Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В какое время дня можно восполнять намазы?



 

Общее правило такое – можно восполнять намазы в любое время дня, кроме трех временных промежутков[1]:

 

1) Во время восхода, то есть после окончания намаза фаджр. Это время длится, пока не с неба не исчезнет красный оттенок и пока не посветлеет. Проще говоря, восход занимает примерно двадцать минут после окончания намаза фаджр.

2) Во время зенита. Это время, когда солнце находится в наивысшей точке над горизонтом. Еще его описывают как промежуток между намазом духа и намазом зухр. С наступлением времени зухра запрет на восполнение намазов снимается.

3) На закате, однако – внимание! – имеется в виду не время магриба, а конец времени намаза аср, когда солнце перестает слепить глаза и его свет желтеет. Это занимает примерно последние двадцать-тридцать минут намаза аср (длительность варьируется в зависимости от страны).

 

Все намазы, восполняемые в эти три временных промежутка, НЕ БУДУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ. Поэтому нужно не забывать об этом правиле трех нежелательных времен.

 

Тем не менее, вопреки расхожему мнению, намазы можно восполнять в следующих ситуациях:

 

1) Можно восполнять намазы после совершения намаза аср до наступления желтизны (то есть времени № 3 выше). Иными словами, если вы сделали аср в начале времени (хотя его желательно откладывать), вы можете восполнять намазы после него вплоть до времени, пока свет не станет мягким и желтым (примерно за 20-30 минут до магриба).

2) Можно восполнять намазы после совершения намаза фаджр и до времени его окончания (шурук).

 

Сохиб ат-тартиб

 

Это одна из самых сложных тем ханафитского фикха в разделе намаза. Если у вас большие долги по намазам, она для вас пока не актуальна, и эту главу смело можно пропустить. Текст ниже предназначен для тех, у кого больших долгов уже нет, а также для тех, кто интересуется логикой фикховых построений.

 

Ранее мы указали, что по ханафитскому мазхабу на восполнение намазов выделяется время до смерти. Это, в целом, верно, поскольку мы фокусируемся на восполнении большого количества пропущенных намазов, однако есть важное добавление.

 

Если человек – сохиб ат-тартиб, то он должен восполнить пропущенные намазы, прежде чем исполнит своевременный. Сохиб ат-тартиб, в свою очередь, – это тот, кто пропустил менее шести намазов. Менее шести – это один, два, три, четыре, пять (логично! ). Считается, что более пяти намазов сложно восполнить единовременно, поэтому все, у кого пропущенных намазов шесть и больше, пользуются этим облегчением и не имеют статус сохиб ат-тартиб.

 

Поясняем – речь идет о человеке, у которого нет долговых намазов вообще: либо он никогда не пропускал намазы (хвала Аллаху! ), либо долговые намазы у него когда-то были, но он восполнил их все, сведя долг к нулю. Итак, у мусульманина вообще нет пропущенных намазов. И он пропускает один намаз/два/три/четыре/пять. На практике это может случиться, когда мусульманин просыпает один или два намаза, или забывает о времени, или находится в какой-то затруднительной ситуации, когда не может сразу сообразить, как ему сделать намаз, и упускает время намаза. Вот тогда он будет считаться сохибом ат-тартиб.

 

Особенность этого статуса заключается в том, что

 

1) пропущенные намазы надо восполнить до своевременных,

2) а если их не восполнить, то своевременный намаз будет считаться подвешенным (маукуф).

 

Подвешенный намаз – это такой намаз, про который мы пока не знаем, действителен он или нет. Действительность этого намаза зависит от того, когда будет восполнен пропущенный намаз. Если он восполнит пропущенный намаз, после того как сумма пропущенных и подвешенных[2] станет равна шести и более, то все подвешенные станут действительны. Если он восполнит пропущенный намаз, прежде чем сумма пропущенных и подвешенных станет равна шести, то все подвешенные станут недействительными – и их надо будет переделать.

 

Эта техническая перемена статуса намазов связана с тем, что, как только количество пропущенных и подвешенных намазов вместе станет равно шести, человек теряет статус сохиб ат-тартиб. А, как мы знаем, у человека, который не имеет статуса сохиб ат-тартиб, своевременные намазы не становятся подвешенными, оттого что он не восполнил все пропущенные до них.

 

Тут можно задать вопрос: «Но если все его подвешенные намазы стали действительными, значит, у него ноль подвешенных и прежнее количество пропущенных. А это меньше шести. Получается, он мгновенно снова получает статус сохиб ат-тартиб? » Нет, не получает. Если человек потерял этот статус, он возвращается к нему только тогда, когда все долги будут восполнены.

 

Аналогично этому, если человек должен был восполнить пятьдесят намазов и восполнил сорок девять из них, он не становится сохибом ат-тартиб – и ему не обязательно восполнять последний оставшийся намаз до своевременного.

 

Из правила есть два исключения:

 

1) Если осталось мало времени до конца намаза, так что, если читать пропущенный, не успеешь своевременный, надо читать сначала своевременный – и он не станет подвешенным. Своевременный намаз будет действителен, и его не надо переделывать.

 

2) Если у человека есть пропущенный намаз, но он об этом не помнит вообще или просто забыл прочитать его сначала, то своевременный намаз будет действителен, и его не надо переделывать.

 

А теперь попробуем разобрать это правило на примерах.

 

Пример 1:

 

Мусульманин проспал фаджр. Он должен восполнить этот фаджр до своевременного зухра. Если он не восполнил его до зухра, зухр станет подвешенным. Если он не восполнит его до асра, аср тоже станет подвешенным. Допустим, он восполнил его во время магриба до своевременного магриба. Считаем количество намазов: 1 пропущенный (фаджр) + 2 подвешенных (зухр и аср) = 3. Три меньше шести, следовательно, зухр и аср стали недействительными. Теперь у него два пропущенных намаза (только зухр и аср, а фаджр он уже восполнил), и ему надо их восполнить опять же до этого своевременного магриба.

 

Пример 2:

 

Мусульманин проспал фаджр. Он должен восполнить этот фаджр до своевременного зухра. Если он не восполнил его до зухра, зухр станет подвешенным. Если он не восполнит его до асра, аср тоже станет подвешенным. Допустим, он восполнил его во время зухра следующего дня до своевременного зухра. Считаем количество намазов: 1 пропущенный (фаджр) + 5 подвешенных (зухр, аср, магриб, иша, фаджр) = 6. Шесть – минимальное число, при котором человек теряет статус сохиб ат-тартиб. Его зухр, аср, магриб, иша и фаджр (второго дня) действительны. Ничего восполнять не нужно.

 

Пусть Аллах сделает эту главу понятной и полезной для читателей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь