Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функциональные стили русского литературного языка



Функциональный стиль – это общественно осознанная разновидность литературного языка, традиционно закрепленная в обществе за одной из сфер общения и обладающая лексическими и грамматическими особенностями.

Классификация функциональных стилей обычно строится на двух принципах – экстралингвистическом и собственно лингвистическом. К экстралингвистическим факторам, позволяющим классифицировать функциональные стили, относятся:

1) сферы общения, в которых используется тот или иной стиль;

2) ведущая функция данного стиля;

3) форма речи;

4) вид речи.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять функциональных стилей: повседневная сфера общения – разговорный стиль, область науки и техники – научный стиль, сфера законодательства и делового общения – официально-деловой стиль, общественно-политическая сфера – публицистический стиль, сфера искусства слова – художественный стиль. Последние четыре стиля (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) считаются книжными и противопоставляются разговорному стилю.

Среди факторов, позволяющих классифицировать функциональные стили, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: общение – для разговорного стиля, сообщение – для научного и официального,воздействие – для публицистического и художественного.

Важным стилеобразующим фактором является форма речи (устная или письменная), а также вид речи(монолог, диалог, полилог). Для разговорного стиля характерна устная диалогическая (или полилогическая) речь, для научного и официально-делового – письменная монологическая речь. Публицистический стиль может быть представлен и устной монологической или полилогической речью, и письменной монологической.

Стилевая черта – это характерный признак того или иного функционального стиля, одна из его опознавательных примет. Учение о стилевых чертах разработано пока недостаточно полно. Чаще всего при описании стилей, особенно при их сравнении, пользуются противопоставлениями следующих стилевых черт: безóбразность (она характерна, например, для официально-делового стиля) – образность (одна из отличительных черт художественного стиля); эмоциональность (например, публицистического стиля) – неэмоциональность, или рациональность (например, научного стиля); стандартизированность – уникальность и т.д. Многие из стилевых черт характерны не для одного, а для двух-трех стилей. Например, точность как стилевая черта присуща всем стилям, кроме разговорного.

Кроме указанных экстралингвистических оснований, выделение функциональных стилей базируется также на собственно лингвистических показателях: каждый из функциональных стилей является относительно замкнутой системой, обладающей определенными лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями. Однако каждый стиль в определенных пределах допускает взаимопроникновение языковых элементов (разговорные элементы, широко проникают в публицистический стиль, средства научного стиля – в официально-деловой, публицистического – в научный и т.п.). Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы сказывается воздействие научного стиля.

К числу спорных вопросов в стилистике принадлежит вопрос о включении стиля художественной литературы в систему функциональных стилей. Одни исследователи, в частности В.Д. Бондалетов, Л.Ю. Максимов, Н.М. Шанский и др., выступают против подобного включения, указывая на то, что языку художественной литературы присущи черты, выходящие за пределы понятия «функциональный стиль». Такими чертами являются:

​ ·многостильность, т.е. использование языковых средств всех стилей;

​ ·широкий охват средств общенародного языка, включая такие, которые не входят в литературный язык (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова);

​ ·особая, эстетическая функция художественной речи, несоотносительная с функциями основных стилей.

Другие ученые (М.Н. Кожина, А.И. Ефимов и др.) стоят за включение художественного стиля в систему функциональных стилей, мотивируя это включение тем, что он участвует в выполнении языком социальной функции воздействия, что художественная литература тоже является сферой использования языка, что, впитывая в себя элементы других стилей, литературно-художественный стиль не просто воспроизводит их, а приспосабливает к своим задачам выразительности и изобразительности, придавая им новую функцию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь