Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО, ИНДИЯ И КИТАЙ
Поход Александра в Индию открыл перед греческой экспансией неограниченные перспективы на Востоке. Конечно, завоеватель из-за гибели своих ветеранов не смог * В Лаодикее, в 100 км к югу от Экбатаны, найдены изготовленные в Сирии и Египте статуэтки, изображающие Зевса, Афину, Аполлона, Деметру, а также стела, на которой высечен декрет Антиоха III. В Шами, на пути, соединяющем Персидский валив о областью Исфахан, найдены большие статуи Зевса, Диониса, Антиоха IV и его жены. Эти статуи, как и декрет из Лаодикеи, свидетельствуют о распространении в Иране царского культа. 207 проникнуть в бассейн Ганга, и от восточных сатрапий его наследников Селевкидов отделилось огромное царство, но раз установившиеся связи не прерывались. С начала III в. до η. э. об этом свидетельствует история величайшего индийского императора эллинистической эпохи — Ашоки. Греческие царьки продолжают царствовать на огромных территориях, входящих ныне в среднеазиатские республики СССР, Афганистан, Пакистан и даже частью в Индию. К тому же стали более интенсивными торговые и культурные связи между Индией и средиземноморским миром. АШОКА И ГРЕКИ Одним из наиболее ярких примеров новых отношений является деятельность Ашоки (273—236) — самого могущественного властителя из династии Маурьев. Эта династия, основанная в 313 г. до н. э. Чандрагуптой (Сандракоттом греков), изгнавшим стратегов Александра, распространяла свою власть на территорию от Арахосии до Бенгалии и от Афганистана до Майсора. Ашока хорошо известен благодаря надписям, которые очень часто встречаются по всей Империи. Этот великолепный эпиграфический комплекс, буддийский по своей религиозной направленности, является одновременно и исповедью и клятвой: новообращенный владыка принял «дхарму» (благой порядок, закон), предписывавшую основные добродетели. Настоящая пропаганда заключалась в «даре дхармы» — милосердном подарке, вдохновленном любовью к человечеству, требовавшей тяжелых и постоянных усилий. 208 Осталось главное различие: греческий царь был ведом только разумом, Ашока — верой, которую он не переставал распространять, пропагандируя Закон. Подобные устремления были чужды эллинистическим властителям. В то же время Ашоку вдохновляли неземные идеалы. «Достичь неба — что может быть важнее! » — восклицает он. Однако временами его мучили угрызения совести, например после завоевания Калинги, за которым последовала резня. Это чувство трудно представить себе у властителей Средиземноморья той эпохи. * Селевк I заключил союз с Чандрагуптой и отправил к нему своего посла Мегасфена, который привез из Индии колоритный рассказ (от него осталось несколько фрагментов). Плиний Старший (6, 58) говорит о посольстве, отправленном Птолемеем Филадельфом к некоему индийскому властителю, очевидно к отцу Ашоки-Биндусаре. 209 воздержанию от употребления в пищу мяса животных, выражающей основной принцип буддизма, могли узнать предписания пифагореизма. Этим текстом открывается новая захватывающая страница в истории воздействия восточных культов на греков диаспоры. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы