Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Машины и индустриализация



 

Я знаю, что среди моих друзей есть люди, которые смеются над этой попыткой возродить великое искусство [ручное прядение]. Они напоминают мне, что в наше время механизированных заводов, швейных и печатных машинок только сумасшедший может надеяться возродить деревенскую прялку. Эти мои друзья забывают, что иголка с ниткой пока не уступили свои позиции швейной машине, а рука еще не разучилась писать пером, несмотря на существование печатной машинки. Нет ни малейших оснований для того, чтобы ручная прялка не могла сосуществовать с прядильными фабриками точно так же, как домашняя кухня сосуществует с ресторанами в отелях. На самом деле, даже когда печатные и стиральные машины исчезнут, иголки, нитки и перья останутся68.

 

* * *

 

У машин есть в мире свое место. Они пришли для того, чтобы остаться. Но нельзя допустить, чтобы они полностью вытеснили необходимый человеческий труд69.

 

* * *

 

Меня отнюдь не ослепляет торжество механизации… Я всегда буду от души приветствовать как простые орудия и инструменты, так и сложные машины, которые позволяют уменьшить затраты труда и облегчают бремя миллионов работающих70.

 

* * *

 

Самая хрупкая деталь любой машины – это человеческое тело. Колесо прялки тоже машина. Я возражаю не против машин, а против слепого поклонения им. Люди доходят до безумия, крича о «сбережении труда». Труд сберегают до такой степени, что миллионы людей оказываются без работы, выброшенными на улицу, где им предоставляется полная свобода умирать от голода. Я хочу сберечь труд и время не для горстки людей, а для всех. Я хочу концентрации богатства не в руках немногих, а в руках всех. Сегодня машины помогают единицам избранных ехать на шее миллионов. Понятно, что поборниками всеобщей механизации движет не человеколюбие, а обычная жадность71.

 

* * *

 

Научные истины и открытия должны в первую очередь не быть орудиями алчности. Тогда трудящиеся перестанут переутомляться на работе, а машины окажутся их верными помощниками, а не врагами. Я ратую не за уничтожение машин, а за разумное ограничение их применения… Высшей ценностью в мире есть человек. Машины не должны привести к атрофии человеческих рук72.

 

* * *

 

Швейная машинка «Зингер» – одно из немногих на самом деле полезных изобретений73.

 

* * *

 

Я хочу добиться радикального изменения условий труда. Нужно прекратить эту безумную гонку за богатством. Рабочий должен чувствовать уверенность не только в том, что он получит достойную зарплату, но и в том, что его труд перестанет быть изматывающей каторгой. При таких условиях машины окажутся помощниками не только государству, но и трудящимся74.

 

* * *

 

Машины останутся, ибо их наличие так же неизбежно, как наличие тела75.

 

* * *

 

Индустриализация… станет проклятием человечества. Индустриализация прямо пропорциональна способности к эксплуатации, открытости внешних рынков и отсутствию конкуренции76.

 

* * *

 

Когда я смотрю на Россию, где мы видим апофеоз индустриализации, жизнь в этой стране отнюдь не кажется мне привлекательной. Если прибегнуть к мудрости Библии, то можно сказать: «Что пользы человеку, если он приобретет мир, но потеряет душу?». Если прибегнуть к современной терминологии, то можно сказать, что превращение человека в простой винтик государственной машины ниже его достоинства. Мне же хочется, чтобы каждый стал полноправным и развитым членом общества77.

 

* * *

 

Пандит Неру ратует за индустриализацию, так как считает, что если она будет социалистической, то освободится от зол капитализма. Мне же думается, что зло присуще самой индустриализации и никакой социализм не сможет его искоренить78.

 

* * *

 

Америка стала самой развитой в промышленном отношении страной и тем не менее не смогла избавиться ни от нищеты, ни от деградации. Так случилось потому, что Америка пренебрегла силами народа и сконцентрировала власть в руках немногих, умножавших свои состояния за счет большинства. В результате американская индустриализация стала угрозой беднякам США и всему миру79.

 

* * *

 

Я не пролил бы ни слезинки, если бы в Индии не стало железных дорог80.

 

* * *

 

Механизация хороша, когда не хватает рук для исполнения нужной работы. Но механизация становится злом, когда рук больше, чем требуется, а именно такое положение сложилось у нас в Индии… Бездушные машины не должны вытеснить живые машины, обитающие в семистах тысячах индийских деревень. При добросовестном использовании машин они помогают людям, избавляя их от чрезмерных физических усилий. Но современный способ применения механизмов все в большей и большей степени приводит к концентрации богатств в руках немногих и к тотальной деградации миллионов мужчин и женщин, у которых машины буквально вырывают изо рта кусок хлеба81.

 

Социализм

 

Я социалист в достаточной мере для того, чтобы утверждать, что… заводы и фабрики следует национализировать или отдать под контроль государства. Там должны быть самые привлекательные и идеальные условия, и работать они должны не для получения прибыли, но ради блага человечества и любви, которая займет место алчности82.

 

* * *

 

Лично я предпочел бы не концентрацию и централизацию власти в руках государства, а распространение доверительных отношений. На мой взгляд, насилие частных собственников не так вредоносно, как насилие государства. Однако если это окажется неизбежным, то я поддержу необходимый минимум участия государства в собственности83.

 

* * *

 

Я желаю уничтожения капитализма не меньше, чем самые продвинутые социалисты, а может, даже и коммунисты. Но у нас с ними разные методы, и говорим мы на разных языках84.

 

* * *

 

Я объявил себя социалистом задолго до того, как известные мне люди в Индии заявили о своей приверженности социализму. Однако мой социализм был усвоен мною не из книг. Он проистекал из моей непоколебимой веры в ненасилие. Никто не может ратовать за ненасилие и не быть одновременно противником несправедливости, не важно, откуда она взялась. К несчастью, западные социалисты, насколько я могу об этом судить, убеждены в необходимости насилия во имя торжества социалистических доктрин85.

 

* * *

 

В современном государственном управлении нет места божественному закону, так как в нынешних государствах царит чудовищное неравенство, при котором немногие купаются в роскоши, а массам элементарно не хватает еды. Теорию социализма я воспринял, находясь в Южной Африке86.

 

* * *

 

Социализм – прекрасное слово. Насколько я знаю, при социализме все члены общества равны – нет высокопоставленных, нет угнетенных. В теле человека голова не является чем-то особым только потому, что она находится выше остальных частей тела, а пятки нельзя считать низкими только из-за того, что они касаются земли. Как равноправны части человеческого тела, так равноправны и все члены общества. Это и есть социализм87.

 

Сухой закон

 

Люди пьют алкоголь из-за скотских условий своего бытия. Это обычно фабричные рабочие и люди того же социального статуса. Они покинуты обществом, до них никому нет дела, и потому они пьют. Они не более порочны, чем святые люди, пьющие исключительно чай. Большинство живет так, как диктуют условия жизни88.

 

* * *

 

Государственный запрет употребления алкоголя – сухой закон – это не конец великой антиалкогольной реформы, это лишь ее важное начало89.

 

* * *

 

Индия не Америка. Американский пример [сухого закона] – это для нас скорее помеха, чем помощь. В США пьющий человек не испытывает стыда. Там модно пить. Заслуживает всяческого уважения решительное меньшинство американского общества, которое одним лишь весом своего морального авторитета смогло провести сухой закон, какой бы преходящей ни оказалась эта мера. Я не считаю данный эксперимент неудачным90.

 

* * *

 

Сухой закон – это своего рода воспитание взрослых людей, а не просто закрытие винных лавок91.

 

* * *

 

Употребление алкоголя скорее болезнь, нежели порок92.

 

 

Глава 9

Семья

 

(См. также раздел «Семейные дела» в главе 12 и раздел «Семейные отношения» в главе 13.)

 

Женщины

 

Мужчины и женщины равноправны, но не одинаковы1.

 

* * *

 

Женщина – спутница мужчины, обладающая такими же умственными способностями. Она имеет право участвовать во всех его делах, у нее равные с мужчиной права на свободу и независимость. Женщины имеют такое же полное право занимать высшее положение в своих видах деятельности, как мужчины – в своих2.

 

* * *

 

Целомудрие – не тепличное растение. Его невозможно навязать извне… Оно должно вырастать изнутри, и только тогда оно чего-то стоит, когда способно противостоять любому неожиданному искушению3.

 

* * *

 

Я смотрю на женщину как на воплощение терпимости. Несправедливо подозреваемый слуга может уволиться, сын в подобных случаях может покинуть родительский кров, а друг – положить конец общению. Жена, подозревающая мужа, сохраняет покорность4.

 

* * *

 

Откажитесь от украшений, не пользуйтесь духами и лавандовой водой; если вы хотите источать приятный аромат, то он должен исходить от вашей души, и тогда вы сумеете пленить не только мужчину, но и все человечество5.

 

* * *

 

Женщина… должна трудиться без гнета юридического бесправия, от которого не страдает мужчина… Корень зла [юридического неравенства] лежит глубже, чем думает большинство людей. Он гнездится в свойственной мужчинам жажде власти и славы и, если заглянуть еще глубже, во взаимной похоти. Мужчина всегда стремится к власти6.

 

* * *

 

Из всех зол, каким подвержен мужчина, нет более отвратительного, более отталкивающего, чем жестокое обращение с лучшей половиной человечества; эта половина – женщины, которых я не считаю слабым полом, ибо они благороднее мужчин. Даже в наши дни женщина – это воплощение жертвенности, молчаливого страдания, смирения, веры и знания7.

 

* * *

 

Интуиция женщины зачастую оказывается вернее высокомерного убеждения мужчины в обладании высшим знанием8.

 

* * *

 

Истинное украшение женщины – ее характер, ее чистота. Золото и самоцветы не могут быть таковым… Истинное украшение заключается не в навешивании на тело золотых цепей и драгоценных камней, а в очищении сердца и красоте души9.

 

* * *

 

Я считаю, что задача образования в нашей стране – это научить женщину говорить «нет» даже своему мужу, научить ее тому, что она не должна быть орудием или куклой в руках мужа10.

 

* * *

 

Я сторонник равного образования для женщин. Однако при этом я считаю, что женщина не сможет внести свой вклад в дела мира, если будет копировать мужчину или соревноваться с ним. Она, конечно, вправе так поступать, но на этом пути никогда не достигнет высот, каких достигла бы, не подражай она противоположному полу. Женщина должна дополнять мужчину11.

 

* * *

 

Равенство полов не предполагает равенства в профессиональной деятельности… Природа создала разделение полов, для того чтобы они дополняли друг друга12.

 

* * *

 

По самой глубинной сути мужчина и женщина одинаковы. У них на самом деле одни и те же проблемы. У них одна душа. Они проживают одну жизнь, обладают одинаковыми чувствами, дополняя друг друга. Они не могут жить порознь, без активной взаимопомощи13.

 

* * *

 

Женщине дано научить мирной жизни склонный к вражде мир, который в действительности жаждет нектара любви14.

 

* * *

 

Не позволяйте женщинам, среди которых насчитывается множество настоящих героинь, презирать свой пол или сожалеть о том, что они не родились мужчинами… У мужчин ровно столько же оснований хотеть родиться женщинами, сколько у женщин – родиться мужчинами. Эти желания бесплодны. Давайте же радоваться тому состоянию, в каком мы были рождены, и исполнять долг, назначенный нам природой15.

 

* * *

 

Кухонное рабство – сегодня главный пережиток прежнего варварства. Давно пора избавить женщину от этого гнета. Домашняя работа не должна отнимать у женщины все время16.

 

* * *

 

До тех пор пока рождение девочки не станут встречать с такой же радостью, как рождение мальчика, мы будем знать, что Индия не очнулась от своего частичного паралича17.

 

Брак

 

Брак – изгородь, защищающая религию. Если изгородь разрушить, та разлетится на куски. Основа религии – воздержание, а брак – это не что иное, как воздержание18.

 

* * *

 

Жена не обязана быть соучастницей в преступлениях мужа. Если она считает что-либо неправильным, ей надо набраться смелости поступить, как до лжно19.

 

* * *

 

Мир в доме очень желателен, но он не может быть самоцелью20.

 

* * *

 

Жена – не рабыня и не служанка мужа, она его спутница и помощница, равный партнер во всех его радостях и горестях, она, как и муж, вольна выбирать в жизни собственную дорогу21.

 

* * *

 

Если есть союз сердец, то не стоит откладывать брак из одних только финансовых соображений. Если считать бедность преградой, то бедный человек не сможет жениться никогда22.

 

* * *

 

Духовные отношения намного ценнее и важнее отношений физических. Физические отношения вне духовных – это то же самое, что тело, лишенное души23.

 

* * *

 

Единственные достойные качества брака – взаимная любовь и согласие24.

 

* * *

 

Брак – это священное таинство, он не должен влечь за собой больших расходов. Если богатые люди не умерят свое желание тратить деньги на угощение и пир, то бедняки будут стараться копировать их поведение и станут влезать в долги. Если у вас достанет храбрости, то вы должны восстать против лишних расходов, когда соберетесь вступить в брак25.

 

* * *

 

Если жена должна доказывать свою верность и преданность мужу, то и муж должен доказывать ей то же самое. Нельзя, чтобы у одной стороны были одни права и обязанности, а у второй стороны – другие26.

 

* * *

 

Брак вне своей религии зиждется на иных основаниях [нежели брак вне своей варны]. Но даже в этом случае, если каждая из сторон вольна соблюдать свою религию, я не вижу моральных препятствий к созданию такого союза27.

 

* * *

 

Брак, заключенный ради удовлетворения полового влечения, – не брак, а потворство похоти28.

 

* * *

 

Истинная цель брака – воздержание и сублимация половой страсти. Если цели брака иные, то брак перестает быть священным таинством29.

 

* * *

 

При вступлении в брак первое место следует отдать духовному развитию. На втором месте должно стоять служение друг другу, третье место отводится семейным соображениям и интересам социального порядка. Четвертое, и последнее, место отведено для взаимного влечения, или «любви». Это означает, что «любовь», если не приняты во внимание остальные три условия, не может считаться достаточным основанием для брака. В то же время, если нет любви, то брак исключается, даже если соблюдены остальные условия30.

 

* * *

 

Нет никакого сомнения, что девушкам, если они хотят посвятить себя служению, лучше вовсе не вступать в брак, однако на такое способна лишь одна женщина из миллиона. Брак – это естественная вещь, и считать его унизительным совершенно неверно… Идеал – это смотреть на него как на священное таинство и вести в браке воздержанную и целомудренную жизнь31.

 

Контроль рождаемости

 

Надо ли рожать четвертого ребенка в столь унизительной атмосфере? Мы лишь увеличиваем число рабов и слабых людей, если продолжаем размножаться, чувствуя, что остаемся беспомощными, больными и голодающими. Только тогда, когда Индия станет свободной страной, способной противостоять голоду, страной, обладающей знаниями, которые позволят победить малярию, холеру, грипп и другие болезни, будем мы иметь право давать жизнь следующим поколениям… Я с удовлетворением воспринимаю перспективу ограничения рождаемости за счет осознанного воздержания… Ограничения рождаемости надо достигать не с помощью аморальных и искусственных средств контроля, как это принято в Европе, но образом жизни, самоограничением и внутренней дисциплиной32.

 

* * *

 

Супружеская пара должна допускать половое совокупление не ради похоти, но только ради какой-то цели. Полагаю, что верх невежества думать, будто половой акт есть независимая функция организма, такая как сон или еда. Мир существует только благодаря акту зачатия, а так как мир есть ристалище Бога и отражение Его славы, то акт зачатия должен быть под строгим контролем и направляться на рост и развитие мира. Тот, кто это понимает, станет любой ценой ограничивать свою похоть и вооружит себя знанием, необходимым для физического, умственного и духовного благополучия своего потомства33.

 

* * *

 

Ограничение рождаемости с помощью противозачаточных и подобных средств есть глубокое заблуждение… Ограничение рождаемости путем самоконтроля и воздержания – трудная задача. Но я не знаю людей, которые могли бы всерьез оспорить их эффективность и даже превосходство над использованием противозачаточных средств34.

 

* * *

 

Внедрение противозачаточных средств под маской науки и с санкции авторитетных общественных деятелей приводит лишь к осложнениям и делает задачу реформаторов, пытающихся очистить общественную жизнь, почти невыполнимой… невозможно ограничить применение противозачаточных средств только кругом замужних женщин. Брак теряет свою святость, если его цель и высший смысл сводятся к удовлетворению животной страсти без раздумий о естественном результате такого удовлетворения. Но самый большой вред распространения противозачаточных средств заключается в отказе от старого идеала и в замене его другим, который, если будет достигнут, приведет к моральному и физическому вырождению народа35.

 

* * *

 

Половое влечение – красивое и благородное влечение. В нем нет ничего постыдного. Но половой акт – это акт творения. Любое другое его толкование есть грех против Бога и человечества36.

 

* * *

 

Кроличье размножение народа, несомненно, должно быть остановлено, но не теми способами, которые влекут за собой еще большее зло. Остановить неумеренную рождаемость надо способами, которые облагораживают народ37.

 

Проституция

 

Мы, мужчины, не смеем поднять опущенную от стыда голову до тех пор, пока хоть одна женщина будет оставаться орудием нашей похоти. Я бы предпочел, чтобы мы вымерли, нежели опустились ниже животных, превратив благороднейшее из божественных творений в платный объект наших домогательств38.

 

* * *

 

Это нестерпимый стыд и печаль, это глубочайшее унижение, что многие женщины вынуждены продавать свое целомудрие ради удовлетворения мужской похоти. Мужчина, законодатель, должен заплатить за разложение, которому он подвергает так называемый слабый пол… Это зло не может продолжаться ни дня после того, как мы, мужчины Индии, осознаем, в чем заключается наше истинное достоинство39.

 

* * *

 

Прежде чем наши несчастные сестры будут избавлены от деградации и разложения, требуется выполнить два условия. Нам, мужчинам, следует научиться контролировать свои страсти, а женщины должны получить поприща, на которых они смогут достойно зарабатывать себе на жизнь40.

 

Родительский долг

 

Каждый дом – это университет, а все родители – учителя41.

 

* * *

 

Родители не должны привязывать жернова к шеям своих детей, заставляя их вступать в брак в подростковом возрасте. Родителям следует заботиться о благополучии сыновей, а не только о собственных корыстных интересах42.

 

* * *

 

Родители… думают, что их дети должны получить образование, для того чтобы стать богатыми и высокопоставленными людьми. Это проституирование образования и знания, и при таком подходе мы тщетно будем искать мира, невинности и благословения, каковыми должна полниться жизнь студента43.

 

* * *

 

Напрасно надеяться, что наши дети и домочадцы пойдут по жизни той же дорогой, что и мы44.

 

* * *

 

Какая это тяжкая ответственность – быть родителем!45

 

* * *

 

В хорошо устроенной семье отношения подчиняются раз и навсегда установленным правилам. Отец дает своим детям блага не по заключенной сделке, а из любви и из чувства справедливости, не надеясь что-либо получить взамен. Это не значит, что он ничего не получит. Но отдача должна быть естественной, а не вынужденной. Ничего нельзя делать из страха или недоверия. То, что верно для хорошо устроенной семьи, верно и для целого общества, которое есть не что иное, как большая семья46.

 

* * *

 

Нет школы, которая могла бы сравниться с достойным домом, и нет учителей, равных честным и добродетельным родителям47.

 

 

Глава 10

Образование

 

Теория

 

Образование… – это просто знание букв. Оно есть инструмент, который можно употребить как во благо, так и во зло1.

 

* * *

 

Для того чтобы стать всеобщим, образование должно быть бесплатным2.

 

* * *

 

Учение без практики, подобно набальзамированному трупу. Выглядит на первый взгляд пристойно, но пользы от него никакой3.

 

* * *

 

Чем выше по ступеням учения поднимается учащийся, тем больше он отдаляется от дома, и в конце курса обучения он становится чужим своему окружению. Он перестает чувствовать поэзию родительского дома. Родная цивилизация кажется ему глупой, варварской, суеверной и бесполезной… образование задумано так, чтобы отлучить студента от его традиционной культуры4.

 

* * *

 

Знание без характера – это самая подходящая питательная среда для зла. Мы видим в мире множество примеров «талантливых воров» и «воспитанных негодяев»5.

 

* * *

 

Ни одна система образования не будет эффективной, если она не придает обучению взрослых такое же значение, как и обучению детей6.

 

* * *

 

Что-то неправильное есть в системе образования, которое не может вооружить учащихся навыками борьбы с социальным и иным злом. Образование только тогда чего-то стоит, когда раскрывает все способности человека и позволяет ему решать жизненные проблемы на любом рабочем месте7.

 

* * *

 

Человек – не один лишь чистый интеллект, или тело животного, или только душа и сердце. Пропорциональное и гармоничное соединение этих качеств делает человека человеком, и именно к такому соединению должно стремиться настоящее образование8.

 

* * *

 

До сих пор мы уделяли главное внимание тому, чтобы напичкать головы детей информацией, но даже не думали об их гармоничном развитии9.

 

* * *

 

Не только грамотность или ученость формируют человека, но и воспитание, готовящее к реальной жизни. Какой смысл в том, что человек знает все на свете, но не умеет поддерживать братские отношения с соседом?10

 

Ребенок

 

Признак вырождения нации – маленькие дети, которые, вместо того чтобы ходить в школу, зарабатывают деньги. Ни один народ, заслуживающий этого названия, не может позволить себе так бездарно обращаться со своими детьми. Дети должны посещать школу по меньшей мере до шестнадцатилетнего возраста11.

 

* * *

 

Истинное образование ребенка начинается сразу после его рождения. Начатки знаний отлично усваиваются во время игр12.

 

* * *

 

Наказание не очищает, оно лишь ожесточает детей13.

 

* * *

 

Среди нас господствует ложное убеждение в том, что ребенок ничему не учится в течение первых пяти лет своей жизни. На самом деле все обстоит как раз наоборот: ребенок учится жизни именно в первые пять лет после рождения14.

 

* * *

 

В идеале настоящее воспитание ребенку могут дать только родители при минимуме посторонней помощи15.

 

* * *

 

Если хороших детей учить и воспитывать вместе с плохими, то первые ничего не потеряют при условии, что будут находиться под бдительным оком родителей и воспитателей. Дети, взращенные в тепличных условиях, не всегда могут противостоять искушениям и дурным влияниям16.

 

* * *

 

Ненасильственное сопротивление самое благородное и самое лучшее образование… Нельзя отрицать, что ребенок, прежде чем начать писать буквы и овладевать материальными знаниями, должен понять, что такое душа, что такое истина, что такое любовь и какие силы дремлют в душе. В процессе настоящего образования ребенок должен узнать прежде всего это, и тогда в жизненной борьбе он сможет легко победить ненависть любовью, ложь истиной, насилие самопожертвованием17.

 

* * *

 

Дети – невинные, любящие и добродушные создания. Зло приходит к ним, когда они становятся старше18.

 

Студент

 

Студенты должны стать первопроходцами в проведении полезных реформ, сохраняя в стране все хорошее и бесстрашно избавляя общество от бесчисленных злоупотреблений, пронизавших все его существование19.

 

* * *

 

Для подавляющего большинства студентов характерно то, что благородные побуждения владеют их умами только во время учебы и исчезают после ее окончания. Тогда большинство бывших студентов бросаются за хлебами и рыбами20.

 

* * *

 

Школьное образование – это не просто строительный материал. Образовательные учреждения изо дня в день заполняют живые мальчики и девочки. Я знаю, что есть огромные, архитектурно безупречные здания, называемые образовательными учреждениями, но на деле это всего лишь «гробы повапленные». Напротив, мне известны некоторые учреждения, вынужденные изо дня в день бороться за материальное выживание, но именно в них – возможно, благодаря нужде – так же изо дня в день происходит замечательный духовный рост21.

 

* * *

 

Можно с тем же успехом надеяться обуздать ветер, как и подавить воодушевленный энтузиазм студентов22.

 

* * *

 

Каникулы надо использовать для отдыха, а не для зубрежки книг23.

 

* * *

 

Я хочу предостеречь молодежь страны: не пренебрегайте тем, что говорят старые люди, лишь на основании того, что они старые. Истина глаголет не только устами младенцев, но часто и устами старцев24.

 

* * *

 

Моральным и умственным качествам студента противостоят ложные представления о достоинстве, внушенные в школе и колледже. Студенты часто думают, что будут зарабатывать на жизнь исключительно за письменным столом25.

 

* * *

 

Студент не способен активно заниматься политикой и одновременно учиться… Он тем не менее должен иметь право свободно высказывать любое свое мнение и может симпатизировать любой политической партии по собственному выбору26.

 

Учитель

 

Книги не помогут воспитанию и образованию души и сердца. Такое воспитание возможно лишь в тесном общении с учителем27.

 

* * *

 

Долг педагога – учить разборчивости. Если мы будем усваивать то, что нам говорят, без размышлений, то превратимся в машины. Мы мыслящие, познающие существа и должны… отделять правду от лжи, краснобайство от искренности, чистое от нечистого и т. д.28

 

* * *

 

На Толстовской ферме мы взяли за правило не предлагать молодым делать то, чего не делали учителя, и поэтому, если молодых просили что-то исполнить, то вместе с ними работал и их учитель29.

 

* * *

 

Я никогда не испытывал недостатка в учебниках. Я вовсе не считаю необходимым нагружать мальчиков горами книг. Я всегда понимал, что настоящим учебником может быть только учитель. Я усвоил очень мало из того, что объясняли мне учителя по книгам, но я весьма хорошо помню, чему они учили меня помимо книг30.

 

* * *

 

Религиозные наставления, если мне не изменяет память, внушили мне учителя, которые сами живо воспринимали религию. Я обнаружил, что мальчики впитывают религию на примере жизни учителя, а не в результате чтения рекомендованных им книг или слушания его лекций. К своей великой радости, я обнаружил, что мальчики и девочки обладают поразительной способностью подсознательно читать сокровенные мысли учителей. Горе тому педагогу, который на словах наставляет одному, а в душе следует совершенно другому31.

 

* * *

 

Работа учителя проходит главным образом не в классе, а вне его стен32.

 

Учебный план

 

Обучение литературе ничего не прибавляет нравственному росту, а формирование характера не зависит от литературной грамотности33.

 

* * *

 

Изучение других культур должно следовать за изучением и усвоением собственной, а не предшествовать ему34.

 

* * *

 

Физическое воспитание должно занимать в учебном плане такое же место, как и науки35.

 

* * *

 

Плохой почерк можно считать признаком несовершенного образования… выработка хорошего почерка необходимая часть образования36.

 

* * *

 

Продуманное трудовое обучение нередко лучше совершенствует интеллект, чем бессистемное чтение литературы37.

 

* * *

 

Овладение грамотой – это не цель и даже не начало образования. Это всего лишь одно из средств, с помощью которых человек может получить образование. Обучение грамоте само по себе это не образование38.

 

* * *

 

Большое внимание, которое в наших колледжах уделяют так называемому образованию в области искусств, просто пустая трата времени, приводящая к безработице в среде образованных классов общества. Более того, такое образование причинило страшный вред как умственному, так и физическому здоровью детей, имевших несчастье попасть в жернова наших колледжей39.

 

Религиозное воспитание и образование

 

Если Индия не хочет в ближайшее время объявить себя духовным банкротом, то религиозное воспитание молодежи должно считаться таким же необходимым, как и светское образование40.

 

* * *

 

Я всегда отдавал пальму первенства культуре души и формированию характера, и, более того, я считаю, что нравственное воспитание должно касаться в равной мере всех, независимо от возраста и уровня образования41.

 

* * *

 

Я считаю, что каждый учащийся должен быть знаком с элементами своей родной религии и иметь общее представление о ее священных текстах… Закалка и воспитание духа – это отдельная, ценная сама по себе задача. Развивать дух, значит формировать характер и учить человека находить путь к Богу и самореализации. Всякое обучение без культуры духа бесполезно и может даже принести вред. Тренировка духа не осуществима по книгам. Точно так же, как тренированности тела достигают физическими упражнениями, интеллектуального совершенства – упражнениями умственными, так и духовное совершенство возможно только в результате упражнений духовных. Они целиком и полностью зависят от образа жизни и характера учителя. Я увидел, что должен всегда служить образцом для мальчиков и девочек, живших со мной. Таким образом, они стали моими учителями, у них я научился тому, что надо быть добрым и жить честно – хотя бы ради них42.

 

* * *

 

В учебном плане религиозного образования должно быть предусмотрено ознакомление с доктринами иных религий. Для этого учащиеся должны выработать у себя привычку понимать и оценивать учения великих мировых религий в духе преклонения и терпимости. Если сделать это правильно, то такой подход позволит учащимся лучше понять свою собственную религию и обрести уверенность в своих духовных силах43.

 

* * *

 

Культура ума должна быть подчинена культуре сердца44.

 

* * *

 

Я не верю в то, что государство может справиться с религиозным обучением и воспитанием. Я убежден, что этим должны заниматься религиозные объединения. Не надо путать религию с этикой. Полагаю, что в своих основах этика едина для всех религий. Преподавание основ этики – это, без сомнения, прерогатива государства. Под религией я понимаю не фундаментальную этику, а то, что называют исповеданием веры. Мы уже достаточно настрадались от поддерживаемой государством религии и государственной церкви. Общество или группа лиц, частично или полностью зависящие в своей вере от помощи государства, не заслуживают, а лучше сказать, не имеют никакой религиозной ценности и не могут называться религиозными45.

 

Преступление

 

(См. также раздел «Тюремное заключение» в главе 6.)

Когда порок становится модой или даже доблестью, бороться с ним приходится очень и очень долго46.

 

* * *

 

Слово «преступник» должно стать табуированным в нашем лексиконе. В противном случае мы все окажемся таковыми… Как заявил некогда один тюремщик, все мы втайне преступники. В этом высказывании, хотя оно и было сделано в полушутливом тоне, содержится большая доля истины47.

 

* * *

 

Обязанность общества – не проявлять бессердечия мачехи к тем, кто презирает или нарушает его установления48.

 

* * *

 

По совести, я не могу согласиться с оправданием смертных приговоров… Если человек убит, то никакое наказание уже не способно его вернуть или воскресить. Только Бог может отнимать жизнь, ибо Он один ее дает49.

 

* * *

 

Лично я не верю в тюремное заключение как в адекватное наказание даже для лиц, совершивших преступления с применением насилия50.

 

* * *

 

Если бы это было в моей власти, я б открыл двери тюрем и выпустил на волю всех заключенных, даже убийц51.

 

* * *

 

Всякое преступление – своего рода болезнь, и реформаторам придется эти болезни лечить. Отсюда не следует, что мы однажды сможем отправить в отставку всю полицию и перестанем считать случаи нарушения законов преступлениями, но полицейские меры не устраняют причин такого социального бедствия, как преступность52.

 

* * *

 

Всех преступников надо рассматривать как больных, а тюрьмы надо превратить в госпитали, куда эти больные поступали бы для лечения и исцеления53.

 

 

Глава 11

Культура и профессии

 

Восток и Запад

 

(См. также раздел «Машины и индустриализация» в главе 8.)

Тенденция индийской цивилизации – возвышение нравственного бытия, тенденция западной – пропаганда безнравственности. Последняя тенденция безбожна, первая – основана на вере в Бога1.

 

* * *

 

Современная [западная] цивилизация главным образом материалистична, наша же главным образом духовна. Современная цивилизация исследует законы материи и использует человеческие дарования для изобретения или открытия средств производства и орудий разрушения; наша цивилизация занимается исследованием духовных законов2.

 

* * *

 

То адское безумие, которое творится сейчас в Европе, показывает, что современная цивилизация представляет силы зла и тьмы, а древняя, то есть индийская цивилизация, – это по своей сущности божественная сила3.

 

* * *

 

Систематическое изучение азиатской культуры не менее важно, чем освоение западных наук4.

 

* * *

 

Мне от всего сердца отвратительно желание уничтожить пространство и время, разжигание животных аппетитов и путешествия на край света ради удовлетворения таковых. Если окажется, что современная цивилизация стои т за все это, и если я увижу, что все действительно так, то я назову ее сатанинской5.

 

* * *

 

Я не считаю, что все древнее хорошее только потому, что оно древнее. Я не призываю к отказу от божественной способности трезво мыслить перед лицом традиции. Если любая традиция, какой бы древней она ни была, противоречит нравственности, ее следует изгнать из страны6.

 

* * *

 

Многие из тех, кто призывает возродить древнюю культуру, не колеблясь, оживят под ее маской старые суеверия и предрассудки7.

 

* * *

 

Меня отнюдь нельзя назвать неразборчивым, суеверным почитателем всего того, что проникает к нам под видом древней традиции. Я без колебаний готов уничтожить все зло и безнравственность, какими бы древними они ни были, но я отнесусь к этой задаче очень и очень осмотрительно. Признаюсь вам, что я обожаю древние учреждения и мне больно думать, что люди в своем стремлении ко всему современному отказываются от своих древних традиций и пренебрегают ими в повседневной жизни8.

 

* * *

 

Всем, что я сделал полезного моей стране, я обязан – целиком и полностью – своей приверженности восточной культуре в той мере, в какой это было возможно. В противном случае массы смотрели бы на меня как на бесполезное, англизированное, лишенное национальности существо, ничего не понимающее в реальности и, более того, возможно, презирающее их образ жизни, привычки, обычаи, думы и чаяния9.

 

* * *

 

Ни один восточный мыслитель не боится, что если западные страны придут в близкое соприкосновение с Востоком, здешняя культура будет сметена, как песок, мощным приливом чужой цивилизации… Восточная цивилизация не только не боится, но и положительно приветствует контакт с цивилизацией западной10.

 

* * *

 

Зачем нам быть грязным бельем западной цивилизации?11

 

* * *

 

Я хочу, чтобы культуры всех стран свободно овевали мой дом. Но я не хочу, чтобы эти ветры сбивали меня с ног12.

 

Западная культура

 

Цивилизация грызет нас, подобно мыши, но одновременно и одурманивает. Когда мы осозна ем все ее последствия, мы поймем, что религиозные суеверия безвредны и невинны в сравнении с современной цивилизацией13.

 

* * *

 

Я был и остаюсь убежденным противником современной цивилизации14.

 

* * *

 

Современная цивилизация в том виде, в каком она представлена на Западе, уделяет материи место, которое по праву должен занимать дух. Цивилизация возвела на трон насилие и подавляет истину и невинность15.

 

* * *

 

Мне многое не нравится в западном образе жизни, но есть вещи, перед которыми я испытываю искреннее восхищение. Увлечения западного человека исполнены глубокого смысла16.

 

* * *

 

Западные мыслители утверждают, что основа их цивилизации – это преимущество силы перед правом. Следовательно, поборники такой цивилизации посвящают почти все свое время пестованию грубой силы17.

 

* * *

 

Хочу разуверить тех, кто считает, будто я без разбора отрицаю все, что приходит с Запада. Я и сам усвоил множество западных новшеств18.

 

* * *

 

Запад всегда вызывал у меня восхищение своими достижениями в области хирургии и вообще прогрессом в медицине19.

 

* * *

 

Я всегда очень прилежно изучал устройство западного общества и открыл, что под лихорадочным смятением, владеющим душой западного человека, скрывается неистребимая жажда познания истины. Я очень высоко ценю ее20.

 

* * *

 

Ничто не мешает мне получать пользу от света, приходящего к нам с Запада. Самое главное при этом – не дать блеску его достижений ошеломить себя. Надо отделять блеск от истинного света21.

 

* * *

 

Западные народы ныне стонут под игом чудовищного бога материализма. Этот материализм замедляет их нравственный рост. Свой прогресс западные народы измеряют фунтами, шиллингами и пенсами. Образцом стало богатство Америки. Все другие нации завидуют американцам. От моих соотечественников я часто слышу, что нам надо достичь американского уровня процветания, но избежать применения американских методов его достижения. Я осмелюсь предположить, что такая попытка, даже если бы она состоялась, была бы обречена на неудачу. Мы не можем в одно и то же время оставаться мудрыми, умеренными и яростными22.

 

Языки

 

(См. также раздел «Национальные языки Индии и английский язык» в главе 12.)

Мир полон драгоценностей невиданной красоты, но не все эти перлы выражены английским языком23.

 

* * *

 

Ни одна страна не сможет стать настоящей, если все будут сами себе переводчиками. Подумайте, что бы произошло с англичанами, если бы у них не оказалось авторизованной версии Библии24.

 

* * *

 

Дети страны, где образование получают на чужом языке, совершают самоубийство. Обучение на иностранном языке лишает их природных прав. Чужая среда непомерным бременем ложится на плечи молодых людей и лишает их оригинальности. Она замедляет развитие учащихся и изолирует их от родины25.

 

* * *

 

Не было в мире большего заблуждения, чем уверенность в том, что какой-то определенный язык не в состоянии выражать отвлеченные понятия или научные идеи. Язык есть точное отражение характера и уровня развития его носителей26.

 

* * *

 

Как смеем мы стирать из памяти годы нашего раннего детства? Но именно это и происходит, когда мы начинаем познавать жизнь посредством чужого языка27.

 

* * *

 

Различия в алфавитах – это досадное препятствие, мешающее людям из одной провинции понимать язык жителей других провинций28.

 

Искусство

 

Музыка – это ритм, порядок. Она оказывает на людей магическое влияние. Она быстро успокаивает. Будучи в Европе, я видел, как один изобретательный полицейский начальник заводил в громкоговорителе популярные песни, чтобы успокоить готовую разбушеваться толпу. К сожалению, музыка… остается уделом немногих – либо приманкой проституток от искусства, либо собственностью приверженцев религии из высших классов. Она никогда не была национализированной в современном смысле этого слова29.

 

* * *

 

Истинное искусство заботится не только о форме, но и о том, что за ней скрывается. Есть искусство убивающее и искусство, дарящее жизнь… Истинное искусство – это свидетельство счастья, умеренности и чистоты автора30.

 

* * *

 

В конечном счете все прекрасное заключается в чистоте сердца31.

 

* * *

 

Музыка подарила мне душевный мир. Я помню моменты, когда музыка приводила мой ум в созерцательно-безмятежное состояние, когда что-то сильно меня возбуждало. Музыка помогала мне преодолевать гнев32.

 

* * *

 

Всякое истинное искусство – это выражение души. Внешние формы имеют ценность только до тех пор, пока они передают внутренний дух человека… Я знаю, что очень многие называют себя художниками, но в них не заметно и следа рвущейся ввысь души… Всякое истинное искусство должно помогать душе понять ее внутреннюю сущность33.

 

* * *

 

Я вижу и нахожу красоту через истину. Все истины – не только истинные идеи, но и истинные лица, истинные картины, истинные песни – в высшей степени прекрасны. Искусство расцветает там, где люди начинают видеть красоту в истине. С другой стороны, искусство может проявляться в формах, внешне далеко не прекрасных. Говорят, что Сократ – самый правдивый человек своего времени – считался самым безобразным из греков. Но, на мой взгляд, он был прекрасен, потому что всю жизнь стремился к истине34.

 

* * *

 

Чистота жизни – это высшее и самое правдивое из искусств. Искусство пения хороших мелодий красивым голосом постигают многие, но искусство создавать музыку из гармонии чистой жизни доступно очень малому числу людей35.

 

* * *

 

В моей комнате голые стены. Если бы я мог, то отказался бы от потолка, чтобы ночами созерцать звездное небо, простершееся над нами в своей несравненной красоте. Какое рукотворное человеческое искусство может дать такую панораму, какую я вижу, когда смотрю ввысь на сияние звезд? Все, что мешает полету души, есть обман и мошенничество36.

 

* * *

 

Человечество не может жить одной лишь логикой, ему необходима и поэзия37.

 

Пресса

 

Одна из задач газеты – это понять чувство народа и выразить его; другая задача состоит в возбуждении в людях желательных чувств; третья задача – бесстрашно обнажать общественные пороки38.

 

* * *

 

Какую финансовую прибыль могла бы получить страна, если б в каждой провинции было только одно рекламное издание – не газета, – содержащее правдивые, неприкрашенные сведения о предметах, полезных людям! Но из-за нашего преступного равнодушия мы платим огромные косвенные налоги на вредную рекламу39.

 

* * *

 

Я не верю, что можно вечно издавать газету с убытком или только за счет рекламы. Если газета кому-то нужна, то она окупается уже самим этим фактом40.

 

* * *

 

Многие из вас [студентов] читают газеты. Не думаю, что смею призывать вас отказаться от этого занятия; но я все же хотел бы попросить вас избегать всего, что представляет эфемерный интерес, а я могу с полной уверенностью сказать вам, что в газете нет ничего, представляющего постоянный интерес. В газетах не содержится ничего полезного для формирования характера, но тем не менее я понимаю страсть людей к чтению периодики41.

 

* * *

 

Я всегда стремился установить тесные и чистые отношения между издателем и читателями… Единственная цель журналистики – служение народу. Газета – великая сила, но как вырвавшаяся на волю вода затопляет целые города и уничтожает урожай, так и необузданное перо служит только разрушению. Если контроль осуществляют извне, то он оказывается еще более вредным, чем отсутствие всякого контроля. Контроль может быть эффективным и полезным, только когда он осуществляется изнутри. Если это верно, то много ли найдется в мире журналистов, по-настоящему достойных своего звания? И кто остановит тех, кто ему не соответствует? Кто будет судьей? Полезное и бесполезное – как добро и зло – должны идти по жизни рука об руку, а выбирать между ними придется самим людям, то есть читателям42.

 

* * *

 

Человек, с которым считают нужным общаться по телеграфу, надувается от важности, которой он по своей сути вовсе не обладает43.

 

* * *

 

Газетчики стали чумой нашего времени44.

 

Закон и юристы

 

Железные дороги, адвокаты и врачи настолько разорили страну, что если мы не проснемся, то они разрушат ее до конца45.

 

* * *

 

Юристы – тоже люди, а в каждом человеке можно найти что-то хорошее. В тех случаях, когда благодаря адвокату побеждало добро, часто это происходило из-за человечности, а не по причине профессионализма46.

 

* * *

 

Адвокаты обычно провоцируют конфликты, вместо того чтобы их улаживать. Более того, люди выбирают профессию адвоката не для того, чтобы помочь другим справиться с несчастьями, а чтобы озолотиться самим. Адвокатура – превосходный путь к богатству, и в интересах адвокатов множить конфликты. Насколько я знаю, они бывают просто счастливы, когда между людьми возникают ссоры47.

 

* * *

 

Истинной целью адвоката должно быть сближение тяжущихся сторон. Это правило настолько сильно отпечаталось у меня в душе, что большую часть тех двадцати лет, когда я практиковал как адвокат, я посвятил нахождению компромиссов в сотнях случаев. При этом я ничего не потерял – ни денег, ни души… Я научился истинному применению законов, научился апеллировать к лучшим сторонам человеческой души и взывать к сердцам людей48.

 

* * *

 

Это вполне реально – заниматься адвокатской практикой и не искажать истину. Но даже придерживаясь истины, адвокат не может избавить свою профессию от фундаментальных изъянов, которые делают ее в целом порочной49.

 

* * *

 

Если вы хотите привнести духовность в юридическую практику, то не подчиняйте свое призвание интересам кошелька, как это, к несчастью, часто случается в наше время, а употребите профессию на служение стране… Адвокаты везде заламывают бессовестные цены на услуги… В своей практике эти люди часто идут на сознательный или бессознательный обман ради интересов своих клиентов… Долг адвоката тем не менее – свидетельствовать перед судом и помогать ему прийти к истине, а не доказывать невиновность виновного50.

 

* * *

 

Адвокаты и люди с английским образованием не обладают монополией на педантизм51.

 

Наука

 

Я всей душой отвергаю вивисекцию. Мне отвратительно непростительное уничтожение жизни во имя науки и так называемой гуманности, а все открытия, сделанные за счет пролитой крови невинных, я полагаю никчемными. Если теорию кровообращения не представлялось возможным создать без вивисекции, то человечество могло бы прекрасно без нее [теории] обойтись52.

 

* * *

 

Я не противник прогресса науки как такового. Мало того, научный дух Запада вызывает у меня неподдельное восхищение, и если это восхищение имеет пределы, то только потому, что ученые Запада пренебрегают интересами малых божьих тварей53.

 

* * *

 

Все во Вселенной, включая солнце, луну и звезды, подчиняется определенным законам. Без их ограничивающего влияния мир не смог бы просуществовать и единого мгновения54.

 

* * *

 

Как же мало знает наука! В жизни есть вещи куда важнее, и в Боге мы найдем больше великого, чем в химии55.

 

История

 

Сотни народов живут в мире. История не отмечает и не может отметить данный факт. История – это запись о каждом насильственном вмешательстве в мирный ход событий, управляемых силами любви и души… История – это регистрация возмущений в спокойных процессах природы56.

 

* * *

 

История, как нам известно, представляет собой записи о войнах в мире… она напоминает нам, как поступали цари и короли, как они становились врагами и как пытались убить друг друга – все вещи такого рода очень точно и тщательно отображены в истории. Однако если бы все это было единственным, что происходило в мире, то он давно бы окончил свои дни57.

 

* * *

 

Прогресс народов и стран осуществляется как эволюционно, так и революционно… История есть перечень чудесных революций, а не описание упорядоченного прогресса, и больше прочих этим отличается английская история58.

 

* * *

 

Если мы хотим прогресса, то нам следует не повторять историю, а творить ее заново. Мы должны приумножить наследие, оставленное нашими предками59.

 

* * *

 

Индийская история, написанная на основании оригинальных источников индийским патриотом, будет отличаться от истории, написанной английским бюрократом, несмотря на то что при написании оба могут быть максимально честными. Мы совершаем роковую ошибку, принимая за правду английские оценки событий нашей национальной жизни60.

 

* * *

 

Я верю: то, что кажется нам утопией сегодня, станет явью завтра. История изобилует такими примерами… Разве это не трагично, что духовные деяния и вечные истины наша молодежь считает утопией, а ходульные и недолговечные – пользуются неподдельным уважением и считаются полезными и практичными?61

 

 

Глава 12

Индийские проблемы

 

Индия

 

Индия должна научиться жить, прежде чем она сможет претендовать на гибель во имя человечества1.

 

* * *

 

Я никогда не подпишусь под суеверием, согласно которому все древнее по определению хорошее. Я также не верю, что любая вещь прекрасна, если она индийская2.

 

* * *

 

Свободная Индия не будет замкнутой, угрюмой и недовольной. Она станет сильной державой и использует свою мощь на благо человечества3.

 

* * *

 

Индийская культура не может быть названа индуистской, или мусульманской, или какой-то еще. Индийская культура – это слияние всех религий, и, кроме того, индийская культура – восточная по самой своей сути4.

 

* * *

 

Свобода Индии должна революционизировать представления людей Земли о мире и войне… Пробудившаяся Индия обращается к стонущему человечеству с посланием мира и доброй воли5.

 

* * *

 

[Индия] только тогда станет по-настоящему духовной страной, когда мы сможем показать миру больше истины, чем золота, больше бесстрашия, чем помпезной властной гордыни, больше милосердия, чем эгоистической самовлюбленности. Если только мы очистим наши дома, дворцы и храмы от скверны богатства и украсим их атрибутами нравственности, то мы сможем выдержать любую борьбу с врагами, не отягощая себя мощной армией6.

 

Независимость (сварадж)

 

Как только человек поймет, что не по-человечески подчиняться несправедливым законам, никакая тирания не сможет его поработить. В этом ключ к самоуправлению и независимости7.

 

* * *

 

Сварадж навеки останется недостижимой мечтой, если не будет создан неразрывный союз между индуистами и мусульманами Индии. Временное перемирие не годится для данной цели. Это должно быть сотрудничеством равных людей, уважающих чужую религию8.

 

* * *

 

Сварадж … означает полную свободу мнений и действий без вмешательства в право других на такую же свободу мнений и действий. Следовательно, он означает полный контроль самой Индией источников ее доходов и расходов без вмешательства любой другой страны9.

 

* * *

 

Сварадж – это свобода для всех, включая самых малых среди нас, делать все, что они считают нужным, безо всякого физического посягательства на их свободы10.

 

* * *

 

Сварадж заключается не в смене правительства… Он требует реального изменения души народа11.

 

* * *

 

Сварадж не может стать даром одного народа другому. Это сокровище должно быть добыто ценой лучшей крови народа. Сварадж станет плодом непрестанного труда и безмерных страданий12.

 

* * *

 

Под свараджем я имею в виду управление Индией с согласия народа, подавляющего большинства ее взрослого населения, мужчин и женщин, рожденных в стране или выбравших ее своим домом, людей, отдающих свой физический труд служению государству и зарегистрировавшихся в качестве избирателей… Сварадж будет достигнут просвещением масс и убеждением в их способности контролировать и направлять власть13.

 

* * *

 

На пути к свараджу нас ждет долгое и болезненно трудное восхождение… Оно невозможно без просвещения народа, то есть без просвещения масс, без пробуждения в них национального самосознания. Оно не произойдет мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Оно будет осуществляться медленно и почти незаметно, как растет дуб14.

 

* * *

 

Самоуправление означает непрерывность усилий по сохранению независимости от правительства – будь оно иностранное или национальное15.

 

* * *

 

Откладывать социальные реформы до достижения свараджа – это значит не понимать его сути16.

 

* * *

 

Оскорбление любого порядочного представителя народа – еще одна капля в чаше оскорбления всего народа как целого17.

 

* * *

 

Одно лишь выведение английского языка из обихода – это еще не завоевание независимости. Она будет достигнута тогда, когда обычные деревенские жители осознают, что они сами творцы собственной судьбы и законодатели, принимающие законы через своих свободно избранных представителей18.

 

* * *

 

Обращение народа, который осознанно или невольно угнетал другой, более многочисленный, более древний и, без сомнения, не менее культурный народ, – это предприятие, ради которого можно пойти на любой риск. Я намеренно употребил слово «обращение», ибо претендую ни много ни мало на ненасильственное обращение британского народа, чтобы он увидел и осознал зло, причиненное им Индии19.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.625 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь