Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Константин Дмитриевич Бальмонт-150 лет со дня рождения
(3 [15] июня 1867, — 23 декабря 1942) Константин Дмитриевич Бальмонт - талантливый поэт, переводчик и эссеист, он вошел в историю русской культуры и литературы как автор 35 стихотворных сборников и двух десятков прозаических книг. Кроме того, Бальмонт перевел и открыл для российского читателя множество произведений Оскара Уайльда, Шарля Бодлера, Эдгара По и др. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня (3 июня по старому стилю) 1867 года в деревне Деревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село). В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города. Гумнищи Владимирской губернии Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области., в дворянской семье. Костя научился читать в возрасте пяти лет, подсматривая за тем, как мама учила грамоте его старшего брата. Она же познакомила будущего поэта с Иваном Саввичем Никитиным, Алексеем Васильевичем Кольцовым, Николаем Алексеевичем Некрасовым, Александром Сергеевичем Пушкиным. В 1887 был исключен из Московского университета Университет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу. Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов. за участие в студенческом движении. Первые произведения («Сборник стихотворений», Ярославль, 1890, сб. «Под северным небом», 1894) содержали мотивы гражданской скорби. Вскоре Костя выступил как один из ранних представителей русского Символизм а (сборники «В безбрежности», 1895, «Тишина», 1898, «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). К. Д. Бальмонт сочувственно встретил Революцию Революция (от позднелатинского revolutio — поворот, переворот) — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.). 1905 года (цикл стихов «Песни мстителя», Париж Париж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2, 1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. человек., 1907). Последующие его сборники: «Фейные сказки» (1905), «Литургия красоты» (1911), «Сонеты Сонет (итальянское sonetto) — стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 веке в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов». Солнца, Неба и Луны Луна (латинское название Moon) — естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384 400 км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5, 145°, масса 7, 35.1022 кг (1/81, 3 массы Земли), средний радиус Луны 1738 км, ускорение силы тяжести на поверхности 1, 62 м/с2. Средняя плотность 3343 кг/м3, сидерический период обращения 27, 3 сут, синодический период обращения 29, 5 сут. Светит отраженным солнечным светом, визуальное сферическое альбедо 0, 75. Поверхность Луны в основном гориста, покрыта многочисленными кратерами ударного (метеоритного) происхождения. Лунный грунт — реголит. Температура на поверхности Луны 100-400 К. Первый человек ступил на поверхность Луны 21 июля 1969 (Нил Армстронг, США).» (1917) и другие. Константин Дмитриевич собирал и публиковал образцы творчества Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. народов Народ — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». разных стран: Египта, Мексики, Перу, Индии и др. (кн. «Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних», 1908, и др.). Для поэзии поэта характерны декадентские черты, мотивы исступлённо-восторженного восприятия Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. природы, самоутверждения сильной личности Личность: 1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.. Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»). С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Самые популярные произведения: «Одна есть в мире красота...» «О, женщина, дитя, привыкшее играть...» Смерть («Суровый призрак, демон, дух всесильный...») Сонет Смерть («Не верь тому, кто говорит тебе...») Фантазия («Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья...») Молитва («Господи Боже, склони свои взоры...») Лунный свет («Когда Луна сверкнет во мгле ночной...») Сонет Нить Ариадны («Меж прошлым и будущим нить...») «Уходит светлый Май. Мой небосклон темнеет...» Болото («О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений...») Родная картина («Стаи птиц. Дороги лента...») «Мне ненавистен гул гигантских городов...» «Я знаю, что значит — безумно рыдать...» Призрак («Где бы ни был я, везде, как тень, со мной...») У фьорда («Хмуро северное небо...»)
Пётр Никола́ евич Не́ стеров-130 лет со дня рождения. (15 [27] февраля 1887 — 26 августа [8 сентября] 1914) Пётр Никола́ евич Не́ стеров — русский военный лётчик, штабс-капитан. 27 февраля мир вспомнит о легендарном Петре Николаевиче Нестерове, родившемся в 1887 г. Имя знаменитого российского летчика связано с двумя его ключевыми открытиями. Трюк «петля Нестерова» фактически положил начало искусству высшего пилотажа, а сама фигура считается одной из самых сложных в этом «спорте». Кроме того, летчик впервые в истории боевой авиации использовал таран. Почтовая марка СССР из серии «Деятели отечественной авиации», посвящённая Нестерову, 1963, 10 копеек Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Награды 10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществлённую им «мёртвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Пётр Николаевич никогда не расставался. Также являлся кавалером орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. Посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени (25.1.1915). Ордена Св. Георгия
Орден Св. Анны 3 степени Орден Св. Станислава 3 степени
И́ горь Северя́ нин-130 лет со дня рождения. (4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург — 20 декабря 1941) 16 мая – день рождения Игоря Васильевича Лотаря, известного под псевдонимом Игорь Северянин. Этот поэт – одна из самых заметных фигур Серебряного века. Его «Ананасы в шампанском» стали буквально синонимом роскошной жизни, а фраза приобрела статус крылатой. Северянин пользовался огромной популярностью (особенно его любила женская часть аудитории), выпустил множество сборников стихов и был прекрасным переводчиком с эстонского. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Игорь Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Произведения: · «Громокипящий кубок», М., „Гриф“, 1913 (всего 9 изданий) · «Златолира», М., „Гриф“, 1914 (всего 6 изданий) · «Ананасы в шампанском», М.: Изд-во „Наши дни“, 1915 (4 издания) · «Victoria regia», М., „Наши дни“, 1915 (всего 3 издания) · «Поэзоантракт» М., „Наши дни“, 1915(обложка 1916); 3-изд. авт. Пб., 1918 · «Собрание поэз», тт.1-4, 6.М., В.Пашуканис, 1915-18; 2-е СПб„Земля“, 1918 · «За струнной изгородью лиры.Избранн. поэзы», М., В.Пашуканис, 1918 · «Поэзоконцерт», М., „Просвещение народа“, 1918 · «Creme de Violettes.Избранные поэзы», Юрьев: " Odamees", 1919 · «Puhajogi», Юрьев: " Odamees", 1919 · «Вервэна», Юрьев: " Odamees" , 1920 · «Менестрель.Новейшие поэзы», Берлин: изд." Москва", 1921 · «Миррэлия», Берлин: изд. " Москва", 1922 · «Падучая стремнина. Роман в 2-х частях», Берлин: Изд. „Отто Кирхнер“, 1922 · «Фея Eiole», Берлин: " Отто Кирхнер и Ко“, 1922 · «Я чувствую как падают листья». Музыка Д.Покрасс. Ноты. М., 1923г. 4 с. · «Соловей» Берлин - Москва: Изд. акц. о-ва „Накануне“, 1923 · «Трагедия титана.Космос. Изборник первый», Берлин- Москва, „Накануне“, 1923 · «Колокола собора чувств: Автобиогр. роман в 2 ч.», Юрьев-Тарту, изд." В. Бергман", 1925 · «Роса оранжевого часа: Поэма детства в 3 ч.», Юрьев-Тарту, изд." В. Бергман", 1925 · «Классические розы.Стихи 1922 - 1930», Белград, 1931. (Рус. б-ка; Кн.33) · «Адриатика. Лирика», Нарва, изд. автора, 1932 · «Медальоны» Белград, изд. автора, 1934. · «Рояль Леандра.(Lugne). Роман в строфах», Бухарест: издание автора, 1935 Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
Марк Заха́ рович Шага́ л-130 лет со дня рождения (7 июля 1887) — 28 марта 1985) Марк Заха́ рович (Моисе́ й Ха́ цкелевич) Шага́ л — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. В 1907 году он покинул свой родной город Витебск, переехав в Санкт-Петербург. Там в биографии Шагала проходило обучение под руководством Л.Н. Бакста. В 1910 году в Париже он начал впитывать характерные черты кубизма в свой экспрессионистский стиль. Шагал считается предвестником сюрреализма. После нескольких лет в России, в 1922 году он переехал во Францию, где прожил большую часть своей жизни. Он часто повторял тематики, извлеченные из еврейской жизни и фольклора. Кроме того, художник крайне любил использовать цветочные, животные символы в своих полотнах. Его главные ранние работы в основном включают фрески для еврейского государственного театра. Среди других известных в биографии Марка Шагала работ: «I and the Village» (1911, музей современного искусства, Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств, Чикаго). Шагал разработал декорации и костюмы для балета Стравинского «Жар-Птица» (1945). Двенадцать витражных стекол Шагала, символизирующие семейства Израиля, были показаны в Париже, Нью-Йорке. После этого витражи были установлены в медицинской центре Хадасса в Израиле. Также в биографии Марка Шагала были выполнены две громадные фрески для театра «Метрополитен-опера». Они символизировали источники, триумф музыки, были установлены в 1966 году. Большинство работ автора выполнены с выдающейся изобретательностью, мастерством. Кроме того Шагал иллюстрировал множество книг, включая «Мертвые души» Гоголя, «Fables» Лафотена, а также Библию (1956). В 1973 году в Ницце открыт музей его работ. Награжден Орденом Почетного Легиона. Известные картины. «Я и деревня»
«Автопортрет с семью пальцами»
« Над городом» Автопортрет Марка Шагала «Белое распятие» Самуи́ л Я́ ковлевич Марша́ к-130 лет со дня рождения (1887—1964) Самуи́ л Я́ ковлевич Марша́ к — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Ранние годы Родился Самуил Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак» происходит от известного раввина Аарона Кайдановера, и в кратком переводе означает – «наш учитель». Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга. Начало творческого пути После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник на еврейскую тематику «Сиониды»). Литературная карьера После свадьбы в 1912 году пара уезжает в Англию. Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить на русский язык сонеты В. Шекспира, стихотворения У. Блейка, Р. Киплинга, Дж. Остин, баллады и песни Р. Бернса. Переводы, сделанные им, стали классическими, а сам Маршак получил почетное звание гражданина Шотландии. Смерть и наследие Умер Самуил Маршак 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Произведения: Детские сказки · «Двенадцать месяцев» (пьеса, 1943) · «Горя бояться — счастья не видать» · «Радуга-дуга» · «Умные вещи» (1964) · «Кошкин дом» (первый вариант 1922) · «Теремок» (1940) · «Мельник, мальчик и осёл». · «Сказка о глупом мышонке». · «Сказка про короля и солдата». · «Про двух соседей». · «Лошади, хомяки и куры». · «Сказка про умного мышонка». · «Отчего кошку назвали кошкой». · «Кольцо Джафара». · «Старуха, дверь закрой! » · «Пудель». · «Багаж». · «Хороший день». · «Отчего у месяца нет платья». · «Где обедал воробей? » · «Волга и Вазуза». · «Кот-скорняк». · «Лунный вечер». · «Усатый-полосатый». · «Храбрецы». · «Угомон». · «Разговор». · «Что я видел». · «Сказка про козла». · «Доктор Фауст» Награды и премии · Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам · Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943) · Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира · Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей» · Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика» (1962) и книги для детей. · «два ордена Ленина (1939, 1957) · орден Отечественной войны I степени (1945) · орден Трудового Красного Знамени (6.11.1947)
Серге́ й Па́ влович Королёв- 110 лет со дня рождения. (30 декабря 1906 [12 января 1907], Житомир — 14 января 1966 года, Москва) В 1924 окончил в Одессе профессиональную строительную школу. С 1927 работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил Московское высшее техническое училище и одновременно Московскую школу лётчиков. С июня 1930 старший инженер ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планёров. После знакомства с К. Э. Циолковским и его работами К. увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 совместно с Ф. А. Цандером участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) К. был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 — руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа «Ракетный полёт в стратосфере». Им был разработан ряд проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланёра РП-318-1, впервые в СССР совершившего полёт под управлением лётчика В. П. Федорова (1940). В 1942—46 К. работал в ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолётов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая деятельность К. как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем. В истории освоения космического пространства с именем К. связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого учёного позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи К. получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял К., позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». К. воспитал многочисленные кадры учёных и инженеров. В 1957 К. присуждена Ленинская премия. Награды и звания · Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961). · Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. · Лауреат Ленинской премии. · Академик АН СССР. · Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур Гео́ ргий Миха́ йлович Ви́ цин-100 лет со дня рождения. (5 [18] апреля 1917, Териоки — 22 октября 2001, Москва) 18 апреля 1917 г. – день рождения одного из известнейших советских и российских актеров театра и кино, Георгия Михайловича Вицина. Роли в фильмах «Старая, старая сказка», «Женитьба Бальзаминова» и, конечно, комедиях Леонида Гайдая («Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс») – все они, как и роли в театре, запомнились зрителям. Кроме того, его голосом говорят персонажи многих мультиков и фильмов – Вицин был отличным актером дубляжа.
Ю́ рий Петро́ вич Люби́ мов-100 лет со дня рождения. (17 (30) сентября 1917(19170930), Ярославль — 5 октября 2014, Москва) Ю́ рий Петро́ вич Люби́ мов — советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952), Государственной премии России (1997). Один из реформаторов российского театра. В Великую Отечественную войну был участником (конферансье и один из ведущих артистов) Ансамбля НКВД, выступавшего перед бойцами Красной Армии. Он играл во втором МХАТе, театре имени Вахтангова, Театре на Таганке. Как режиссер Любимов в Театре на Таганке помог раскрыть гений Высоцкого-актера, ставил спектакли в немецком Бонне и театре La Scala. Как киноактер он появился на экране в фильмах «Беспокойное хозяйство», «Мичурин», «Кубанские казаки», «Белинский» и др.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы