Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЦЕНТРАЛЬНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ



Центральное Средиземноморье в начале эллинистического периода было поделено между двумя аристократическими республиками — Карфагеном и Римом, бывшими вначале союзниками, но вскоре ставшими соперниками. Греческая цивилизация оказала еще более сильное влияние на них, чем на варварские народы Европы.

Преобразования в Карфагене

Древняя финикийская колония уже не стремилась к изолированности, как в предыдущие эпохи. Но открытость усугубляла серьезные социальные конфликты. Народ, стремившийся оттеснить от власти аристократию, требовал осуществить свои права после поражения Карфагена в Первой Пунической войне и восстания наемников. Большая семья Баркидов использовала это недоволь-

183

ство и устремилась в Испанию. Их действия весьма напоминают военные операции Александра и диадохов. Гамилькар (высадился в Испании в 237 г. до н. э.), его зять Гасдрубал и сын Гамилькара Ганнибал поочередно установили там свое влияние. Государство, которое они создали в Испании, опиралось на наемную армию и имело много черт эллинистической монархии. Баркиды проводили политику ассимиляции, женились на иберийских принцессах, возводили столицу — Новый Карфаген (Картахену), чеканили монеты, на которых изображали себя царями, увенчанными диадемой.
После почти двухвекового перерыва Карфаген вновь начал торговать с греческим миром. Особенно тесные отношения были установлены с птолемеевским Египтом, Родосом и Кампанией. Карфаген стал чеканить монеты с 350 г. до н. э. (и даже на подвластной Карфагену части Сицилии — с начала IV в. до н. э., для оплаты услуг наемников), их финикийский эталон был тот же, что у Птолемеев. Карфагенские купцы ездили в Афины и на Делос. Фивы в Карфагене имели одного проксена. Плавт, вдохновясь греческой комедией, описал высадку пунийского купца в Калидоне, где у него был торговый партнер. Торговля основывалась на обмене греческих товаров на продовольственные продукты из Магриба и минералы, вывезенные из Тропической Африки (золото с россыпей Гамбии) или с Британских островов (олово). Эллинистические вещи многочисленны и в самом Карфагене, и в некрополях мыса Бон (керамика, бронзовые изделия, слоновая кость). Там найдена прекрасная александрийская ваза с изображением мужской головы на крышке и лягушки (египетского символа воскрешения) внизу.
Искусство также менялось. Конечно, не монументальное: тип храма остался финикийским, и только позже на скульптурные украшения начали влиять греческие образцы. Но религиозная и погребальная скульптура эллинизировалась. Стелы тофетов (святилища, в которых приносили в жертву детей) повторяют формы маленьких храмов с фронтоном, акротерием, антаблементом, ионическими колоннами. Появились греческие религиозные символы и элементы декора (Гермес, Сатир, кратер, растительный орнамент). Саркофаги, найденные в некрополе в Сент-Монике, имеют крышки, украшенные статуями божеств. Лучшая из них изображает Танит, отождествленную с Исидой, одетую в костюм, имитирующий перья птицы. Мастера коропластики копировали сицилийскую



184

терракоту, а литейщики — италийские бронзовые ойнохои (кувшины для вина). Эти влияния можно частично объяснить тем, что в Карфагене обосновывались греческие мастера, самым известным из которых был Боэт.
В души людей проникала греческая религия. В договоре, заключенном Ганнибалом и Филиппом V после битвы при Каннах, боги, упомянутые в клятве карфагенян, носят греческие имена, как если бы пунийцы хотели показать близость обоих пантеонов. Греческих богов, названных в клятве, трудно идентифицировать с пуническими божествами. Тем не менее можно предложить следующие параллели: Зевс — Баал-Хаммоы; Гера — Танит; Геракл — Мелькарт; Арес — Адад. Почитание Деметры и Коры было торжественно введено в 396 г. до н. э. во искупление святотатства, совершенного Гамилькаром во время осады Сиракуз 1. Им был посвящен храм на холме Бордж-Джедид, в Карфагене их культ на греческий манер отправляли греческие женщины. Во время раскопок обнаружено множество сосудов для жертвенных возлияний (цернов), а в могилах — статуэтки богинь, одна из которых несет другую. С IV в. до н. э. ханаанейский бог-дитя Шадрапа отождествлялся с Дионисом. На погребальных стелах тофета мы видим кроме дряхлого Гермеса дионисийские знаки: кратер, плющ, виноград, итифаллический Сатир. В захоронениях найдены изображения виноградных гроздьев и фаллических символов.
В Карфагене появилась новая эсхатология, отвечавшая тем же тревогам, что и в эллинистическом мире. Распространение заимствованной у греков кремации свидетельствует о существовании веры в переселявшуюся душу, которую освобождал огонь. На надгробиях можно видеть рисунки, символизирующие такую душу (например, Сфинкс на мавзолее нумидийского правителя в Дугге — II в. до н. э.). Для обретения вечного спасения обращались к Деметре и Дионису, поскольку древние верования в темную пещеру Шеол уже не удовлетворяли людей.
Конечно, все эти новшества не имели глубокого характера. Пуническое искусство продолжало лениво фабриковать традиционные безделушки. Главными богами оставались Баал-Хаммон и Танит, разве что ужасные ритуалы в тофетах смягчились в результате замены в ритуале жертвоприношений детей животными. Даже будучи широко открытым в сторону Средиземноморья, т. е. грече.




185

ского мира, Карфаген не изменил своему семитскому прошлому.

В империи Карфагена

Греческое влияние, видимо, понемногу распространилось по обширной империи, которую создал Карфаген.
Мы уже отмечали феномен Испании, где сосуществовали пунические и греческие колонии. Корсика и Сардиния, где преобладал элемент местной культуры (лигурийской для Корсики, иберийской для Сардинии), должны были принять гегемонию Карфагена, под которой они оставались до аннексии их Римом в 238 г. до н. э. Но греческое влияние чувствовалось и там. Недавние раскопки на Корсике показали, что Алалия была частично греческой. Ольбия на Сардинии, где найдено несколько греческих надписей, была связана торговлей с Массалией.
Магриб, вначале частично контролируемый пунийцами, находился под влиянием карфагенских традиций * и после падения метрополии, но и туда, в свою очередь, проник эллинизм. С IV в. до н. э. на севере Марокко и в алжиро-тунисском Телле появились царства мавров и нумидийцев. Затем их цари переняли восточный авлический обычай, установили царский культ, начали чеканить монеты, содействовали градостроительству. Они, как показало изучение монет, скопировали испанское государство Баркидов 2. Таким образом, вторичное греческое влияние превратило их в эллинистических князьков. Самый значительный из них — Масинисса, нумидийский царь, столица которого находилась в Цирте (Константине), обеспечивал зерном Афины и Делос, а один из его сыновей был победителем в Афинах на Панафинейских играх. Его преемник Миципса привлекал к своему двору образованных греков.
Недавние раскопки в Марокко открыли несколько городов, которые при сохранении пунических традиций (в частности, прежними были простейшие жилища) испытали греческое влияние. Тамуда, в 15 километрах от

* Население Магриба, если не считать пунийского меньшинства, - ливийское. Ливийцы (предки берберов) относятся к хамитской языковой семье. Они занимали обширнейшую территорию от оазиса Сива до Атлантики, от суданской саванны до Средиземного моря и делились на несколько народов (иумидийцы, мавры, гетулы и др.),




186

моря, в провинции Тетуан, построена по Гипподамову плану, в шашечном порядке, с агорой. В Ликсе — древнефиникийской торговой колонии — находились два эллинистических храма, посвященные, очевидно, Гераклу-Мелькарту. Они были построены из обтесанных камней, как и укрепления, возведенные около 100 г. до н. э. В Сале, в широком устье Бу-Регрега, сохранилось здание, выполненное эллинистической кладкой. Во внутренних районах, в Волубилисе, также окруженном тщательно построенными укреплениями, есть три храма доримского времени, один из них пунического, два других греческого типа. На монетах Тинги (Танжер) мы видим изображение головы Деметры. В Ликсе была найдена статуя Адада, изображенного в виде Океана. Дискутируется вопрос, были ли прекрасные бронзовые греческие изделия Волубилиса и Ликса ввезены торговцами в начале эллинистической эпохи или собраны позже Юбой II. Во всяком случае, проникновение эллинизма повсюду, несмотря на сопротивление пуническо-мавританской цивилизации, не вызывает сомнений. Оно могло быть результатом сознательной деятельности мавританских царей, эллинизированных гораздо ранее Юбы II.

Греческий Рим

Эллинизация Рима началась очень давно. Две основные даты этого процесса следующие: 343 г. до н. э.— подписание договора с Капуей, который ориентировал интересы Рима в сторону глубоко эллинизированного района, и 272 г.— взятие Тарента, завершившее завоевание Великой Греции. Отныне политические и военные контакты с эллинистическим миром, постепенное завоевание восточной части Средиземноморья, приток с Востока рабов ускорили процесс эллинизации. Напрасно некоторые государственные деятели пытались остановить его. Катон Старший ввел законы против роскоши, в 186 г. до н. э. сенат принял суровые меры против вакханалий, но ему не удалось изгнать Вакха и победить мистицизм. Эллинизм был непобедим, потому что социальные условия в Риме подверглись глубоким изменениям. Граждане полиса делились на аристократию и плебс, одинаково жадных до развлечений. Народ проявлял интерес к предсказаниям радикальных перемен некоторых политических мыслителей Греции.

187

Всемогущество царей Востока задевало самые благородные умы. Первым полководцем, который поставил жажду власти выше сохранения республиканских интересов, был, безусловно, Сципион Африканский Старший. После того как победа при Заме вознесла его к зениту славы, он буквально задушил государство своей высокомерной гордостью. Как эллинистический царь, он проводил семейную политику, поручив своему брату Луцию ведение войны в Сирии, чтобы тот обучился военному искусству. Этот «сверхчеловек» не довольствовался почестями, воздававшимися ему людьми, и Энний обещал ему счастливую вечность 3. Обвиненный в коррупции, Сципион с пренебрежением отказался оправдать себя и гордо удалился в изгнание.
Сулла пошел дальше: он попытался основать в Риме монархию. Однако, неспособный твердо взять власть о свои руки, он предпочел удалиться в Кампанию, нежели довольствоваться ограниченной властью (согласно гипотезе Ж. Каркопино). Цезарь мечтал о диадеме басилевса, а Антоний, покоренный Востоком и восточной женщиной, — о создании теократического царства.
Следуя греческому примеру, расширяются торговые связи. С 326 г. до н. э. Рим начал чеканить в Кампании свои первые серебряные монеты — «римско-кампанские дидрахмы». Довольно быстро он приобщился к денежной экономике. С 289 г. до н. э. Рим поменял греческий эталон на систему, основанную на римском фунте, а с 269 г. перенес мастерские в город. В 179 г. в Остии был построен большой порт эллинистического типа. Отныне крупных торговцев и банкиров Италии от своих восточных конкурентов отличала лишь еще большая алчность.
Самые заметные изменения произошли в жилище и в повседневной жизни. Традиционный дом с атриумом дополнился расположенным сзади перистилем. Полы покрылись мозаикой, а стены — живописью, прекрасные образцы которых донесли до нас Помпеи и Геркуланум. Старую деревянную мебель заменили столы из мрамора и кровати из бронзы. Богачи почувствовали вкус к пышной одежде и пиршествам, на которых одни изысканные блюда сменялись другими. Рим становился, все краше благодаря не только новым зданиям, но и ввозу награбленных шедевров со всего Востока.
Все это очень пагубно влияло на умонастроения римлян. Старое патриархальное общество рушилось. Власть отцов семейств оспаривалась, Женитьба на деньгах и раз-





188

воды становились все более частыми. Лихорадочная погоня за удовольствиями пришла на смену суровому быту прошлого.

Кружок Сципионов

Эллинизм стал похож на «ящик Пандоры». Новая утонченность появилась в некоторых аристократических кружках «поколения 160-х годов» (П. Гримал), в частности в кружке Сципионов. Уже Сципион Африканский Старший, скомпрометировавший себя тем, что каждый день брился и прогуливался в греческом костюме, был другом Энния. Сципион Эмилиан, у которого были греческие учителя и который обладал библиотекой паря Персея, привезенной Эмилием Павлом, окружил себя близкими друзьями-учеными, греками (Полибий, Лелий, прозванный Мудрым, Теренций, Панэтий Родосский...). Некоторые из них оказали на него сильное влияние, например Панэтий, предложивший рациональную и вместе с тем человечную дисциплину среднего стоицизма, и Полибий, который, как писал П. Педеш, несколько обуздал его воображение и чувственность и принудил, не без ущерба для блестящей личности, ставить метод и размышление над горячностью и страстью.
Кружок бурлил смелой мыслью. Осуждали народное правительство как худшее из возможных и оправдывали приход к власти просвещенных аристократов. Религиозный скептицизм развивался потому, что религия служила великолепным инструментом в руках ловких политиков. Стоицизм обладал большой притягательной силой. Действительно, члены кружка Сципионов презирали вульгарные, портившие нравы проявления эллинизма. Цензорство Эмилиана напоминало цензорство Катона. Сципион заявил народу, что «хочет быть ему полезен, как полезен строгий ошейник собаке», и выразил свое крайнее недовольство во время посещения школы танцев. Члены кружка проповедовали и практиковали простоту и чистоту жизни. В честь похорон Сципиона Квинт Элий Туберон дал столь умеренный обед, что в народе начались пересуды. Короче говоря, наиболее осмотрительные аристократы с удовольствием приобщались к очищенным формам эллинизма и пренебрегали грубыми его проявлениями.


189


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь