ГРЕКИ, АЗИАТСКИЕ СТЕПИ И КИТАЙ
Трудно представить себе, что в эллинистическое время существовали еще более дальние связи — со степью, населенной иранцами, саками и сарматами, а восточнее — гуннами, с Китаем. Тем не менее их нельзя отрицать, хотя они и были единичными, и лишь немногочисленные археологические находки проливают на них свет.
В этих связях ведущую роль играла Бактрия. Пути огромной протяженности, на которых путешественник должен был преодолевать трудные перевалы и испытывать муки жажды в пустыне, издавна соединяли ее с
223
китайским миром. Два из них заслуживают особого внимания.
Первый часто называют «великим шелковым путем», и проходил он по долинам Памира, достигал Кашгара и огибал с севера (по Аксу и Турфану) или с юга (по Хотану и Дуньхуану) пустынный бассейн Тарима; остаток пути до Китая был не столь труден. Он приводил к Чанъаню (совр. Сиань), столице империи ранних Хань. Очевидно, слово «Чанъань» означало sera metropolis — столицу серов у римских географов. Второй путь поднимается на север к Самарканду, откуда можно попасть на северный отрезок первого пути у Аксу или идти дальше к северо-востоку, чтобы черев Монголию достичь Хуанхэ.
Китайским текстам хорошо известны Та-Юань (Фергана), часть которой была завоевана бактрийскими царями, и Да-Хья (Бактрия). В них содержатся точные сведения о завоевании Бактрийского царства племенами юэчжи. Император У-ди посылает в Бактрию разведывательную экспедицию под командованием Чжан Цяня (около 138—125), его рассказ использован и частично воспроизведен около 100 г. до н. э. великим историком Сыма Цянем, который сообщает о многочисленных укрепленных городах в Фергане — они могли быть построены только греками. Рассказ ценен не только деталями, которые видел сам автор (например, в Бактрах — сычуаньские ткани и трости из бамбука). Он также слышал о двух странах, расположенных дальше к западу: Нган-си (Персия) и Тяо-че (вся остальная Азия до Западного, т. е. Средиземного, моря). О Тяо-че, т. е., по всей видимости, об эллинистических или эллинизированных государствах, он знал, что там сеяли рис, правили мелкие владыки, а люди там — ловкие фокусники!
Тот же источник повествует о трудностях ферганских купцов, желавших наладить прямые контакты с Китаем. Первые такие контакты произошли, судя по всему, только в 106 г. до н. э., когда в Парфию через Бактрию прибыл первый китайский караван. Но обмен через посредников осуществлялся и раньше. В одном направлении шли жеребцы для китайских конных заводов, в обратном — шелковые изделия, меха, обогащенная железная руда, драгоценные металлы. Доказательством могут служить медно-никелевые монеты, которые бактрийские цари Евтидем III, Панталион и Агафокл начали чеканить в начале II в. до н. э. и которые в то время можно
224
было делать только из естественных сплавов, содержащих никель из-за высокой точки плавления последнего. Если бы было точно установлено, что подобные руды есть только в Юньани (что недавно было подвергнуто сомнению, так как полагают, что месторождения подобных руд были и в Иране), мы имели бы неопровержимое доказательство существования китайско-бактрийской торговли с начала II в. до н. э. Однако слово «шелк» было хорошо известно в Средиземноморье еще до нашей эры. (Несмотря на конкуренцию бомбицина (косского шелка), китайский шелк высоко ценился в Средиземноморье в поздноэллинистическую эпоху. Римляне оценили его по достоинству при Цезаре.) Большое значение имеют находки предметов из стран Средиземноморья, служащих как бы вехами на торговых путях, например боспорских монет IV в. до н. э., найденных в долине реки Или, впадающей в озеро Балхаш. Шерстяные ткани Анатолии, драгоценности со стилизованным животным орнаментом, изготовленные степными мастерами, — все это лежит рядом в знаменитых «ледяных могилах» сарматских вождей на севере Алтая, в долине Пазырыка (Пазырыкские курганы).
Греческие ткани конца II в. до н. э. (из Сирии, Бактрии или Боспора Киммерийского), китайские изделия из нефрита и войлочные ковры, степные бронзовые изделия находят в курганном могильнике гуннов Ноин-Ула в горах Ноин-Ула в Северной Монголии. Александрийская стеклянная ваза с головой Афины (II в. до н. э.) была обнаружена в Хунани, т. е. в среднем течении Янцзы.
Мы говорили об эстетическом влиянии эллинистического искусства на Южную Сибирь (через северный торговый путь в Бактры доставлялось сибирское золото) и на китайское искусство эпохи Хань. В текстах Хотана (Восточный Туркестан) III в. н. э. есть греческие слова, обозначающие драхму, военный лагерь и др., и никто еще не предположил, что они восходят ко времени Греко-Бактрийского царства. Китайское слово, обозначающее «виноград» («ну тхао»), может быть транскрипцией греческого слова «ботрюс» (виноградная гроздь). Виноград, возможно, попал в Китай вследствие китайско-бактрийских контактов.
Но Бактрия была не единственным центром, через который осуществлялись связи между Китаем и эллинистическим миром. Сухопутные и морские пути соединяли
225
Китай и Индию. Греко-индийские царства, очевидно, ввозили золото из Юньани. В эллинистической Таксиле найдены китайские изделия из нефрита, раковина из Японского моря, а также явно греческая статуэтка, изображающая гориллу, — единственное свидетельство возможного контакта с Индокитайским полуостровом. Даже после завоевания Бактрии кочевниками, т. е. после прекращения сухопутной торговли между Индией и Средиземноморьем, продолжали существовать морские связи, благодаря которым можно было перевозить китайские изделия, в частности шелк. И наконец, вполне вероятно, что северный путь из Китая через Монголию, огибавший далеко с севера Центральную Азию, не обязательно вел к Самарканду и Бактрам — его ответвление выводило прямо к Ольвии на Черном море.
Но все это блекнет в сравнении с историческим фактом прямого контакта — посольством 166 г. до н. э. Марка Аврелия к китайскому императору.
От Бу-Регрега до Ганга, от Эльбы до Голубого Нила эллинизм был единственной силой, способной хоть в какой-то мере объединить блиставший разнообразием мир. Но в образе мысли и жизни греков не все одинаково поддавалось освоению, его степень зависела от удаления, этнического характера, но в основном от уровня цивилизации. Если Рим полностью изменился в результате контактов с эллинистическими царствами, если кельты, иберы, нубийцы благодаря греческой культуре поднялись в своем развитии, то индийцы обязаны эллинизму только новым пониманием красоты.
Эллинизм проникал повсюду благодаря своему необъяснимому очарованию. Он завоевывал не только покоренные народы, но и римлян, политически победивших греков, и свободных от их опеки парфян или скифов. Знаменитые слова Горация о побежденной Греции, победившей своих диких победителей («Послания», 2, 1, 156), относятся не только к римлянам эпохи Республики, но и ко многим другим народам.
Поддаться чарам эллинизма (для любого народа) никогда не значило отказаться от самого себя. Напротив, это означало обрести средства для более полного и верного самовыражения, стать причастным к более человечной жизни.
Отсюда и значение искусства, распространявшего в высшей степени гармоничные формы. Искусство — это тот язык, в котором форма и содержание едины,
226
это тот синтаксис, который таит в себе самое сложное выражение видимости и сущности. Для лучших эллинизм — это освобождение, доступ к безмятежным храмам, освобождение от суеверий и ритуализма. Для всех это было откровение, острое осознание своих скрытых возможностей, средство углубить самые сокровенные верования. И суровые лица героев Энтремона, и разочарованную улыбку Будды из Гандхары можно одинаково считать детищами Греции.
227
КОММЕНТАРИИ
Введение
1 В древней Греции все знатные (особенно царские) роды претендовали на происхождение от богов или полубожественных
героев. Не были исключением и Эакиды - царский род племени молоссов. Они считали основателем своего рода Неоптолема (или Пирра - «белокурого»), сына наиболее выдающегося из греческих героев, сражавшихся под Троей, - Ахилла. Согласно греческим мифам, после гибели Ахилла Неоптолем прибыл под Трою, поскольку было предсказано, что без его участия Троя не будет взята. После взятия Трои он получил в качестве своей доли добычи Андромаху, вдову самого прославленного из троянских героев - Гектора. От Андромахи Неоптолем-Пирр имел нескольких детей, в том числе и Молосса.
2 Геракл - наиболее известный из греческих героев, считавшийся сыном верховного божества олимпийского пантеона - Зевса и смертной женщины.
3 Убийство Александром Клита за вольнолюбивые слова произвело на современников огромное впечатление и чаще, чем какой-либо другой поступок македонского царя, приводилось в качестве примера его жестокости и неблагодарности. Помимо самого факта убийства были важны еще два сопутствовавших обстоятельства. Во-первых, Клит спас жизнь Александру во время битвы при Гранике. Арриан, наиболее надежный из авторов, рассказывающих о деятельности Александра, следующим образом описывает этот эпизод: «Спифридат уже замахнулся сзади на Александра мечом, но Клит, сын Дриопида, опередил его и отсек ему руку до самого плеча вместе с мечом» (Arr. I, 15, 17). Во-вторых, Клит был связан с Александром особыми узами. Его мать (по другой версии, сестра) была кормилицей Александра.
4 Политическая ситуация в Элладе с середины IV в. до н. э. определялась стремлением Македонии, во главе которой стоял царь Филипп II, отец Александра, поставить под свой контроль многочисленные греческие государства. Наиболее активным противником Македонии выступали Афины, где антимакедонскую группировку возглавил выдающийся политический деятель и оратор Демосфен. В 338 г. до н. э. в битве при Херонее Македония разгромила войска своих противников. После этого в Коринфе состоялся всеэллинский конгресс, провозгласивший «вечный мир» между греками. Был создан всегреческий Коринфский союз, политическим главой и военачальником которого стал македонский царь. Союз должен был начать войну против Персии под официальным лозунгом «отмщения персам» за те поругания, которые они нанесли Элладе в годы греко-персидских войн.
228
Однако в Греции еще были сильны антимакедонские настроения, и смерть Филиппа дала толчок надеждам на освобождение от македонского контроля. В Афинах вновь поднялись противники Македонии, и вождем по-прежнему выступил Демосфен.
5 Согласно географическим представлениям греков, весь обитаемый мир (ойкумена) был разделен на три части: Европу, Азию, Ливию (Африку). Поскольку большая часть известной грекам Азии находилась в это время под властью персидского царства Ахеменидов, греки часто использовали термин «Азия» для обозначения Персидской державы. Многие греческие авторы рассматривали всю мировую историю сквозь призму «исторического противостояния» Европы и Азии, начавшегося еще со времен Троянской войны, а может быть, и ранее.
6 Греция в IV в. до н. э. переживала период острого социального и политического кризиса. Многие из представителей интеллектуальной элиты Эллады того времени (Платон, Аристотель, Исократ и др.) активно искали пути выхода из этого кризиса. Платон, например, предлагал реформировать греческий полис, сделав его устойчивой, лишенной внутренних противоречии социальной системой. Однако наибольшей популярностью пользовались другие решения. При всех внешних различиях их объединяла единая основная мысль. Суть ее лучше всего сформулировал выдающийся афинский оратор и политический деятель Исократ: «Перенесем богатства Азии в Европу, а бедствия Эллады -в Азию». Многие греческие писатели развивали эту идею - идею завоевательного похода в Азию против Персидского царства Ахеменидов, об ограблении его, захвате, по крайней мере Малой Азии, переселении туда обедневших греков и закабалении ими местного населения.
Грекам уже на рубеже V и IV вв. до н. э. стало ясно, что Персидская держава, некогда грозный противник Эллады, угрожавший ей порабощением, ослабела и поход против нее имеет все шансы на успех.
И Филипп и Александр учитывали наличие этих настроений среди греков и умело использовали их, стремясь представить планировавшийся ими поход как общегреческое дело, как выполнение исторической миссии эллинского мира в борьбе против азиатского деспотизма и варварства.
7 Согласно древнегреческим мифам, Дионис, бывший сыном Зевса и смертной женщины (Семелы), покровитель вина и виноделия, первым завоевал Индию. Этот миф особую популярность приобрел в эллинистическую эпоху, когда целый ряд царей уподоблял себя Дионису.
8 Первоначально термин «варвар» не содержал в себе никакого уничижительного значения. Варварами греки называли народы, не говорящие на греческом языке. Однако постепенно, особенно со времени греко-персидских войн, этот термин стал приобретать специфический характер. Для греков V—-IV вв. до н. э. варвар - это человек, не только не говорящий по-гречески, но и существующий в иных, нежели привычные для греков, формах политической и социальной организации общества. И племена, жившие в условиях первобытнообщинного строя, и народы, подчиненные монархической власти, - варвары. Важный показатель варварства видели и в ином, нежели у греков, характере культуры и быта. Эти идеи нашли свое наиболее законченное выражение у самого крупного из политических мыслителей Греция
229
IV в. до н. э.- Аристотеля. Согласно его идеям, варвары по самой своей природе более низкие существа, нежели греки, и, следовательно, предназначены быть рабами греков.
9 В общественно-политической литературе IV в. до н. э. идеи борьбы между Персидским государством (Азии) и греками (Европы) были очень популярны. Одним из тех «исторических» примеров, которым оперировали греческие авторы, была война греков против Троянского царства (Троянская война). Учитывая то обстоятельство, что поэмы Гомера (в частности, «Илиада») воспринимались читателями как реальная история, а не миф, мы должны будем признать, что подобные идеи падали на весьма подготовленную почву.
10 Когда в 480 г. до н. э. персидская армия под предводительством царя Ксеркса (сына царя Дария) готовилась к переправе через Геллеспонт, чтобы вторгнуться на территорию Греции Ксеркс, по рассказу Геродота, совершил жертвоприношения на месте, где некогда стояла Троя («царь принес в жертву Афине Илионской 1000 быков, маги же совершили героям жертвенное возлияние»). Несколько позднее, перед самой переправой, Ксеркс «совершил возлияние в море из золотой чаши, вознося молитвы Гелиосу (Солнцу.-Г.К.), дабы не случилось несчастья, которое помешает ему покорить Европу» (Herod. VII, 43; 54).
11 Александр Македонский в начале войны с персами постоянно стремился подчеркнуть ее общеэллинский характер и укрепить греков в мысли, что ее цель - отмщение персам за поход 480-479 гг. до н. э., осквернение храмов и т. п. Именно поэтому, в духе господствовавших тогда представлений, он постоянно обращался к событиям Троянской войны, эксплуатируя историческую память греков. По свидетельству Арриана, «прибыв в Элеунт, он принес жертву Протесилаю на его могиле: считается, что из эллинов, отправившихся с Агамемноном под Илион (Трою), он первый высадился в Азии» (Arr. I, 11, 5). Тот же Арриан рассказывает, что во время переправы через Геллеспонт, находясь на середине пролива, Александр принес в жертву богу моря Посейдону и нереидам быка и совершил возлияние в море из золотой чаши. Чуть позднее, когда Александр, высадившись на азиатском берегу, прибыл в Трою, он «совершил жертву Афине Илионской, поднес ей и повесил в храме полное вооружение, а взамен его взял кое-что из священного оружия, сохранившегося от Троянской войны» (Arr, I, 11, 7). Щит, взятый из этого храма, носили в сражениях перед Александром.
12 Вонзив копье в землю Азии при высадке, Александр совершил символический акт, объявляя эту землю «завоеванной копьем». Согласно общеантичным представлениям, самым твердым легальным обоснованием права собственности является ее завоевание.
13 Первое сражение между армией Александра Македонского и персидскими войсками произошло на р. Граник. Здесь Александру противостояла не царская армия, а отряды персидских сатрапов (правителей областей) Малой Азии. Наиболее боеспособную часть этих отрядов составляли греческие наемники.
14 Согласно древним мифам, оракул предсказал фригийцам, что царем будет тот человек, который первым встретится едущим в телеге по дороге в храм Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Гордий. Его повозка была поставлена в храме Гордиона, ставшего столицей Фригии. По другому мифу,
230
царем станет человек, который сумеет развязать узел, находившийся на ярме телеги. Александр, по одной версии, разрубил узел, по другой - развязал его, сняв втулку, которая удерживала узел на ярме.
15 После второго большого сражения (у Исса), в котором была разгромлена уже собственно царская армия, Дарий III обратился к Александру с предложением о мире. Согласно рассказу Арриана, Дарий предлагал Александру власть над всеми землями от Средиземного моря до Евфрата и 10 000 талантов золота в качестве выкупа за захваченную Александром семью персидского царя. Залогом будущей дружбы и союза между македонским и персидским царями должна стать женитьба Александра на дочери Дария.
Александр гордо отверг эти предложения: «он не нуждается в деньгах Дария и не примет вместо всей страны только часть ее: и деньги, и вся страна принадлежат ему. Если он пожелает жениться на дочери Дария, то женится и без его согласия. Он велит Дарию явиться к нему, если он хочет доброго к себе отношения» (Arr. II, 25, 1-4).
16 Египет, завоеванный персами в 525 г. до н. э., тяготился персидским игом и неоднократно восставал. Персам много раз приходилось подавлять сопротивление египтян. В силу этого Александра Македонского встретили в Египте как освободителя от власти персов. Он умело эксплуатировал эти настроения египтян. Стремясь продемонстрировать свою лояльность по отношению к египетским верованиям и обычаям и подчеркнуть законность своей власти в Египте, Александр торжественно короновался в древнем Мемфисе. Корона египетских фараонов с незапамятных времен была двойной - своего рода воспоминание о двух первоначальных государствах в Нильской долине - Нижнем и Верхнем Египте.
17 Одним из самых прославленных произведений раннеклассического искусства Афин была скульптурная группа, изображавшая Гармодия и Аристогитона, борцов против тиранов - сыновей Писистрата. Во время греко-персидских войн, когда армия Ксеркса захватила Афины, эта скульптура в качестве «военного трофея» была увезена в Сузы. Возвращением ее в Афины Александр стремился подчеркнуть свое благорасположение к крупнейшему городу Эллады.
18 После поражения в битве при Гавгамелах среди части руководителей персидской армии созрел заговор против Дария, которого они обвинили и в личной трусости, и в неспособности организовать сопротивление македонскому царю. Руководителем заговора стал персидский вельможа Бесс, правитель Бактрийской сатрапии.
19 Александр Македонский стремился продолжить завоевание Индии, однако армия, истомленная беспрерывным походом, отказалась идти дальше на восток, и Александру пришлось примириться с этим. Согласно преданию, на том месте, где он вынужден был прекратить поход, Александр приказал построить 12 алтарей, посвященных 12 олимпийским богам греков.
20 Клеарх был тираном в Гераклее Понтийской (на южном берегу Черного моря). Захватив власть насильственным путем, он стремился укрепить ее различными мерами, в том числе и путем придания ей религиозной санкции, Клеарх называл себя
231
сыном Зевса и призывал народ оказывать ему почести как божеству (об этом сообщают Мемнон и Юстин).
21 Τ олос - своеобразный тип здания в древнегреческой архитектуре, в основу планировки которого положен круг. Такие здания часто предназначались для отправления культа героев (т. е. людей, приблизившихся благодаря своим подвигам к богам). Толосы зафиксированы в Олимпии (одном из важнейших религиозных центров Эллады) и в Вергине, где находилась древнейшая столица Македонии. Здесь, недалеко от дворца, включавшего и толос, недавно раскопана гробница, принадлежавшая Филиппу II.
22 Каллисфен - племянник Аристотеля, выдающийся греческий историк. На первом этапе похода Александра он был его официальным историографом, очень много сделавшим для прославления подвигов царя. Однако в дальнейшем убедился в том, что Александр использовал лозунги «панэллинизма» только в целях пропаганды, и стал идейным вождем оппозиции в армии Александра, за что и был убит.
23 Помимо официальной версии о смерти Александра существовала и другая, согласно которой македонского царя отравили. Подозрения были высказаны в адрес Антипатра, которого Александр оставил наместником Македонии, отправляясь в Азию, и который опасался, что вскоре будет смещен. Однако эти подозрения лишены серьезных оснований, и Плутарх справедливо подчеркивал, что большинство считало рассказ об отравлении выдумкой (Plut. Alex. 77).
Глава 1
1 Сразу же после смерти Александра среди руководителей македонской армии началась борьба за власть. На короткое время (до 321 г. до н. э.) фактическим правителем державы становится один из полководцев - Пердикка, которому Александр якобы на смертном одре передал свой перстень со словом: «достойнейшему». Но Пердикка очень скоро пал жертвой заговора своих приближенных. В 321 г. до н. э. состоялось нечто вроде «съезда» всех наиболее известных руководителей македонской армии, на котором были распределены должности и области для управления. Однако эти решения также оказались непрочными. Примерно 40 лет продолжалась жесточайшая борьба за раздел наследия Александра.
2 В Афинах в классическую эпоху существовал демократический строй, характеризовавшийся решающей ролью народного собрания и выборностью всех должностных лиц. Военными делами руководила специальная коллегия десяти стратегов. Один из них командовал основной частью сухопутных сил -ополчением тяжеловооруженных пехотинцев (гоплитов).
3 Эфебия - служба граждан-юношей в возрасте от 18 до 20 лет. В классическую эпоху Афин все молодые граждане, достигшие 18 лет, проходили двухгодичную воинскую службу, главным образом по охране границ. Только после завершения этой службы они становились полноправными гражданами.
4 В период своего могущества в V в. до н. э. Афины создали крупнейшее объединение государств - Афинский морской союз. Одной из форм контроля над союзными государствами стали
232
клерухии. У тех государств, которые восставали против афинского господства, конфисковалась часть земли и на эту землю переселялись беднейшие афинские граждане. С одной стороны, так создавались своего рода военные поселения, контролировавшие союзное, но не внушавшее доверия государство; с другой стороны, это была мера, обеспечивавшая повышение жизненного уровня афинян. После распада Афинского морского союза в 404 г. до н. э. клерухии сохранились только на нескольких островах Эгейского моря.
5 Демократический строй в Афинах характеризовался полновластием народного собрания, которое воплощало в себе волю народа (т. е. демоса) Афин.
6 Наивысший расцвет искусства в Афинах совпал со временем господства демократии в классическую эпоху. Позднее, в эллинистическое и римское время, искусство в Афинах уже никогда не поднималось до этих высот. Афинские скульпторы и ремесленники создали тогда множество копий прославленных шедевров более раннего времени, правда видоизменяя их и несколько приспосабливая к современным им художественным вкусам (так называемое неоаттическое искусство). В течение XX в. при подводных работах было открыто несколько кораблей, перевозивших эти произведения искусства. Особенно важны открытия у мыса Антикифера (Греция) и у Махдии (Тунис).
7 «Пролетариат», «буржуазия» и т. п. - о своеобразии социально-экономической терминологии П. Левека см. Послесловие.
8 В большинстве древнегреческих городов гражданин, избранный на тот или иной пост, не получал оплаты за выполнение своих обязанностей. Наоборот, на некоторых постах он сам должен был тратить свои личные средства. С одной стороны, это приводило к тому, что даже в самых демократических городах реальная политическая власть сосредоточивалась в руках имущественной верхушки. С другой стороны, это был способ частичного перераспределения богатства внутри гражданского коллектива, способ заставить наиболее богатых граждан тратить часть своих средств в пользу всего гражданского коллектива.
9 В Македонии эллинистической эпохи явно ощущался недостаток населения - слишком значительная часть македонцев в период правления Александра и позднее ушла на Восток. Естественным результатом этого было стремление многих македонских царей (особенно Филиппа V) увеличить народонаселение, ибо от этого зависела мощь армии Македонии.
10 Наиболее острые социальные конфликты в эллинистическое время развертывались в Спарте. Здесь в это время предпринимались попытки радикальных реформ: отмена долгов, перераспределение земли, предоставление гражданских прав илотам (закабаленным крестьянам) и т. д. Эти реформы осуществлялись по инициативе царей Агиса IV, затем Клеомена III, наконец, Набиса.
Правители Спарты стремились воссоздать ее мощь, вернуть некогда принадлежавшую Спарте гегемонию (если не в пределах всей Греции, то хотя бы в пределах Пелопоннеса). Эти радикальные реформы были ориентированы на то, чтобы усилить военную мощь государства, воссоздав слой граждан - воинов. Пример Спарты оказывал революционизирующее влияние на всю Грецию.
233
11 В Греции эллинистической эпохи отдельные города почтя полностью утратили свое военно-политическое значение. Реальной силой стали два возникших в это время союза: Ахейский и Этолийский. Руководители Ахейского союза, в частности Арат, очень много сделали для освобождения Греции от влияния Македонии. Однако, когда идеи радикальных реформ, пришедшие из Спарты, распространились достаточно широко, Арат и его сторонники увидели в этом угрозу для всего существующего строя. Изменив общегреческому делу, они призвали Македонию на помощь в борьбе со Спартой. Объединенные силы македонян и ахейцев разгромили спартанские войска.
12 Согласно древнегреческим мифам, на о-ве Делос родились Аполлон и его сестра Артемида. Их мать Латона (Дето), спасаясь от гнева супруги Зевса Геры, именно здесь нашла себе убежище. Остров с очень давних времен считался священным, здесь раз в 5 лет совершались торжественные празднества в честь Аполлона.
13 На территории Малой Азии в эллинистическую эпоху сложилось небольшое Пергамское царство. Его правители вели очень осторожную и тонкую политику, постоянно выступая в качество союзников Рима. В результате этого территория его сильно разрослась. В 133 г. до н. э. царь Аттал III завещал свое царство Риму, что немедленно вызвало народное восстание под руководством Аристоника. После его подавления территория царства была превращена в римскую провинцию, которой было дано название «Азия».
14 Амфиктиония - одно из древнейших религиозных объединений греческих городов, центром которого были Дельфы. Дельфийский оракул Аполлона пользовался огромным престижем в древней Греции.
16 В некоторых официальных документах эллинистического времени из Македонии присутствует не совсем понятная формула: «Царь такой-то койнон (союз) македонян». На основании этих документов ряд исследователей полагает, что в это время возникло какое-то объединение, ограничивавшее абсолютную власть царя. Однако помимо этой формулы, встречающейся, кстати, только в части документов, никаких других доказательств существования такого союза нет.
16 Представление о жителях негреческого происхождения как о «варварах» было широко распространено в Элладе. Македонян многие греки считали варварами. Первоначально таким же было отношение к римлянам.
17 В VIII—VI вв. до н. э. греки широко расселились на берегах Средиземного моря. Особенно много греческих колоний было основано на о-ве Сицилия и в южной части Италии (обычно этот район греки называли Западом).
18 Королевство Обеих Сицилии - средневековое государство, охватывавшее как Сицилию, так и южную часть Италии. В данном случае П. Левек употребляет этот термин умышленно, подчеркивая стремление Пирра властвовать как в Сицилии, так и в Южной Италии.
19 На территории Южной Италии помимо населения греческих городов располагались местные племена, к числу которых относились луканы и бруттии. С точки зрения греков, они были варварскими народами.
20 Сиракузы в то время были одним из крупнейших городов античного мира. В одном из районов (в Эшшолах), который за-
234
нимал высоты в западной части города, была достроена в эллинистическое время мощная крепость на холме Эвриал.
21 Деметрий Фалерский, один из известных древнегреческих философов (около 345-283 гг. до н. э.), принадлежал к школе перипатетиков, основанной Аристотелем. Был учеником философа Феофраста и комедиографа Менандра. В 317-307 гг. до н. э. по поручению Кассандра (одного из диадохов) управлял Афинами. Пытался создать в соответствии с учением Аристотеля режим «умеренной демократии». После завоевания города Деметрием Полиоркетом и восстановления демократии заочно был судим и приговорен к смертной казни. Всю оставшуюся жизнь провел в Египте.
22 Эратосфен из Кирены (около 276-194 гг. до н. э.) - крупнейший ученый-географ античности. Он обобщил все результаты предшествующих географических исследований (как практических, так и теоретических) и создал первую карту Земли, построенную с учетом ее шарообразной формы и с привлечением астрономических данных.
23 В античности монета, как правило, чеканилась из драгоценных металлов - золота и серебра. Покупательная стоимость ее соответствовала стоимости металла, содержащегося в монете. В истории античности неоднократно засвидетельствованы случаи, когда государственная власть в периоды экономических затруднений пыталась решить проблемы уменьшением содержания драгоценного металла в монете («порча монеты»). Однако эта мера чаще всего не помогала. Рынок очень быстро реагировал на такое сокращение. Подобные монеты падали в цене, соответственно росли товарные цены, начинался хаос в денежном обращении. Выйти из подобного состояния было очень трудно.
24 Вся территория эллинистических царств делилась в принципе на две основные части: землю городов и царскую, которая в то время называлась «хора» («страна»),
25 Диаспора (букв, «рассеяние»). Уже с VII в. до н. э. значительные группы евреев оказались за пределами своей родины. Позднее этот процесс продолжался в очень значительных масштабах. Евреи диаспоры - это евреи, жившие за пределами Иудеи.
28 «Экклезиаст» - литературное произведение, написанное, видимо, около 200 г. до н. э. еврейским аристократом, в некоторой степени подвергшимся греческому влиянию.
27 Диатриба - типичный литературный жанр кинической литературы. Это речь или проповедь, с которой философ обращается к аудитории, прозаический монолог, где ведется внутренняя дискуссия с воображаемым оппонентом.
28 «Пророчества Сивиллы»- в древности существовало представление о боговдохновенных пророчицах. Известны были эритрейская, кумекая и другие Сивиллы. Пророчества, якобы произнесенные ими, были собраны в книгу. Значительную часть содержания ее занимают пророчества так называемой «Еврейской Сивиллы».
29 «Ка» - характерное для древнеегипетской религии представление, суть которого состоит в том, что «ка» - либо жизненная сила всякого живого существа, либо своего рода двойник человека, которого имеют все жители Египта.
235
Глава 2
1 О «капиталистической буржуазии» подробнее см. в Послесловии.
2 В эллинистическую эпоху, для которой были характерны политическая нестабильность и постоянные войны, «право убежища и неприкосновенности имущества», даруемое различным городам, служило гарантией, что город и его сельскохозяйственная территория не будут разграблены в ходе военных действий. Однако в реальности это право мало помогало городам.
3 Относительно возможности использования понятий «меркантилизм», «капитализм» для анализа экономики эллинистического мира см. Послесловие.
4 Эмфитевсис - особая форма аренды, характерная и для Египта птолемеевской эпохи. Арендатор (эмфитевт) хотя и не являлся собственником земли, в то же время пользовался достаточно широкими правами и хозяйственной самостоятельностью; его участок переходил по наследству; он мог его продавать, закладывать, завещать; эмфитевт уплачивал аренду на более льготных условиях, чем обычный арендатор; условия аренды определялись договором. Однако необходимо иметь в виду, что в условиях Египта этот вид аренды прилагался лишь к той земле, которая до этого была непригодной для обработки и усилиями арендатора превращена в плодородную.
5 В Египте птолемеевского времени значительную част$ населения, занятого в сельском хозяйстве, составляли люди, лишенные земли. Часть из них становилась арендаторами на самых кабальных условиях, другая, еще более бесправная, превращалась в батраков.
6 В западной антиковедной литературе очень часто социально-экономическую структуру обществ Востока (в том числе и эллинистического периода) называют феодальной. Подробнее с: т. Послесловие.
Глава 3
1 Герметическая литература носит название по имени Гермеса Трисмегиста. Для эллинистической эпохи были характерны мистериальные культы, магия и гносис. Гносис означает «знание», но это не реальное знание, а то «знание высших тайн» бытия, которое дается непосредственным общением с божеством. Одним из таких гностических учений, соединенных с магией и алхимией, было так называемое учение Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего). Книги герметиков чрезвычайно трудны для понимания.
2 Карнеад во время своих выступлений в Риме потряс неискушенную в то время римскую публику, с равным блеском защищая и опровергая один и тот же тезис.
3 Атараксия - невозмутимость - одно из основных понятий в этике скептиков (а также эпикурейцев). Имеется в виду «невозмутимость духа» мудреца-философа.
4 Данное выражение здесь необходимо понимать не буквально, а метафорически.
5 Римская Стоя - это, согласно общепринятой периодизации, - Средняя Стоя.
236
6 Пятый постулат Евклида - это постулат о параллельных, который логически равносилен утверждению: на плоскости через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Попытки доказать этот постулат привели в XIX в. к открытию Лобачевским неевклидовой геометрии.
7 Асклепиейон - храм бога Асклепия, расположенный на о-ве Кос, был центром развития рациональной медицины. Книд -остров, на котором также существовала одна из популярных медицинских школ.
8 «Геракл Фарнезе» - условное название известной статуи отдыхающего Геракла, найденной в XVI в. в развалинах терм Каракаллы и поступившей во владение известной римской семьи Фарнезе.
9 «Аррия и Пет» - скульптурная группа, изображающая галла (галата) и его жену. Происходит из прославленной коллекции кардинала Людовико Людовизи (XVII в.).
10 Гидрия - один из типов античных сосудов, предназначенных для хранения воды.
Глава 4
1 О введении культа Деметры и Коры в Карфагене рассказывает Диодор (XIV, 70; 77). Во время войны с Дионисием карфагеняне, осаждавшие Сиракузы, разрушили и разграбили находившееся в окрестностях города святилище Деметры и Коры. Это вызвало гнев богинь, обрушивших на воинов страшную эпидемию.
Еще большее испытание ждало карфагенян после войны: мощное восстание, поставившее под угрозу само существование государства. Карфагенское правительство решило умилостивить разгневанных греческих богинь, установив их культ в Карфагене и назначив жрецами лиц как из своих выдающихся граждан, так и из тех греков, кто жил тогда в Карфагене.
2 Карфаген уже в VII в. до н. э. основал свои первые колонии в Испании, в дальнейшем зона его владений на Иберийском п-ове неуклонно расширялась.
Особенно велики были приобретения в период после Первой Пунической войны до начала Второй, когда наместниками Карфагена в Испании выступали Гамилькар Барка, Гасдрубал и Ганнибал. Их власть здесь была столь велика, что иногда даже говорят об отдельном карфагено-испанском государстве династии Баркидов.
3 Поэт Энний (239-169) был другом Публия Сципиона Африканского. Его перу принадлежит поэма, восхваляющая деяния Сципиона.
4 Асклепий (в Риме Эскулап) - божество врачевания. В 293 г. до н. э., когда в Риме разразилась чума, из Эпидавра (главного центра культа Асклепия в Греции) в Рим привезли змею, а в ее образе, как тогда верили, и самого Асклепия. На одном из островов Тибра был построен храм Асклепию.
5 Мероэ, о котором сообщает Геродот, и Мероэ авторов эллинистического времени - разные города. Видимо, Геродот называл Мероэ город, который позднее именовался Напата.
237
6 Схен (схойн) - мера длины, равная 30 стадиям, т. е. около 5, 5 м. Однако, по другим свидетельствам, она длиннее.
7 Автор, как и подавляющее большинство западных ученых, считает Парфию феодальным государством. Относительно социальной природы Парфии см. Послесловие.
8 В данном случае под маздеизмом, видимо, имеется в виду зороастризм, т. е. религиозная система, возникшая в начале I тысячелетия до н. э. в результате проповеди Заратуштры (Зороастра), дуалистическая по своей природе. Верховным благим божеством в пантеоне зороастрийцев был Ахурамазда.
238
ЛИТЕРАТУРА
Бенгстон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.
Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 19ö 5.
Блаватская Т. В, Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.
Блаватская Т. В,, Голубцова Е. С., Павловская А. И. Рабство в эллинистических государствах в III—I вв. до н, э. М., 1969.
Дройзен И. Г. История эллинизма. Т. 1-3. М., 1890-1893.
Жигунин В. Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н. э. Казань, 1980.
Зелъин К. К. Исследования по истории земельных отношений II—I веков до н. э. М., 1960.
Ковалев С. И. Эллинизм. Рим. Л., 1936.
Кошеленко Г. А. Греческий город на эллинистическом Востоке. М., 1979.
Кравчук А. Закат Птолемеев. М., 1973.
Ломоури Н. К истории Понтийского царства. Тб., 1979.
Пикус Н. Н. Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э. М., 1972.
Ранович Α.. Б. Эллинизм и его историческая роль. M.-JL, 1950.
Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.
Уилер М. Пламя над Персеполем. М., 1972.
Хвостов М. История восточной торговли греко-римского Египта. Казань, 1907.
Цибукидис Д. И. Древняя Греция и Восток. М., 1981,
Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1987.
Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984.
Шифман Я. Ш. Набатейское государство и его культура. М" 1976.
Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.
Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.
Эллинистическая техника. Сборник статей под редакцией акад, И. И, Толстого. М.-Л., 1948.
239
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Каждому исследователю, занимающемуся историей античного мира, известно, какое огромное количество научной и научно-популярной литературы, посвященной различным проблемам антиковедения, выходит ежегодно в свет за рубежом. Достаточно взглянуть на солидный том библиографического справочника «Марузо», содержащего одни лишь названия и короткие аннотации к той или иной работе.
Однако столь же хорошо известно, что книг по античности иа русский язык переведено очень мало и что большинство зарубежных изданий в нашей стране имеются лишь в одном-двух экземплярах, да и те хранятся в крупнейших книгохранилищах Москвы и Ленинграда и доступны только узкому кругу ученых. Поэтому специалиста, предложившего перевести на русский язык книгу зарубежного автора, неизбежно будет волновать вопрос, в какой степени оправдан его выбор и что в конечном счете составит ту часть «духовной пищи», которая дойдет до читателя. Эта ответственность перед читателем и заставила меня, научного редактора, попытаться объяснить, почему из сотен книг по античной истории я отдал предпочтение именно книге П. Левека.
Выбор обосновывался тремя группами взаимосвязанных факторов: личностью автора, содержанием работы и характером развиваемой в ней концепции.
Итак, об авторе. К сожалению, в нашей стране Пьер Левек известен не столь широко, как за рубежом, в то время как он - один из крупнейших антиковедов Франции, ученый, авторитет которого столь же высок, как и научный авторитет других исследователей, составляющих гордость французской науки об античности, - Ш. Пикара, Л. Робера, П. Бернара и др. Его отличают как широта интересов, так и глубокое проникновение в суть исторического процесса. Десятки книг и сотни написанных им статей и рецензий вошли в золотой фонд современного антиковедения. Приведем примеры, подтверждающие эту мысль. В широко известной французской серии «Народы и цивилизации» в 1987 г. вышла книга «Первые цивилизации», одним из основных авторов и редакторов которой выступил П. Левек. Ему
240
же принадлежит и сама концепция развития человеческого общества от палеолита до конца бронзового века. В качестве другого примера можно привести книгу, написанную П. Левеком в соавторстве с П. Видаль-Накэ, «Клисфен афинский» (Париж, 1973). В отличие от первой, дающей широчайшую панораму, человеческой истории, - своего рода взгляд с «высоты птичьего полета», вторая книга посвящена очень короткому отрезку истории одного древнегреческого центра - Афин конца VI в. до н. э. Эта небольшая по объему книга интересна своим принципиальным подходом к объекту исследования. Авторы исходят из положения, что идея политических реформ, проведенных Клисфеном, не только родилась из опыта политической жизни, осмысливаемой индивидом, но и стала естественным результатом эволюции теоретического мышления. Эта удивительная по своей глубине и оригинальности мысль, ставящая во взаимную связь все сферы человеческого мышления, не отсекающая политический опыт от опыта общенаучного, весьма плодотворна и, к сожалению, далеко еще не оценена нашим антиковедением, иссушающим себя ограниченным социологизаторством или лишенным конкретики культурологическим подходом. Можно было бы еще долго перечислять работы, либо написанные самим П. Левеком, либо созданные под его руководством, однако гораздо важнее другая сторона его деятельности.
В советском антиковедении постепенно получило право на существование понятие «Безансонская школа», о которой во всех историографических пособиях пишут с глубоким уважением и симпатией как о наиболее ярком и перспективном направлении в современном французском антиковедении. Действительно, оно оказывает все большее воздействие на исследования в области древней истории. Не все ученые этой школы живут в Безаисоне и преподают в его университете - они разбросаны по всей Франции от Парижа до Ренна, и их объединение является (если воспользоваться современной терминологией) «неформальным». Его можно рассматривать как объединение единомышленников, изучающих древнюю историю, в первую очередь историю социальную. Это не значит, что их исследования посвящены исключительно проблемам социальных отношений в том или ином обществе на том или ином отрезке его истории. Социальные отношения - основа, которая в конечном счете определяет все остальные структуры общества. Исходя из этого положения, ученью «Безансонской школы», уделяют много внимания такому структурообразующему элементу античного общества, как рабовладение. «Безансонская школа» объединяет все наиболее прогрессивное в современном французском антиковедении и тем самым притягивает к себе молодежь, Это направление можно рассмат-
241
ривать, с одной стороны, как традиционное и национальное, как применение к античной истории тех принципов, которые столь плодотворно были разработаны на материале феодализма школой «Анналов», а с другой стороны - как интернациональное, как отражение тех процессов, которые все сильнее сказываются в мировом антиковедении. Имеется в виду все большее воздействие марксизма как социальной философии и методологической базы исследовательского подхода.
Решающая роль в возникновении, консолидации и развитии «Безансонской школы» принадлежит П. Левеку. Будучи несколько лет ректором университета в Безаисоне и деканом исторического факультета, он не только идейно объединил прогрессивно мыслящих французских ученых-антиковедов, но и создал нечто вроде необходимой для нормального функционирования школы инфраструктуры. Всему мировому сообществу антиковедов известны выходящие ежегодно в Безансоне сборники - «Диалоги по древней истории», как правило публикующие работы, которые вызывают всеобщий интерес. Не менее известна и серия работ под названием «Литературные анналы Безансонского университета», в которой опубликованы многие важные исследования, посвященные, в частности, истории античного рабовладения, П. Левек выступил также инициатором проведения регулярных международных симпозиумов, посвященных проблемам социальной истории античного мира.
Таким образом, читатель получил представление о Пьере Левеке, и это, надеюсь, убедило его, что по крайней мере с точки зрения личности автора данная книга заслужила быть переведенной и изданной.
Далее о содержании книги. На первый взгляд говорить о нем нет особой необходимости, поскольку оно хорошо определяется названием: «Эллинистический мир». Однако и на этот счет хотелось бы высказать ряд соображений, и одно из них продиктовано разницей в характере среднего образования в СССР и во Франции, и в частности тем, что средний советский читатель знает древнюю историю очень плохо, поскольку обращается к ней один раз в жизни - в 5-м классе. Да к тому же учебники наши (включая и достославный учебник Коровкина) ничего, кроме неприязни к древней истории, породить у ученика не могут. Чуть лучше ситуация с интеллигенцией гуманитарной направленности: за редким исключением, древнюю историю она знает просто плохо.
Иная ситуация во Франции, где более сильны идеи гуманистического образования и где древняя история занимает более почетное место. П. Левек, конечно, ориентировался на среднего французского читателя и поэтому оставлял без пояснения многие
242
факты и понятия, которые хорошо известны французу и весьма мало известны многим нашим читателям. Этим отчасти объясняется и необходимость снабдить книгу некоторыми комментариями, а также внести дополнительные пояснения к тексту в данном Послесловии.
Что же такое эллинизм? Само это понятие (Hellenismus) было введено в науку только в прошлом веке выдающимся немецким ученым И. Дройзеном и означало тот период античной истории, который начался вслед за походами Александра Македонского и продолжался (как считает большинство современных ученых) вплоть до 30 г. до н. э., когда последнее эллинистическое государство (Птолемеевский Египет) было включено в состав Римской империи.
Впрочем, необходимо иметь в виду, что это определение достаточно условно. В современном антиковедении отсутствует единодушие по очень многим важным вопросам, в частности и относительно начала эллинизма. Некоторые ученые считают, что эллинистический период начался со времени походов Александра Македонского на Восток, другие же полагают, что началом его следует считать смерть Александра.
Еще больше споров о конечной дате эллинизма. В свое время немецкий антиковед Ю. Белох полагал, что он падает на 217 г. до н. э., т. е. на тот год, когда римские войска впервые высадились на территории Греции. Затем в течение долгого времени была популярна другая дата: 146 г. до н. э.- время окончательного подчинения Эллады Риму.
Сейчас же наибольшее признание получила дата, упомянутая нами выше: 30 г. до н. э. Однако и против нее имеются возражения, основывающиеся на двух посылках. Во-первых только часть эллинистического мира была захвачена Римом: не меньшую роль в его гибели сыграли парфяне и кушаны, которые стали хозяевами восточной половины этого мира, и именно поэтому связывать гибель эллинизма лишь с римской экспансией неверно. Во-вторых, если принять дату захвата Римом Птолемеевского Египта как дату окончания периода эллинизма, то возникнет вопрос: в какой степени она справедлива для других частей эллинистического мира, за мною десятилетий до этого захваченных римлянами и парфянами?
Нет у исследователей единодушия и относительно территориальных границ мира эллинизма. М. Ростовцев его территории определял достаточно четко - те, что входили в состав державы Александра Македонского. Однако даже у М. Ростовцева заметна некоторая тенденция к расширительному пониманию эллинистического мира: он также включает в его состав Боспорское царство, некоторые области Малой Азии, государство Гиерона II в Сицилии, т. е. те территории, которые Александр никогда не
243
завоевывал. Просто, как пишет автор, они были «греческими по своей структуре и цивилизации» и в этом отношении не отличались от остального эллинистического мира. Им особо подчеркивалось то обстоятельство, что историю эллинизма нельзя считать всемирной историей определенного периода, поскольку на западных и восточных рубежах эллинистического мира располагались две обширные зоны государств, находившихся в тесных контактах с ним, но тем не менее сохранявших свои социальные, политические и культурные структуры (Италия, большая часть Сицилии, Карфаген, Индия, Китай, Парфия, Южная Аравия, Мероэ). Кроме того, из сферы эллинистического мира исключаются «варварские» народы - скифы, сарматы, фракийцы, иллирийцы, кельты, иберы и т. д. *
В работах последующего времени эта расширительная тенденция все более укреплялась. П. Пети границы эллинистического мира указывает несколько неопределенно: от Ирана до Карфагена и от Египта до Италии. X. Бенгстон же считает, что вообще эллинистическая история - это всемирная история периода III—I вв. до н. э.
Наконец, бурные дискуссии среди исследователей вызывает проблема самой сути эллинизма. Когда И. Дройзен ввел свой термин в науку, он понимал, что под ним скрывается прежде всего культурное явление. Для И. Дройзена эллинизм представлял собой время, когда в области культуры (в первую очередь религии) происходил процесс взаимодействия Греции и Востока. Подобный подход на многие десятилетия оставался господствующим в антиковедении. При этом чаще всего подчеркивался один аспект в процессе культурного взаимодействия: широкое распространение греческой культуры на Востоке и ее влияние на культурное развитие народов Востока. X. Бенгстон, однако, подчеркивает не факт распространения греческой культуры, а то, что «греческий дух» раскрывался в новой (административно-технологической) сфере.
В последние годы, однако, постепенно вырабатывалось прямо противоположное мнение. П. Бриан и X. Крайсиг считают, что эллинистические государства по сути своей оставались древневосточными и эллинистическая эпоха ничего в них не изменила.
В советской науке проблема сущности эллинизма также не имеет однозначного решения. В течение многих лет наибольшим
* Подробнее см.: Кошеленко Г. А. Некоторые основные проблемы истории эллинизма в современной зарубежной литературе.— Проблемы эллинизма. XIV Международный конгресс исторических наук. Вып. 6. М., 1975, с. 6 и сл,
244
признанием пользовались концепции, разработанные А. В. Рановичем и С. И. Ковалевым. Согласно их точке зрения, эллинизм -это закономерный этап в развитии рабовладельческой общественно-экономической формации. В свое время такая точка зрения казалась правильной й справедливой, поскольку в ней было здоровое ядро. Она в конечном счете порождена была стремлением разобраться в социальной природе эллинистического мира, увидеть специфику не только культурных, но и социальных структур. Но вскоре стало ясно, что подобный подход к феномену эллинизма методологически неправилен, поскольку конкретно-историческое явление возводится в ранг общесоциологической закономерности. С 1953 г. в советском антиковедении надолго укрепилась концепция К. К. Зельина, поддержанная В. Д. Блаватским, согласно которой эллинизм - это конкретно-историческое явление, родившееся в результате походов Александра Македонского. Он характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.
Однако и против этой концепции в последние годы начались довольно активные выступления. Критика шла по двум направлениям. Во-первых, указывалось, что если строго следовать основной идее К. К. Зельина, то Греция и Македония никак не могут быть признаны частями эллинистического мира, ибо в их социальной и политической структурах ничего восточного проследить не удается, да и в сфере культуры восточные элементы в это время почти неощутимы. Во-вторых, сейчас, когда мы лучше знаем культуру эллинистического Востока, нужно признать, что культурное взаимодействие греческих и восточных начал в эллинистическое время было минимальным. Взаимодействовали социальные и политические структуры, а в сфере культуры каждый из народов упорно отгораживался от чуждых влияний, насмерть бился за свою культурную самобытность. Процесс бурного культурного взаимодействия начался только тогда, когда закончилась собственно эллинистическая эпоха, когда кончился период взаимовлияний в социальной структуре и в политических формах организации общества.
Этот длинноватый историографический очерк, надеюсь, убедил читателя в том, что эллинистическая эпоха -это та эпоха, которая, несмотря на полуторавековые упорные исследования, остается полем борьбы идей. Нет никаких общепринятых решений, спорят о сущности, о территориальных и хронологических границах явления, не говоря уж о десятках более частных проблем.
Перейдем теперь к специфике самой работы П. Левека. Сначала несколько слов о том, как она родилась, В 1964 г. была
245
опубликована большая книга П. Левека «Греческое приключение» («L'aventure grecque»), в которой прослеживались судьбы греческой цивилизации от ее становления вплоть до римского завоевания. (За эти годы труд переиздавался трижды.) Она делилась на четыре части, и последняя из них, посвященная эллинизму, носила название «Возрождение эпохи эллинизма». Именно эта часть в переработанном и расширенном виде была издана в 1969 г. отдельной книгой под названием «Эллинистический мир». Какие же черты в ней, какие авторские концепции и выводы особенно привлекают?
Если ответить на этот вопрос одним словом, то это «нетрадиционность». Естественно, в Послесловии нет необходимости рассказывать о содержании работы, предполагается, что читатель сначала прочитал книгу, а затем уже обратился к Послесловию, а не наоборот. Эта нетрадициоиность двупланова: с одной стороны, мы встречаем в книге идеи, которые обычно не встретишь в советских работах, посвященных эллинизму, с другой стороны, в книге П. Левека представлены концепции, не находящие места и в западной литературе.
Начнем с последних. Работа П. Левека поражает прежде всего охватом материала. Помимо собственно эллинистического мира автор уделил внимание проблеме контактов его с внешним (по отношению к эллинистическому) миром. Проблема «иррадиации» эллинистических институтов и культуры -одна из основных в книге. Но главное не в том, сколько места занимает этот материал в общем объеме, а в том, что эллинистический мир не рассматривается изолированно от «внешнего» мира, как часто делается в мировой литературе, посвященной данному кругу проблем. Нова здесь не сама идея взаимосвязи миров - новое в трактовке этого взаимодействия как черты, органически присущей эпохе, как внутренней закономерности данного этапа эволюции человеческого общества. Конечно, сказанное не означает, что П. Левек рассматривает эллинизм как закономерный этап развития рабовладельческой формации (подобно С. И. Ковалеву и А. Б. Рановичу) или как «всемирную историю» того времени (что характерно для X. Бенгстона), он отделяет мир эллинизма от всех иных обществ, с которыми эллинистический мир взаимодействовал, но в то же время уверен в том, что без теснейшей связи с этим «внешним» миром эллинизм не был бы жизнеспособен и что «иррадиация» эллинизма - это феномен, внутренне присущий самому эллинизму.
Таким образом, концепция П. Левека - это оригинальный вклад в изучение проблемы эллинизма. Она резко выделяет его работу из числа многочисленных зарубежных работ, посвященных истории эллинистического мира.
246
Одна из важнейших особенностей книги состоит в той твердой материалистической основе, которая определяет все построения автора. Для большинства западных ученых, касавшихся истории эллинизма, между социально-экономической структурой общества и структурой культурной нет неразрывной связи. У них, как правило, отсутствует понимание того, в какой степени развитие культуры определяется социально-экономическими процессами. В их работах культура выступает как феномен, абсолютно автономный по отношению к социальной структуре. Конечно, определенная степень автономности культуры бесспорна, однако для исследователя-марксиста бесспорно и то, что все явления культуры в конечном счете порождены социально-экономической структурой общества и его предшествующей эволюцией.
У П. Левека подобного, столь характерного для западной историографии разрыва нет. Для него процесс культурной эволюции эллинистического общества порождается теми социально-экономическими и политическими явлениями, которые определяют сущность эллинизма.
В связи с этим необходимо указать еще на одну особенность работы П. Левека, отличающую ее от обычных западных исследований по истории эллинизма. В большинстве зарубежных работ по эллинизму подчеркивается мысль о том, что греческое завоевание было благодеянием для народов Востока. Эта мысль варьирует в зависимости от основной концепции автора: кто пишет о «благодетельном свете» эллинской культуры, «воссиявшем» над просторами Азии, кто утверждает даже, что завоеватели, придя на Восток, освободили азиатское крестьянство. В немногих работах преодолено это изначальное европоцентристское мышление, согласно которому любая победа «Запада» над «Востоком» - благо, всякий факт, указывающий на распространение западной культуры, должен приветствоваться. П. Левек в своем понимании эллинистического мира далеко ушел от подобных позиций. Он определенно указывает на колониалистский характер любого эллинистического государства, ориентированного на эксплуатацию завоеванных народов завоевателями. Для него такая позиция - исходная, тот основной факт, от которого надо отталкиваться, анализируя мир эллинистических монархий.
Наконец, необходимо сказать несколько слов и о том, что отличает эту книгу от советских работ, посвященных истории эллинизма. Наверное, уже первые страницы книги вызовут у нашего читателя некоторое досадливое недоумение. Имеются в виду те страницы, которые посвящены Александру Македонскому. «Герой предопределением свыше», «человек, изменивший мир», -все это как-то не вяжется с нашим обыденным сознанием, вос-
247
питанным на понимании действия законов истории. Однако, может быть, стоит остановиться и еще раз подумать над проблемой «роли личности в истории», своеобразное решение которой на примере Александра Македонского дает П. Левек. Так ли все ясно и однозначно в этом вопросе? Возможно, нашему сегодняшнему читателю полезно взглянуть на эту проблему с точки зрения французского историка. Конечно, нельзя утверждать, что его точка зрения справедлива, но разве чужое мнение может помешать мыслящему человеку выработать свое собственное?
Только для того чтобы дать еще некоторую пищу для размышления, отмечу, что в современной западной и отчасти в нашей, советской литературе, посвященной проблемам эллинистического мира, почти постоянным рефреном звучит мысль: эллинистический мир создан Александром Македонским. Но в какой мере справедлива она? Конечно, походы Александра коренным образом изменили мир, процессы исторического развития на века стали определяться тем основополагающим фактом, что огромные пространства Востока были завоеваны и колонизованы греками и македонянами. Но был ли эллинистический мир тем, каким хотел его видеть Александр, совпали ли результаты с его планами?
Думается, что между планами и исторической реальностью лежит «дистанция огромного размера». Со всеми возможными поправками на неточности источников, искажение традиции можно полагать, что основные идеи Александра представляются сейчас достаточно отчетливо, но и достаточно отчетливо ясно, что из этого получилось: Александр мечтал о создании единой, огромной, «универсальной» монархии - на ее месте сложилась система отдельных, вечно враждовавших государств; Александр проводил политику «слияния народов» (не будем сейчас говорить о природе и характере этой политики, достаточно сказать, что она существовала) - в новом эллинистическом мире выросли крепкие перегородки между народами, победители и побежденные не были единым народом, а, наоборот, противостояли друг другу; Александр стремился освоить Восток путем создания сети своих городов - военных колоний, которые находились бы под его строжайшим контролем и были бы теми ячейками, в которых происходило бы «слияние народов», - на место этих колоний пришли настоящие греческие полисы с характерной для них внутренней автономией и собственными институтами.
Можно продолжить список этих коренных различий между планами и исторической реальностью, но думается, что и этого достаточно.
Хотелось бы еще обратить внимание читателя на довольно частое обращение П. Левека к таким понятиям, как «буржуа-
248
вия», «капиталист» и т. п., при описании социально-экономической структуры ряда эллинистических государств. Конечно, нет ничего проще, чем с высокомерным видом заметить, что автор не понимает основных закономерностей развития общества и что нельзя использовать понятия, характерные для капиталистического общества, при анализе рабовладельческого. Можно даже обвипить его в модернизации, однако более внимательный подход к тексту показывает, что реальная картина более сложна, чем кажется на первый взгляд.
Прежде всего нельзя отрицать то, что П. Левек прекрасно сознает рабовладельческую основу эллинистического общества и тем самым коренное различие между античной рабовладельческой и капиталистической общественно-экономической формациями. Что же в таких условиях скрывается под этими терминами у П. Левека?
Уже давно исследователи, занимающиеся самыми общими проблемами истории человеческого общества, обратили внимание на следующее обстоятельство: в некоторых отношениях феодальная формация напоминает первобытнообщинную, а рабовладельческая — капиталистическую. При всех огромных различиях между ними существовал все-таки целый ряд черт, сближающих их.
Не будем приводить многочисленные примеры, ограничимся только одним: именно на основе римского права был создан «Кодекс Наполеона», т. е. законченное право буржуазного общества. Если мы вспомним одну из основополагающих идей марксистской социальной философии о развитии как развитии по спирали, то думается, что причины подобного сходства станут для нас достаточно ясными. Наиболее глубокий и проницательный мыслитель античного мира, Аристотель в своем анализе экономики того времени выделял две сферы экономической деятельности: «ойкономику» и «хрематистику». Ойкономика (отсюда современная «экономика») - это экономическая деятельность в рамках рабовладельческого замкнутого хозяйства, ориентированная на воспроизведение существующих отношений, хрематистика же -экономическая деятельность, чрезвычайно напоминающая деятельность в условиях капиталистических рыночных отношений и направленная на получение возможно более высоких прибылей.
Таким образом, в условиях рабовладельческого общества существовал определенный сектор экономики, по своему характеру сходный с теми отношениями, которые господствовали в эпоху капитализма.
Думается, что П. Левек, говоря о буржуазии, капиталистах эллинистической эпохи, имел в виду в первую очередь те категории господствующего класса, экономическая деятельность кото-
249
рых развертывалась именно в этих сферах экономики. П. Левек, конечно, как и многие западные ученые, несколько легкомысленно использует терминологию, но упрекать его в модернизации больших оснований нет.
Вместе с тем подобный подход автора к этим проблемам заставляет и нас подумать о некоторых аспектах экономической истории античности. В последние годы, видимо, мы слишком увлеклись выявлением специфики античного общества, забывая часто о некоторых явлениях, заслуживающих более внимательного рассмотрения и более глубокого анализа.
Г.А. Кошеленко
Подготовлено по изданию:
Левек П.
Л 35 Эллинистический мир. Пер. с франц. Е. П. Чиковой. Коммент. и послесл. Г. А. Кошеленко.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.-252 с: ил.-(По следам исчезнувших культур Востока). ISBN 5-02-016590-5
© Перевод, примечания и послесловие: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989