Содержание операции
| Цель анализа
| Объект анализа
| Позиция (ракурс)
|
1. Первый этап: выбор и анализ темы
| Формулирование проблемы
| Событие. «Факты жизни» и «факты искусства» (социально-культурная ситуация) района, города, страны
| Социологическая
|
2. Второй этап: анализ проблемы
| Определение сверхзадачи (позиции автора сценария)
| Проблема
| Педагогическая
|
2.1.Нахождение аспектов (граней) проблемы
| Определение блоков сценария (их количество)
| Аспекты проблемы
| Концепция автора (система взглядов)
|
3. Третий этап: разработка сценических заданий блоков
| Формулирование сценических заданий блоков
| «Факты жизни» и «факты искусства»
| Сверхзадача сценария
|
3.1. Разработка сценических заданий эпизодов
| Формулирование сценических заданий эпизодам
| «Факты жизни» и «факты искусства»
| Сценические задание блоков
|
3.2. Разработка сценических заданий Е.С.И.
| Получение совокупности сценических заданий (создание смыслового каркаса сценария).
| «Факты жизни» и «факты искусства»
| Сценические задания эпизодов
|
4. Четвертый этап:
разработка замысла
сценария в целом
| Нахождение
формы сценария,
сценарно-
режиссёрского хода
| «Факты жизни» и «факты искусства»
(потребности и интересы)
| Совокупность сценических
заданий
|
4.1. Разработка замысла первого, второго, третьего блоков и т.д.
| Нахождение жанра блоков, исходных ситуаций первого, второго и т.д., блоков
| «Факты жизни» и «факты искусства»
(потребности и интересы)
| Сценические здания блоков
|
4.2. Разработка замысла первого, второго, третьего эпизодов и т.д.
| Нахождение жанра эпизодов, исходных ситуаций эпизодов
| «Факты жизни» и «факты искусства» (рынок культурно-досуговых потребностей)
| Сценические здания эпизодов
|
4.3. Разработка замысла Е.С.И. во всех эпизодах
| Нахождение композиционных приемов, выразительных средств
| «Факты жизни» и «факты искусства»
| Сценические здания Е.С.И.
|
5. Пятый этап
работы:
разработка
сюжета сценария
в целом
| Сюжет сценария
| «Факты жизни» и «факты искусства», сценарно-режиссёрский ход
| Художественный замысел сценария
|
5.1. Разработка сюжета каждого блока
| Сюжет блоков
| «Факты жизни» и «факты искусства». Исходные ситуации блоков
| Художественные замыслы блоков
|
5.2. Разработка сюжета каждого эпизода
| Сюжет эпизодов
| «Факты жизни» и «факты искусства». Исходные ситуации эпизодов
| Художественные замыслы эпизодов
|
5.3. Разработка сюжета Е.С.И.
| Сюжеты Е.С.И.
| «Факты жизни» и
«факты искусства»,
композиционные
приемы
| Художественные замыслы Е.С.И.
|
Шестой этап работы: отбор художественных средств
| Определение границ художественного материала (т.е. его объем)
| «Факты жизни» и «факты искусства».
| Сюжет
|
Седьмой этап работы: монтаж Е.С.И., монтаж эпизодов, монтаж блоков
| Создание сценария
| Художественные средства
| Сверхзадача сценария (сценические задачи)
|
Данная технология, воплотившая в себе этапы творческой деятельности достаточно проста и выдерживает, на наш взгляд, критерий «простоты теории», который помогает обоснованно, с драматургической и педагогической точек зрения, выходить автору сценария на смысловой каркас - художественно-педагогическую программу и собственно художественный замысел ее реализации.
Заметим, что в руках одних педагогов авторская обучающая технология обеспечивает особенную результативность, а в руках других она не срабатывает. Здесь ответ однозначен: новаторская программа рассчитана на образованного, творчески мыслящего педагога, осознающего социальный статус своей профессии. Ведущим критерием художественно-педагогической деятельности такого преподавателя становится духовный постулат. Это значит, что на занятиях у такого педагога должна царить особая, одухотворенная атмосфера, в которой студентам удастся выразить себя через творчески организованный педагогический процесс.
Известный кинорежиссер А. Митта в своем труде «Стереотипы драматургии» в главе «О пользе правил» пишет: «Некоторые конструктивные советы ремесла помогают творчеству больше, чем глубокомысленные размышления о непостижимых тайнах искусства с большого «И». Фокус в том, что когда принимаешь суть правила и сознательно следуешь ему, воображение невероятно раскрепощается и подсознание с легкостью выполняет работу, которая для разума изнурительна и непродуктивна» (137, 145).
Вот почему технология рассматривается нами как оправданная последовательность этапов и определенных «правил» работы над сценарием с указанием КОРИДОРОВ ТВОРЧЕСТВА и тех ДВЕРЕЙ, за которыми скрыты кладовые ЗАМЫСЛОВ.