Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древнегреческое у Шекспира



 

Вопрос 3.140

В комедии «Бесплодные усилия любви» мы встречаем следующий диалог:

«Судья. В кого был влюблен Самсон, мой дорогой мальчик?

Мальчик. В женщину, хозяин.

Судья: Какого темперамента?

Мальчик. Всех четырех, или трех, или двух, или одного из четырех».

Темпераменты — древнегреческое изобретение. Вы их прекрасно знаете, эти темпераменты.

Будьте любезны, назовите все четыре, или три, или два, или одно из четырех.

 

Вопрос 3.141

Герцог из «Двенадцатой ночи» философствует:

 

«Когда престолы ваших совершенств

И чувств прекрасных — печень, мозг

и сердце —

Навек займет единый властелин».

 

Тут довольно непонятно. Но я объясню. Философ Платон считал, что духовной деятельностью человека управляют три главных органа: печень, мозг и сердце. С помощью мозга мы, понятное дело, мыслим.

А что дают нам печень и сердце?

 

Вопрос 3.142

Одного офицера из армии короля Генриха Пятого звали Гауэр. Другой офицер, Флюэллен, его спрашивает:

«Скажите, как называется город, где родился Александр Большой?»

Гауэр отвечает: «Мне кажется, Александр Великий родился в Македонии».

Заметили? Названа страна, но не город. Так все же в каком городе родился Александр Македонский?

 

Вопрос 3.143

Принц Генри у Шекспира называет своего приятеля «настоящим коринфянином».

Что он хочет этим сказать?

 

Древняя Греция в веках

 

Вопрос 3.144

Мы как-то упомянули «семь чудес света».

А что за «чудеса», где находились? Будьте добры, перечислите, сколько вспомните.

 

Вопрос 3.145

Аристофан из диалога Платона «Пир» рассказал легенду об андрогинах. И вот уже почти двадцать пять веков существует так называемая «теория половинок».

Что за теория, можно Вас спросить?

 

Вопрос 3.146

Каким богам на протяжении тысячелетий молились в афинском Парфеноне?

 

Вопрос 3.147

В каком московском соборе на стенах между ликами святых изображены древние греческие философы и историки: Аристотель, Фукидид, Плутарх?

 

Вопрос 3.148

Мартин Лютер, основатель лютеранской церкви, можно сказать, ненавидел одного древнего грека. «Мое сердце скорбит, — говорил и писал Лютер, — что проклятый, высокомерный, лукавый язычник своими лживыми словами совратил и одурачил столь многих истинных христиан».

Кого клеймил позором родоначальник протестантизма?

 

Вопрос 3.149

Во время осады Ла-Рошели кардинал Ришелье часто говорил с Людовиком XIII об Александре Македонском.

Почему об Александре, а не о Юлии Цезаре или Ганнибале?

 

Вопрос 3.150

 

«Хвала Артемиде за рог, за клык,

Последнюю удаль, последний крик

Охотника, — охнул, ухнул

Лес. Перевернулся. Корнями в пух!

Хвала Артемиде за мех, за… Мух

Звон. Дух вон».

 

Кто мог написать эти стихи?

 

 

Ответы к третьей главе

 

Архаика

 

Ответ 3.1

Фалес был благодарен судьбе за три вещи: за то, что (1) он родился человеком, а не зверем; (2) мужчиной, а не женщиной; (3) эллином, а не варваром.

 

Ответ 3.2

В течение пяти лет ученики должны были хранить молчание.

 

Ответ 3.3

Пифагор утверждал, что он перерождался через каждые 216 лет. Некогда он был сыном Гермеса, через 216 лет родился троянцем Эвфорбом и так далее несколько раз, пока не родился Пифагором.

 

Ответ 3.4

Гераклиту Эфесскому, жившему в 535–475 годах.

 

Ответ 3.5

Гераклит ответил: «Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?»

 

Ответ 3.6

Согласно Плутарху, Драконт объяснял: я считал, что и небольшое нарушение закона должно караться смертью. А для более тяжких преступлений я просто не мог придумать более тяжелых наказаний.

 

Ответ 3.7

С петлей на шее должен был ходить по городу тот, кто желал изменить какой-либо из ныне действующих законов. Если народ решал, что его законопроект достоин принятия, законодатель мог снять с себя петлю. Но если его поправка отвергалась, сторонника улучшения закона вешали на его собственной веревке.

 

Ответ 3.8

Солон притворился сумасшедшим, бросился на площадь с шапочкой на голове и, вскочив на камень, с которого говорили глашатаи, пропел стихотворение, в котором призывал к войне.

Народу стихи понравились — отменили закон и опять начали войну.

 

Ответ 3.9

«Верхнему совету», или Ареопагу.

 

Ответ 3.10

Анахарсис пояснил: «Как паутина, так и законы, когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся».

 

Ответ 3.11

Писистрат, изранив себя, приехал в повозке на площадь. «Меня хотят убить за мои политические убеждения! Дайте мне охрану!». Ему дали телохранителей, вооруженных дубинками. С их помощью Писистрат свергнул демократическое, но безоружное правительство.

 

Ответ 3.12

Богатство и бедность, утверждал Ликург.

 

Ответ 3.13

Первым делом — отказался от царской власти.

Вторым делом — отправился в Дельфы, чтобы попросить о помощи бога Аполлона.

 

Ответ 3.14

Плутарх сообщает нам: «Законы Ликурга не были писаными… Всё, что, по его мнению, вполне необходимо и важно для счастья и нравственного совершенства граждан, должно войти в самые их нравы и образ жизни, чтобы остаться в них навсегда».

 

Ответ 3.15

Перед отъездом Ликург взял со спартанцев клятвенное обещание, что они ничего не изменят в законах до тех пор, пока он не вернется из Дельф.

Ликург решил никогда не возвращаться, чтобы никогда не менялись установленные им законы.

 

Ответ 3.16

Одним из самых распространенных культов в Спарте был культ Диоскуров, Кастора и Полидевка, братьев-близнецов. Спартанские цари считались их земными воплощениями.

 

Ответ 3.17

Народ выражал свою волю криком. Фактически он мог лишь принимать или отвергать решения правительства.

 

Ответ 3.18

Души убитых незримо блуждают среди родственников и среди других сограждан; они садятся им на шею и душат их, насылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено и души убитых не найдут успокоения в могилах.

 

Ответ 3.19

То были холостяки. Спартанские законы предписывали обязательно жениться и рожать как можно больше детей, желательно — побольше мальчиков, будущих воинов.

 

Ответ 3.20

«Девушке приходится искать себе мужа, а замужняя женщина должна думать о том, как ей сохранить того мужчину, которого она уже имеет».

 

Ответ 3.21

«Учись воровать так, чтобы тебя не могли поймать».

 

Ответ 3.22

Пьяных илотов приводили в дома молодежи, чтобы показать, до какого скотского состояния людей доводит пьянство.

 

Ответ 3.23

Полистратид ответил: «Если мое поручение будет удачно — от имени государства, если нет — по частному делу».

 

Ответ 3.24

«О тебе, мой сын, пошла дурная слава. Смой ее или умри».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь