханафитскому мазхабу на восполнение намазов выделяется время до смерти. Это, в целом, верно, поскольку мы фокусируемся на восполнении большого количества пропущенных намазов, однако есть важное добавление.

 

Если человек – сохиб ат-тартиб, то он должен восполнить пропущенные намазы, прежде чем исполнит своевременный. Сохиб ат-тартиб, в свою очередь, – это тот, кто пропустил менее шести намазов. Менее шести – это один, два, три, четыре, пять (логично! ). Считается, что более пяти намазов сложно восполнить единовременно, поэтому все, у кого пропущенных намазов шесть и больше, пользуются этим облегчением и не имеют статус сохиб ат-тартиб.

 

Поясняем – речь идет о человеке, у которого нет долговых намазов вообще: либо он никогда не пропускал намазы (хвала Аллаху! ), либо долговые намазы у него когда-то были, но он восполнил их все, сведя долг к нулю. Итак, у мусульманина вообще нет пропущенных намазов. И он пропускает один намаз/два/три/четыре/пять. На практике это может случиться, когда мусульманин просыпает один или два намаза, или забывает о времени, или находится в какой-то затруднительной ситуации, когда не может сразу сообразить, как ему сделать намаз, и упускает время намаза. Вот тогда он будет считаться сохибом ат-тартиб.

 

Особенность этого статуса заключается в том, что

 

1) пропущенные намазы надо восполнить до своевременных,

2) а если их не восполнить, то своевременный намаз будет считаться подвешенным (маукуф).

 

Подвешенный намаз – это такой намаз, про который мы пока не знаем, действителен он или нет. Действительность этого намаза зависит от того, когда будет восполнен пропущенный намаз. Если он восполнит пропущенный намаз, после того как сумма пропущенных и подвешенных[2] станет равна шести и более, то все подвешенные станут действительны. Если он восполнит пропущенный намаз, прежде чем сумма пропущенных и подвешенных станет равна шести, то все подвешенные станут недействительными – и их надо будет переделать.

 

Эта техническая перемена статуса намазов связана с тем, что, как только количество пропущенных и подвешенных намазов вместе станет равно шести, человек теряет статус сохиб ат-тартиб. А, как мы знаем, у человека, который не имеет статуса сохиб ат-тартиб, своевременные намазы не становятся подвешенными, оттого что он не восполнил все пропущенные до них.

 

Тут можно задать вопрос: «Но если все его подвешенные намазы стали действительными, значит, у него ноль подвешенных и прежнее количество пропущенных. А это меньше шести. Получается, он мгновенно снова получает статус сохиб ат-тартиб? » Нет, не получает. Если человек потерял этот статус, он возвращается к нему только тогда, когда все долги будут восполнены.

 

Аналогично этому, если человек должен был восполнить пятьдесят намазов и восполнил сорок девять из них, он не становится сохибом ат-тартиб – и ему не обязательно восполнять последний оставшийся намаз до своевременного.

 

Из правила есть два исключения:

 

1) Если осталось мало времени до конца намаза, так что, если читать пропущенный, не успеешь своевременный, надо читать сначала своевременный – и он не станет подвешенным. Своевременный намаз будет действителен, и его не надо переделывать.

 

2) Если у человека есть пропущенный намаз, но он об этом не помнит вообще или просто забыл прочитать его сначала, то своевременный намаз будет действителен, и его не надо переделывать.

 

А теперь попробуем разобрать это правило на примерах.

 

Пример 1:

 

Мусульманин проспал фаджр. Он должен восполнить этот фаджр до своевременного зухра. Если он не восполнил его до зухра, зухр станет подвешенным. Если он не восполнит его до асра, аср тоже станет подвешенным. Допустим, он восполнил его во время магриба до своевременного магриба. Считаем количество намазов: 1 пропущенный (фаджр) + 2 подвешенных (зухр и аср) = 3. Три меньше шести, следовательно, зухр и аср стали недействительными. Теперь у него два пропущенных намаза (только зухр и аср, а фаджр он уже восполнил), и ему надо их восполнить опять же до этого своевременного магриба.

 

Пример 2:

 

Мусульманин проспал фаджр. Он должен восполнить этот фаджр до своевременного зухра. Если он не восполнил его до зухра, зухр станет подвешенным. Если он не восполнит его до асра, аср тоже станет подвешенным. Допустим, он восполнил его во время зухра следующего дня до своевременного зухра. Считаем количество намазов: 1 пропущенный (фаджр) + 5 подвешенных (зухр, аср, магриб, иша, фаджр) = 6. Шесть – минимальное число, при котором человек теряет статус сохиб ат-тартиб. Его зухр, аср, магриб, иша и фаджр (второго дня) действительны. Ничего восполнять не нужно.

 

Пусть Аллах сделает эту главу понятной и полезной для читателей.

 

Пример 1 (самый простой)

 

Мусульманин вообще не читал намаз три невисокосных года. Он умножает 365 на 3 и получает всего 1095 дней. Значит, ему нужно восполнить 1095 фаджров, 1095 зухров, 1095 асров, 1095 магрибов, 1095 иша и 1095 витров.

 

Пример 2

 

Мусульманин стал усердно соблюдать религию в 20 лет. До этого, в школе, он читал намаз очень нерегулярно, но знает, что когда пошел в институт в 17 лет, то делал иша перед сном и довольно часто читал магриб в мечети рядом с институтом.

 

Пример 3

 

Мусульманка пропустила 10 лет намазов. За это время у нее родилось два ребенка.

 

Пример

 

Вспоминаем первую историю из предыдущих расчетов.

 

Мусульманин вообще не читал намаз три невисокосных года. Допустим, он живет в Москве. В эти годы он ездил в командировку из Москвы в Санкт-Петербург на 10 дней, а также прожил месяц (30 дней) в Каире.

 

Сначала расчеты аналогичны предыдущим – он умножает 365 на 3 и получает всего 1095 дней. Значит, ему нужно восполнить 1095 фаджров, 1095 зухров, 1095 асров, 1095 магрибов, 1095 иша и 1095 витров.

 

Что касается намазов в пути, то в Каире намазы он сокращать не должен был, так как жил там целый месяц (больше 15-ти дней). Все, что надо было сократить, – это намазы непосредственно в пути (сюда относится, например, время в самолете и пересадки в других городах по дороге в Каир). Туда и обратно он путешествовал ночью – поэтому записываем, что два намаза иша надо будет восполнить в два ракаата. Намазы по пути в Санкт-Петербург и в самой северной столице должны были сокращаться все 10 дней: получается, 10 зухров, 10 асров и еще 10 иша из общего количества надо восполнить как двухракаатные.

 

Методичка для расчетов

 

· Рассчитайте все сразу – не растягивайте этот процесс на неделю. Чем больше бумажной работы, тем больше шансов, что вы запутаетесь.

 

· Тем не менее, пока рассчитываете, сверяйтесь со знающим человеком насчет действительности ваших намазов. Подготовьте ему сразу все вопросы об этом – опять же чтобы не удлинять расчеты.

 

· Опирайтесь на число, в котором вы уверены, – идите от большего к меньшему.

 

· Женщины вычитают дни менструации и послеродовых очищений.

 

· Посчитайте намазы, пропущенные в пути.

 

· Когда вы все посчитаете, не переуточняйте! Не вносите изменений (кроме случаев, когда вы железно убеждены в ошибке, разумеется, – всякое бывает)! Обычно это снова уловки шайтана, который хочет переутомить вас невыполнимыми делами.

 

Да защитит нас Всевышний от козней шайтана. Амин.

 

И последнее!

 

Выполнив этот пункт, надо продолжать идти к цели. Безусловно, это важный пункт плана, но, когда его выполнишь, часто немного остываешь, как будто уже все сделал. Конечно же, это не так – шайтан ловит нас при каждом удобном случае! Вы молодец, что двигаетесь к цели, не останавливайтесь.

 

Отвечая на вопрос о мотивации для восполнения намазов, устаз Абу Али аль-Ашари (да сохранит его Аллах) написал, что нужно осознать, что вы можете умереть в любой миг, а намаз – это первое, что будут с нас спрашивать. Поэтому не станем задерживаться и продолжим идти к возмещению.

 

Следующее небольшое дело – понять, как восполнить намазы качественно, но быстро.

 

Как быстро совершить намаз?

 

Многие задумываются, можно ли как-то сократить намаз, чтобы восполнять быстрее. Вопрос, в общем, логичный. Но не все так просто.

 

Составляющие намаза можно разбить на четыре группы:

 

· Фарды.

· Ваджибы.

· Сунны муаккада.

· Сунны гейр муаккада.

 

Фарды – это обязательные составляющие намаза. По ханафитскому мазхабу их шесть: вступительный такбир, стояние, чтение Корана, поясной поклон, два земных поклона, последнее сидение в течение времени, которое требуется на чтение ташаххуда. Внимание: это означает, что нельзя восполнять намаз сидя для скорости.

 

Ваджибы – это тоже обязательные действия. Их нельзя пропускать: сюда относится чтение «Фатихи» и потом другой суры (или трех аятов) в первых двух ракаатах обязательных намазов и во всех трех для витра, сидение после второго ракаата в трех- и четырехракаатных намазах, чтение ташаххуда, салям в конце намаза. Неисполнение ваджиба делает ваш намаз неполноценным.

 

Сунны муаккада делать необязательно, однако по ханафитскому мазхабу регулярное неисполнение сунны муаккада без причины – это грех. Следовательно, нельзя пропускать и сунны муаккада на постоянной основе.

 

Так что же мы можем сократить? Только те действия намаза, которые считаются мустахаббом. В основном, мустахабб – это не какие-то конкретные слова или действия, а выбор положения рук, пальцев, головы. Ничего такого, что укоротит ваш намаз. За одним исключением. Чтение суры «Аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракаате обязательных намазов (но не витра) – тоже мустахабб, а не сунна муаккада. Но у меня не поднимается рука напечатать, что ее можно вообще не читать, когда восполняешь намазы. Мне честно кажется, что минута чтения «Фатихи» – это не то, на чем стоит экономить время. Не надо воровать у себя награду.

 

Как все-таки восполнять быстрее: пара рекомендаций

 

· Научитесь быстро делать омовение – это ускорит весь процесс.

 

· Читайте короткие суры, в знании которых вы уверены, и научитесь читать их быстро.

 

· Тасбихи в поясном и земных поклонах читайте по три раза.

 

· Выберите короткое дуа для чтения после салавата в последнем ракаате.

 

Предпоследний пункт нашего плана – планирование.

 

Как распланировать возмещение намазов?

 

Первые четыре шага позади, хвала Всевышнему. Итак, вы наконец посчитали, сколько намазов вам нужно восполнить. Эта цифра может оказаться меньше, чем вы думали, но чаще она оказывается невероятно огромной. Не унывайте! Вы уже начали путь к довольству Всевышнего Аллаха – и теперь надо продолжать идти. Каждое путешествие начинается с первого шага и продолжается с каждым шагом. Пусть ваше намерение будет правильным – мы стремимся только к довольству Всевышнего.

 

Не прекращайте идти к намеченной цели. Всевышний дает тауфик тому, кто упорен, и упрощает исполнение. По большому счету, мы не знаем, закончим мы или восполнять наши намазы или нет. Это знает только Аллах. И только с тауфиком от Него мы можем восполнить всё. От нас требуется движение, а завершение – лишь от Аллаха.

 

Вместе с этим психологически проще смотреть на вашу задачу не как на путь длиной в пять лет или даже больше, а как на небольшой маршрут на день. Ставьте себе цель всего на один день: «Сегодня мне надо восполнить один день намазов». Это поможет избежать усиления неврозов и депрессии. Устаз Мутасим аль-Гирьяни, преподаватель онлайн-медресе Qibla, рассказывал на курсе «Debt to the Divine» о том, как однажды встретил участника сообщества анонимных алкоголиков. И тот рассказал, что, поскольку видеть свою задачу как не пить всю оставшуюся жизнь для алкоголика мучительно и депрессивно, они обходят этот острый камень формулировкой: «Я не буду пить сегодня». Как ни странно, этот метод работает – и бывшие алкоголики не срываются в течение всей жизни, применяя этот нехитрый способ смотреть на свой новый трезвеннический образ жизни. Устаз сказал, что можно вынести урок из всего, что нам встречается в жизни, и предложил поразмышлять об этом. Не исключено, что, дабы преодолеть отчаяние, которое может возникнуть у мусульманина, перед которым годы (а то и десятки лет) восполнения намазов, имеет смысл сказать себе: «Я должен восполнить столько-то намазов сегодня», – и не думать о тысячах дней впереди. А завтра повторить то же самое – и так до конца этого пути.

 

Кстати, всем англоговорящим читателям я могу посоветовать мотивационный курс на сайте Qibla “Debt to the Divine” (преподаватель – Moatasem el-Gheryani). Книга перед вами совершенно не похожа на конспект лекций устаза, однако я излагаю, в частности, мотивационные приемы и нюансы планирования, разбираемые на этом курсе.

 

Начните планировать восполнение. Исходить лучше из того, что мы пытаемся выделить максимум нашего времени на восполнение, но при этом учитываем свои ежедневные дела, физические возможности и психологическую нагрузку. Некоторые могут восполнять по три часа регулярно каждый день, а некоторые возьмутся за дело с энтузиазмом, но забросят через два дня. Рассчитайте свои силы так, чтобы не перегореть до финиша. Это очень важно. Вы должны знать себя хорошо, будьте с собой честны: не взваливайте на свои плечи слишком много, но и не лукавьте, уменьшая количество, – мы не дети и должны помнить, что Аллах все знает про нас и нашу искренность.

 

Сначала посчитайте, сколько времени у вас уходит на сон, работу, домашние дела. Сколько свободного времени осталось? Теперь прикиньте, сколько намазов в день вы можете регулярно восполнять. Не возлагайте на себя непосильную ношу, но и не ограничивайтесь одним намазом. Обычно люди, восполняющие по графику, ставят цель восполнить в день от одного до пяти дней пропущенных намазов (то есть примерно 5-25 намазов в день плюс еще пять витров для ханафитов). Этот темп не обязателен в ханафитском мазхабе – я просто привела пример, чтобы читатель смог сориентироваться. Выберите целевое количество намазов на каждый день. Старайтесь придерживаться выбранного вами числа.

 

Помимо этого, установите минимум – пять намазов в день. Это минимум для любого человека в любом состоянии. Запишите цифру «5» в ежедневнике, если вы таковой ведете. Не ложитесь спать, пока минимум не восполнен. Неважно, как вы себя чувствуете, что произошло в этот день и как вы устали.

 

Никаких нытиков!

 

Сократите общение с людьми, которые уменьшают ваше желание восполнять. Иногда это могут быть просто грешники, которые не молятся и отвлекают вас: «Пойдем-ка чай попьем, потом свой намаз сделаешь». Постарайтесь игнорировать их выпады и провокации.

 

Это могут быть мусульмане иных взглядов: «А мне говорили, пропущенные восполнять не надо. Ты уверен? По-моему, нет таких хадисов. Ибн Хазм же писал, сейчас я тебе покажу». И тут, каким бы строгим сторонником мазхабов вы ни были, если перед вами десять лет пропущенных намазов, очень может захотеться найти слабое мнение. Спойлер: все такие мнения предполагают самотакфир, что гораздо хуже десятка лет пропущенных намазов. Не слушайте всех этих людей. Пропущенные намазы восполнять нужно. Точка.

 

Еще вы можете встретить мусульман, которые придерживаются тех же взглядов, что и вы, но восполнять пока не начали. Общение с ними, хотя и не вредит вашей убежденности в фикхе, резко подрывает желание что-то делать в принципе. Они просто ноют: «Как же это тяжело! Я вот так и не начну. Это ж сколько лет восполнять? » – как будто работают суфлером вашего внутреннего голоса, который лишь недавно сдал свои позиции, но продолжает заготавливать дистимические монологи. Эти ваши собеседники не хотят вам навредить, но общение с ними все равно оставляет свой след в душе. Я не призываю вас полностью разорвать связь, особенно если это ваши родственники, но все же постарайтесь окружить себя теми, кто вас поддерживает. Возможно, это будут мусульмане, которые тоже восполняют намазы или уже восполнили свои десять пропущенных лет.

 

Напоследок: полезные советы по планированию

 

· Если случился некий форс-мажор, вы можете не успеть восполнить целевое количество намазов. Но всегда восполняйте минимум (напоминаю – хотя бы пять молитв). Если у вас не было времени или физических/душевных сил днем, восполните пять намазов перед сном.

 

· Введите восполнение намазов в свой график как полезную привычку. Чтобы это прошло эффективнее, прочитайте одну из книг по приобретению полезных привычек (их сейчас невероятное количество, можно почитать, например, «Силу привычки» Чарлза Дахигга).

 

· Ставьте промежуточные цели и награждайте себя за их достижение. Например, приурочьте к восполнению года пропущенных намазов некую важную и желанную покупку.

 

· Награждайте себя и после ежедневного восполнения, например, чашкой кофе, или десятью минутами покоя, если вы живете в суматохе и гонке, или еще чем-нибудь приятным. Это как раз один из способов укоренить хорошую привычку в вашей жизни.

 

· Если выпадают свободные дни, тратьте хоть часть из них на восполнение.

 

· Ищите свободное время для восполнения. Имейте при себе компас и походный коврик – мало ли что. «Окно» между парами в университете? Пикник на природе? Надо кого-то подождать? Подумайте, не получится ли заодно восполнить хотя бы пять намазов.

 

· Если что-то вам мешает восполнять намазы, смотрите на это как на испытание и проявляйте терпение. Если получится, постарайтесь найти способ все-таки восполнять. Например, если вы смотрите за детьми и они отвлекают вас, попробуйте объяснить им, что вам надо сделать пять намазов (помните правило: если у вас форс-мажор, восполняем минимум! ), предложите им тоже помолиться, раздайте каждому по коврику. Не исключено, что они пойдут вам навстречу, и вы получите свои двадцать минут на пять намазов.

 

· Записывайте каждый восполненный намаз! Не давайте шайтану шанса поиграть с вашим сознанием!

 

· Не пропускайте больше ни одного обязательного намаза и совершайте ежедневные желательные намазы из числа сунн муаккада!

 

· Просите помощи у Всевышнего, делайте дуа, просите Его помочь вам завершить начатое.

 

Восполнить всё

Во имя Аллаха,

Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

 

Отвечая на многочисленные вопросы о пропущенных намазах, автор счел, что необходимо составить короткую книгу о разных аспектах восполнения молитв: строго научных, практических и духовных. Правила изложены в соответствии с ханафитским мазхабом в исламском праве.

 

С ситуацией, когда необходимо восполнить намаз, могут столкнуться как мусульмане, не практиковавшие религию, так и те, кто давно соблюдает установления Шариата. Это может быть разовый пропуск намаза (например, если человек случайно проспал утреннюю молитву) или десятилетия долговых намазов (когда этнические мусульмане приходят к соблюдению религии по итогам «кризиса среднего возраста» или вовсе в старости).

 

Безусловно, читать намаз обязательно (фард). Совершеннолетний мусульманин в идеале не должен пропускать ни одного обязательного намаза. Иногда, впрочем, он вынужден восполнять намаз не по своей вине – и грех пропуска намаза не записывается. Итак, попробуем разобраться, в каких случаях может так получиться, что намаз пропущен и его нужно возместить, а когда – восполнять не нужно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь