Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совокупность эпизодов, художественно раскрывающих аспект авторской концепции на определенном идейно-эстетическом уровне, называется блоком.



Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, постольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило, авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть равно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

 

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ БЛОКОВ

Реализация сценического задания для каждого блока эпизодов выступает в качестве своеобразной сверхзадачи. Сценические задания на уровне блоков определяют: 1) количество блоков; 2) тему каждого блока (аспект проблемы); 3) сверхзадачу каждого блока.

Обнаруженный аспект проблемы так или иначе становится блоком, которому необходимо дать не только сценическое задание, но и рабочее название. Блокам даются названия и поэтому следует стремиться к тому, чтобы они выражали образную суть сценического задания. В дальнейшем это поможет при разработке идейно-художественного замысла блока.

Приведем пример формулирования сценического задания блока.

Блок «Слепота»

Сценическое задание блока: показать, что потерять зрение фактически «не так страшно», как нравственно.

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЭПИЗОДОВ

Эпизоды формируются в блок единым сценическим заданием. Путь реализации этого сценического задания лежит через разработку сценических заданий на уровне эпизодов. Количество и содержание сценических заданий на этом уровне определяют: 1) количество эпизодов в блоке; 2) тему каждого эпизода; 3)сверхзадачу каждого эпизода.

Отметим, что еще в 20-х годах различного рода культкомиссии составляли своего рода инструкции к сценариям. По сути дела, они разрабатывали «сценические задания»: 1) показать лучшие цеха, выполнившие свои задания; 2) показать лучших ударников; 3) показать художественно, что вырабатывает завод; 4) отметить героев т.д.

Приведем пример формулирования сценического задания эпизода.

 

Эпизод «Зрение»

Сценическое задание эпизода: дать наглядный пример Нравственного подвига человека, потерявшего зрение.

Выполнение сценического задания на уровне эпизодов выступает для каждого из них в качестве сверхзадачи. Что же будет являться мерой членения эпизода? Вернее, есть ли объем сценической информации меньше, чем эпизод? Каждый элемент представления, подвергающий зритетеля чувственному или психологическому воздействию, можно рассматривать как единицу сценической информации. Следовательно, эпизод образуют совокупность единиц сценической информации, объединенных между собой тематически и связанных сюжетно. Внутри эпизода драматургическая логика автора идет от одной информации к другой.

Необходимо осознать, что если для режиссера театрализованных представлений и праздников главным объектом воздействия является аудитория, то первоэлементом воздействия, далее неделимым, должен стать «аттракцион» (термин СМ. Эйзенштейна), который подвергает зрителя чувственному и психологическому воздействию.

Неверной является позиция, при которой утверждают, что «элементом» воздействия являются художественные номера, которые организуются в блоки, а блоки монтируются в эпизоды (201, 13). Понятие «блок», как уже было показано выше, шире понятия «эпизод», поэтому не блоки монтируются в эпизоды, а наоборот.

Итак, сценарий делится на следующие уровни: 1) сценарий состоит из блоков; 2) блоки состоят из эпизодов; I) эпизоды состоят из единиц сценической информации.

При работе над сценарием театрализованного представления следует отчетливо различать, что нужно показать в соответствии со сценарием, какого идейно-эмоционального результата этого «показа» следует добиваться и какими средствами искусства можно осуществить его и достичь прогнозируемой цели.

СМ. Эйзенштейн и В.Э. Мейерхольд высказывали в разное время сходную мысль, что режиссерская работа как творчество есть создание своеобразной «партитуры» состояний зрителя в зале, а в соответствии с нею - «партитуры» сценария.

 

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЕДИНИЦ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Количество и содержание сценических заданий на уровне единиц сценической информации определяют: 1) количество единиц сценической информации в каждом эпизоде; 2) содержание (тему) каждой единицы сценической информации; 3) сверхзадачу каждой единицы сценической информации. Единицы сценической информации сами по себе идейно нейтральны по отношению к сверхзадаче. Если мы приняли за единицу сценической информации любой элемент представления, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, можно ли сказать, что взятая сама по себе, она будет воздействовать на зрителя?

Свет, цвет, мизансцена, сценический текст, музыка, шумы, «факты жизни» и «факты искусства» - все это элементы представления, которые должны воздействовать на зрителя. При сценической реализации сценария возникает необходимость сообщения зрителю своего отношения к поднятой проблеме, своих чувств, мыслей. Значит, каждую единицу сценической информации следует подводить к «аттракциону», у которого только одна цель - повышенное психологическое реагирование зрительного зала.

Вызвать презрение к предателям Родины, отвращение к мещанству, вызвать чувство солидарности, чувство удивления, чувство гордости - это и есть не что иное, как сценические задания на уровне единиц сценической информации. Отличие сценических заданий Е.С.И. от сценических заданий эпизодов состоит в том, что задания эпизодов направлены на «сцену», а задания Е.С.И. ориентированы на чувства будущих зрителей.

Приведем пример формулирования сценических заданий единицам сценической информации.

Сценические задания Е.С.И.: вызвать чувства восхищения такими людьми, гордости; желание подражать им или вызвать чувство презрения.

Следует отметить, что сопереживание происходит по двум каналам: по эмоциональному и интеллектуальному. В зависимости от того, какую цель мы ставим перед единицами сценической информации, будут даваться и сценические задания. Например, если мы хотим, чтобы зритель не эмоционально, а логически осмыслил то или иное явление, то сценическое задание на уровне единиц сценической информации будет выглядеть так: заставить зрителя задуматься над вопросом: «А как бы я поступил в этой ситуации?»

Сценические задания, разработанные на всех трех уровнях (блоки, эпизоды, единицы сценической информации), образуют совокупность сценических заданий, обеспечивающих реализацию сверхзадачи сценария. Получение такой совокупное является целью третьего этапа работы над сценарием. Можно сказать, что завершением третьего этапа работы над сценарием - является создание смыслового каркаса. Вся дальнейшая работа сценариста будет направлена на художественное решение заданий.

Совокупность сценических заданий играет роль своеобразного смыслового каркаса, который сценарист облекает художественной плотью. Но именно каркас обуславливает характер и структуру этой плоти и что, пожалуй, самое главное, направленность ее художественного воздействия. Очевидно, это имел в виду В.Э. Мейерхольд, когда писал о «живых частях» театра в «железном каркасе» сценария.

Говоря о «разработке сценических заданий», отметим отличия драматургии театрализованных представлений и праздников от театральной пьесы. В отличие от последней, в сценарии больше заложено режиссуры.

Если выполнение сценического задания не обеспечивается, например, лишь одним художественным текстом, сценарист вводит необходимые режиссерские указания. Сценарист планирует столько режиссуры, сколько требуется на выполнение сценического задания.

В театрализованных представлениях и праздниках практически весь художественный материал является результатом режиссерской трактовки. В первую очередь трактовке подвергается литературный материал, тексты пьес, стихов, песен и т.д.

Разработав сценические задания на всех трех уровнях, можно говорить о художественной структуре сценария. Блоки, эпизоды, единицы сценической информации - это не механическая сумма каких-то раздельно существующих структур, а их единство.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь