Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-этнические общности



Социально-этническая общность это исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокуп­ность людей, связанных общностью языка, культуры, психоло­гического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Од­нако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так, в ряде случаев (например, США), этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а об­щие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социаль­но-психологические характеристики сознания и поведения лю­дей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этни­ческой общности выступает этническое самосознание — чув­ство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а так­же традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и обра­зуют специфическую этническую культуру.

Основными историческими разновидностями социально-эт­нической общности являются племя, народность и нация.

Племя тип этнической общности, присущий преимуще­ственно первобытно-общинному строю и основанный на кров­нородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных род­ственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственно­го названия, своего языка или диалекта. Оно также скрепля­лось общими традициями, обычаями, религиозными представ­лениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней органи­зации. Проявлением последних были племенные советы вож­дей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, созда­вали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселе­ния, что приводило, в конечном счете, к образованию народно­сти.

Народность тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном един­стве.

Народности образуются на основе смешения племен и пле­менных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собира­тельного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нация исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономичес­кой жизни, культуры и национального самосознания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, опре­деляющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого нацио­нального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает привержен­ность к национальному языку, территории, культуре, чувство на­циональной гордости, а также определенные этнические стерео­типы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этни­ческие общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: насе­ление говорит на немецком, французском, итальянском и дру­гих языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональ­ные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые старто­вые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны — все это спо­собствует обострению межэтнических отношений. Кроме того, национальная идея, порой, используется клановыми и узкоэтни­ческими группировками в своих прагматических целях, связан­ных преимущественно с переделом собственности.

 

Маргинальность

Специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Маргиналы – это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности. Более глубокая трактовка маргинальности позволила объяснить формирование новых профессиональных, религиозных и т.п. сообществ, которые не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.).

Виды маргиналов:

• этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

• биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

• социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, например абитуриенты);

• возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

• политические маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

• экономические маргиналы (безработные);

• религиозные маргиналы –не решающиеся осуществить выбор между конфессиями.

 

Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Социальный институт

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Суще­ствует немало его определений и трактовок. В российском эн­циклопедическом социологическом словаре социальные инсти­туты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется обще­ственная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отноше­ний в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт тракту­ется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет по­нимание социального института как специфического социаль­ного образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря соци­альным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их соци­альных связей.

Социальный институт представляет собой сложную обще­ственную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирую­щих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценно­стную структуру общества, что позволяет узаконить его деятель­ность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечи­вающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные ин­ституты:

институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообраз­ные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рас­сматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздей­ствие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настоль­ко тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной дея­тельностью, способствует развитию духовных процессов, регу­лирует семейные отношения. А институт семьи фактически яв­ляется пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, обра­зования, права, религии, культуры и т.д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выде­ляют пять групп таких общих признаков (табл.2)

Таблица 2

Признаки главных институтов общества

признаки семья государство бизнес образование религия
1.установленные образцы поведения привязанность, лояльность, ответственность, уважение послушание, лояльность субординация производительность, экономичность, производство прибыли любовь к знаниям, посещаемость почтительность, лояльность, поклонение
2.символические культурные признаки обручальное кольцо, брачный ритуал флаг, печать, герб, национальный гимн фабричная марка, патентный знак школьная эмблема, школьные песни крест, иконы, святыни, гимн
3.утилитарные культурные черты дом, квартира, мебель общественные здания, общественные работы, бланки и формы магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы классы, библиотеки, стадионы церковные здания, церковный реквизит, литература
4.кодекс устный и письменный семейные запреты и допущения конституция, законы контракты, лицензии правила учащихся вера, церковные запреты
5.идеология романтическая любовь, совместимость, индивидуализм государственное право, демократия, национализм монополии, свободная торговля, право на труд академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении пра­вославие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам

 

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может выз­вать стихийное появление видов деятельности, имеющих це­лью восполнить дисфункцию института за счет нару­шения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением са­мого социального института или же созданием нового соци­ального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Роберт Мертон считал, что функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными ( латентными ), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми.

Явные функции записаны в уставах, формально заявлены, декларированы, приняты сообществом. К ним относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так во взаимодействиях между институтами.

Для социолога особый интерес представля­ют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества пока­зывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь