Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Белое пятно античной истории
Ежегодно миллионы туристов со всего света наводняют Италию, чтобы полюбоваться замечательными произведениями искусства разных эпох. О Риме, Венеции, Флоренции, Неаполе написаны тысячи книг. Но неподалеку от них есть города, которые не обозначены ни на одной из географических карт и не описаны в туристических путеводителях. Они возникли около 3000 лет назад, а на рубеже новой и старой эры большинство из них прекратило свое существование. Путь к ним смогла проложить лишь археология. Это 12 городов, составлявших в древности этрусский союз. До последнего времени этруски пользовались репутацией одного из самых загадочных народов земли. За последние 150 лет этрусские древности изучены почти досконально. О них пишут во всех учебниках — от школьных до университетских, им посвящают исследовательские работы — от популярного до академического уровня, археологи копают, историки работают… Но ряд загадок ученым так и не удается разрешить. Почему этрусский язык по своей грамматической структуре отличается от любого европейского? Откуда этот народ пришел в Италию? Что произошло с ним после поглощения Этрурии Римом? Остались ли этруски на полуострове или покинули его? В Риме — и республиканском, и имперском — этрусков помнили и чтили. Еще бы — ведь их культура оказала огромное влияние на великую империю. Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение. Помнили их и в Средневековье — этрусские мотивы прослеживаются в живописи Джотто ди Бондоне; знали в эпоху Ренессанса — Микеланджело Буонаротти и Джорджо Вазари посещали этрусские гробницы. В XVI–XVII веках за них взялись первые европейские «археологи», а в XVIII столетии итальянцев поразила настоящая «этрускомания». Уж больно хотелось гордым сынам Апеннинского полуострова доказать, что их корни принадлежат цивилизации, превосходящей древнегреческую. Тогда ожидания пылких итальянцев в полной мере не оправдались, но следующий век стал «золотым» для этрусской археологии. Были открыты тысячи богатейших гробниц в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери, Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и других местах. В XX веке поток открытий продолжился — правда, с перерывами на две мировые войны. Казалось бы, этрусские древности — рай для археолога: не надо ехать за тридевять земель, месяцами ютиться в палатке полевого лагеря — все под рукой. Однако именно местоположение сыграло с учеными злую шутку. Города древней цивилизации скрывают свои тайны не под слоями земли, а под фундаментами жилых домов: на месте большинства и сейчас находятся населенные пункты. За многовековую историю рачительные европейцы в большинстве своем разобрали остатки древних сооружений на строительный материал. Что уж говорить, если на протяжении Средневековья, да и эпохи Возрождения тоже, крупнейшей каменоломней Рима был… знаменитый Колизей. А вот до этрусских гробниц, расположенных вне городов, добраться было потруднее. Да и побаивались их разбирать суеверные итальянцы. Об истории этрусков нам достоверно известно лишь то немногое, что можно почерпнуть у их соседей и в некоторой степени наследников — римлян. Практичные латиняне особо не задумывались о происхождении этрусков и их культуры, сосредоточившись на современной жизни своих соседей. Сами этруски относили начало своего общества к XI или Х веку до н. э. Процесс становления государства растянулся на столетия, однако к VIII веку до н. э. этруски создали свою письменность и начали играть немалую роль в жизни центральной Италии. Кстати, примерно к этому же времени, если верить традиционной истории, относится и возникновение Рима. Однако настоящий взлет этрусской цивилизации начался позже. В течение следующего столетия разрозненные поселения стали объединяться в города. Этруски принялись активно торговать с италийскими греками, появились первые богатые захоронения. Вскоре возник союз из 12 этрусских городов — Вейи, Кортоны, Ареццо, Черветери, Тарквинии, Вульчи, Кьюзи, Больсены, Перуджи, Популонии, Ветулонии и Рима. Да-да, последний тоже значится этрусским владением. «Вечный город» был основан этрусками, отсюда и их обряды, попавшие в «официальную» версию легенды о его основании. И до 509 года до н. э. городом владели этрусские правители. Ведь и имя первого римского царя из династии Тарквиниев — Лукомон (Луций) — у этрусков было не именем собственным, а титулом правителя. Остальные этрусские города находились в зависимости от этих 12 общин. Впрочем, как пишет историк Н. Н. Залесский, «…двенадцатиградие не составляло прочного политического объединения. Колонизация осуществлялась экономически обездоленными элементами и была стихийной». Союз пребывал в постоянной борьбе с греческими поселениями на побережье. Собрания союза были очередные (они назначались ежегодно весной) и чрезвычайные и происходили при храме богини Вольтумны. На этих собраниях решались общие дела союза (главным образом вопросы о войне и мире), совершались общие религиозные празднества; в дни собраний устраивались игры и состязания.
Капитолийская волчица, выкармливающая легендарных младенцев Ромула и Рема, на самом деле — произведение этрусских мастеров. Фигурки будущих основателей города были добавлены к ней гораздо позже, в конце XV века, флорентийским мастером Антонием дель Поллайоло.
Середина VI века до н. э. стала временем наивысшего расцвета Этрурии. Ее владения продвигались все дальше и дальше на юг, в Кампанию. Там этрусками была основана Капуя. На севере владения достигли реки По. Два порта на Адриатическом побережье — Спина и Адрия — обеспечивали тирренам (как называли этрусков эллины) устойчивую торговлю с греческими полисами. Море же, омывавшее западное побережье итальянского «сапога», греки и вовсе называли Тирренским. В это же время этруски становятся активными политическими фигурами. С ними заключает союз сам Карфаген! В союзе с североафриканской державой этруски смогли вступить в борьбу с фокейскими греками. И гордым эллинам пришлось признать за Карфагеном права на Сардинию, а за этрусками — на Корсику. Следуя древнему обычаю, этруски строили свои города не у самого моря, а на некотором расстоянии от него. Но каждый из 12 этрусских городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз, должен был обладать портом на берегу Тирренского моря. Разведка с воздуха показала справедливость этого предположения. У местечка Санта-Севера были обнаружены контуры каких-то строений, предположительно отнесенных к этрусскому городу Пирги. Раскопки, начавшиеся в 1956 году, выявили два храма, расположенных параллельно друг другу, фасадами к морю. Меньший из них был построен около 500 года до н. э. Храм бо́льших размеров, датируемый 480–470 годами до н. э., имел 3 внутренних помещения для этрусской троицы богов — Тини, Уни, Менрва, соответствующих римским Юпитеру, Юноне, Минерве. По соседству с большим храмом обнаружены остатки расписного барельефа. По-видимому, это изображение битвы, в которой участвуют Зевс, Афина и герои античных мифов. Барельеф служит наглядным свидетельством влияния греческой культуры на этрусков. О том же говорят находки расписных ваз с надписями на греческом языке. Любопытно, что само название Пирги греческое и означает «башни». В 1964 году было совершено сенсационное открытие, позволившее определить еще одно влияние на этрусков — карфагенское. В пространстве между храмами был обнаружен тайник, и из него извлечены 3 свернутые пластинки из тонкого листового золота — две с этрусской, одна с финикийской надписью. Рядом найдены бронзовые гвозди с золотыми шляпками. С их помощью таблички прикреплялись к двери или к стене храма. Этрусские таблички были прочитаны с помощью параллельного финикийского текста. Оказалось, что это посвящение Тефария Валианы (правителя Цере) богине Юноне — Астарте. Стало ясно, что Пирги — часть Цере, а именно его порт. Так подтвердился известный из произведений античных авторов факт — существование военно-политического союза между Цере и Карфагеном. Храм в Пиргах имел значение религиозного центра всего церетанского государства и находился под особым покровительством его главы. Позднее археологи раскрыли участок мощеной дороги, соединявшей Пирги с Цере и непосредственно подходившей к одному из храмов. Полагают, что это не просто торговая магистраль, но и дорога священных процессий, наподобие тех, какие имелись в греческих городах. Этот храм был посвящен женскому морскому божеству, известному грекам под именем Левкофеи, и, естественно, находился на самом берегу моря. Дальнейшее укрепление отношений между этрусками и карфагенянами в начале V века до н. э. привело к строительству второго храма, посвященного на этот раз Астарте, карфагенской богине. После строительства этого храма к нему тоже была подведена мощеная дорога. В 384 году до н. э. тиран Сиракуз Дионисий Старший разграбил и уничтожил храмы Пирги. Видимо, в момент нападения золотые таблички были сорваны со стены и спрятаны до лучших времен. Как это часто бывает в истории, такие времена не наступили. Этрусский город прекращает свое существование, а у его руин вскоре появляется римская колония, принявшая имя Пирг. В 1969 году был найден другой приморский город, Грависка, являвший портом знаменитого этрусского центра — Тарквинии. Уже в VI–V веках до н. э. Грависка достигает расцвета. Это видно по ее длинным улицам, образующим обширные кварталы, частным и общественным зданиям, складам. Так же как в Пиргах, в Грависке было святилище с участком, огороженным стеной. В центре священного участка находился храм с двумя внутренними помещениями для двух божеств. В яме близ храма сохранялись остатки жертвоприношений, сосуды с пеплом животных, бронзовые вертела, на которых жарилось мясо, посвященное богам. Рядом с храмом и внутри него обнаружено множество ваз и светильников греческого происхождения. Огромный интерес вызвала находка мраморной колонки с вырезанной на ней греческой надписью: «Я принадлежу Аполлону Эгинскому, меня приказал сделать Сострат». Однако хорошо известный нам «отец истории» Геродот рассказал об установлении греками торговых связей с загадочным городом Тартессом, расположенным где-то на атлантическом побережье Испании. Буря занесла корабль самосца Колея за Геракловы Столбы, и он оказался в Тартессе, в то время еще не известном эллинам. Сообщив о большой выгоде, полученной Колеем из торговли с тартессцами, Геродот добавляет, что еще большую прибыль получил эгинец Сострат. По начертанию букв надпись из Грависок датируется концом VI века до н. э. — временем жизни известного Геродоту Сострата. Совпадение родины Сострата и места храма Аполлона, которому сделано посвящение, говорит в пользу того, что купец и посвятитель — одно лицо. Нетрудно объяснить, как Сострат оказался в Грависке. Путь в Тартесс пролег через этрусские порты. Купец с острова Эгина должен был обогнуть Пелопоннес, выйти в Адриатическое море и, следуя вдоль берега южной Италии, выйти в Тирренское море, получившее свое имя от тирренов-этрусков. Наименование еще одного этрусского города, расположенного в глубине страны, остается неизвестным. Его называют по расположенному по соседству современному поселку — Аквароссой. Раскопки шведских археологов, начавшиеся в 1966 году, вскрыли укрепление на отдельно стоящем холме. Самое крупное здание города — храм — занимает центральное место. В нем три помещения для трех божеств. Остатки рельефов из обожженной глины датируют храм второй половиной VI века до н. э., когда этрусские государства достигли наивысшего экономического и политического расцвета. Самое интересное в Аквароссе — это жилые дома. Раньше ученые могли судить о них лишь по погребальным урнам, представляющим их модели, и внутреннему устройству гробниц. Теперь мы знаем о плане домов, об устройстве их стен и крыш. Некоторые дома крылись черепицей, расписанной фигурами животных или украшенной их рельефными изображениями. При этом удивительно не только мастерство, с которым сделаны эти черепицы, но и их назначение. Ведь рисунки не были видны проходящим по улицам. Ими могли любоваться разве лишь птицы. Однако расцвет союза этрусских городов был недолог. И первой ласточкой заката былого могущества стало отпадение Рима. Латиняне изгнали из города этрусского правителя Тарквиния Гордого. Вернуть власть над городом этрускам не удалось, а вскоре под ударами греков были потеряны и пути, ведущие в Кампанию. Окончательно Этрурию добило поражение ее флота близ Кум в сражении с армадой Гиерона Сиракузского в 474 году до н. э. Утративший могущество союз городов с юга начали рвать былые вассалы-латиняне, а с севера — галлы. Обострились и внутренние противоречия. Под угрозой галльского вторжения часть этрусских городов вновь заключила союз с Римом — но уже как с равноправным партнером. Впрочем, партнер этот довольно быстро занял лидирующее положение и присоединял этрусские города один за другим — где договором, а где и мечом. В 265 году до н. э. римляне штурмом взяли Вольсиний — последний этрусский город. Этрурия была полностью поглощена растущей Римской державой. Однако еще во II веке до н. э. некоторые этруски продолжали говорить на своем языке. И здесь мы возвращаемся к загадке происхождения этрусков и их языка. Над этим ломали голову даже их современники-греки, любившие строить отвлеченные теории. Первым свою догадку высказал Геланик Лесбосский: предположил, что предками этрусков являются пеласги — древнейшие (с точки зрения эллинов) жители Балканского полуострова. Вытесненные из родных мест, они пересекли Адриатическое море, высадились в долине реки По, а позже перебрались в Тиррению. Геродот имел на этот счет свое мнение — он считал, что этруски-тирренцы на самом деле потомки лидийцев. И, таким образом, родина их находится в Малой Азии. Эта гипотеза заняла господствующее место в античной литературе. Наконец, надо отметить и позицию Диодония Галикарнасского, который доказывал, что этруски не имеют ничего общего ни с лидийцами, ни с пеласгами. «Ближе к истине, — говорит он, — те, которые считают, что этруски ниоткуда не приходили, но что они народ туземный в Италии, так как это народ очень древний и не похож ни на какой другой ни по языку, ни по обычаям». А что же современные ученые? Им тоже не удалось внести ясность в этот вопрос. Правда, надо сказать, что в Европе наиболее близкой к истине считается гипотеза Геродота. Другой вопрос, откуда предки этрусков появились в Лидии? Тут сложностей добавляет этрусский язык. Широко распространена гипотеза, что это забытое наречие наиболее близко к латыни. В этом нет ничего удивительного. Латиняне, долгое время остававшиеся под этрусским влиянием и господством, немало обогатили свой язык за счет этрусского. Более того, наиболее радикально настроенные исследователи высказывают предположение, что и сами латиняне вообще возникли как боковое колено этрусского этноса. А понятие Latinum следует понимать как «окружение» — то есть окраина Этрурии. Этрусский язык по своему грамматическому строю отличается от всех европейских языков — в нем есть падежи и склонения, средний род, совершенно другая система форм глаголов, отсутствуют артикли. Он абсолютно чужд Европе — наверное, поэтому до сих пор и не расшифрован. Приверженцы лидийской гипотезы Геродота считают, что предков этрусков надо искать вообще в районе Кавказа. Есть и еще одна гипотеза происхождения древнего народа. И началась она с самоназваний. Этрусками называли своих северных соседей римляне. А вот сами себя жители Этрурии называли… «росенами». На российских просторах еще в конце XIX века уловили сходство в звучании — «этруски» — «русские», «росены» — «Россия». И пошло-поехало… Этруски были объявлены ни больше ни меньше — славянами. Причем если вначале речь шла только о родстве далеких предков этрусков и славян, то к настоящему моменту теория эта обросла немалым количеством разного рода домыслов. Так, этруски якобы основали Аркаим, однако по каким-то причинам начали миграцию, которая через Центральную Европу привела их на территорию Италии, где они создали свое государство и заодно основали Рим. Из чего следует, что Рим основан славянами. Этруски якобы поклонялись Перуну и Солнцу — надо полагать, Яриле? Этрусских священников, оказывается, называли попами, а язык их оказался переполнен славянскими словами. Алексатр, Валерий, Сервий, Евгееней, Тулий, Олей, Руссус, Юлий, Анина, Юлия, Анне, Лариса, Зина, Лена, Танна, Свейта были объявлены этрусскими именами, а Русила, Перуссия, Антий, Арбат, Валерия, Адрия, Спина, Добруя, Равенна, Остия (Устия), Вейи, Кумэ, Популония, Сатурния, Фесцения — этрусскими (то есть славянскими) названиями. Но и на этом любители отождествлять этрусков-росенов со славянами не успокоились. Этрусков объявили ко всему еще и создателями… Киевской державы. Утверждают: из Рима этруски перебрались и в Константинополь. И там в начале VI века произошел исторический раскол — часть этрусков-«протославян» покинула город из-за религиозных неувязок. Их не устраивало распространение христианства, и, чтобы не повергать родной город в пучину идеологической вражды, поклоняющиеся Перуну этруски ушли на Днепр, где начали создавать новое государство — Киевскую Русь… Бесспорно, грамматические особенности латыни и этрусского языка дают гипотезе о родстве со славянами (естественно, задолго до их разделения на южных, западных и восточных) некоторое право на существование. Но ура-патриотические фантазии и спекуляции ее полностью дискредитировали. Ведь этрускам уже все равно, а историки до сих пор не могут сказать, кем же был этот загадочный народ, о котором все слышали, но никто не знает ничего определенного.
Геркуланум и Помпеи
Об извержении Везувия в 79 году, уничтожившем Помпеи, известно, пожалуй, всем. Слои пепла и магмы, накрывшие город, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас можно не только посмотреть, как выглядели те же Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-часового извержения вулкана. Но далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем в эпоху правления императора Нерона. Благодаря современной науке ученые выдвигают все новые и новые гипотезы об истинных причинах жуткой трагедии. Первым предвестником катастрофы было землетрясение в 63 году. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. Со временем страсти поутихли, страх прошел, город вновь отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более страшная участь. Все началось в час дня 24 августа[71]. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые достигли даже районов Рима. С неба с шумом и треском обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Испуганные люди бежали из города. Затем из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они наполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто. Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились сначала тучи пепла, который, казалось, можно легко стряхнуть, но потом стали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, вероятно, успели покинуть город достаточно много жителей. Но когда большинство людей поняли, что им угрожает, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане погибали либо под ударами падавшей лавы, либо просто задыхались. Через 48 часов вновь засияло солнце. Но Геркуланум и Помпеи к тому времени перестали существовать В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, вновь превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял только тоненький столб дыма. Столетия спустя, когда на месте Помпей проводились раскопки, было извлечено огромное количество окаменелых статуй — жертв того извержения. Ученые выяснили, почему они сохранились. Природа словно позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. Со временем эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она когда-то занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции. В 1777 году на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, однако лишь в 1864 году руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, оставшуюся от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца. Таким способом восстановлены сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы довольно подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той давней катастрофы, навеки остановив мгновенье: до сих пор женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, словно только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь. Повсюду смерть мгновенно настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упали 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; тот, кто шел первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула было раздавлено семеро детей, когда рухнул второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, — но выбраться им не было суждено. В одном загородном поместье в погребе погибли 18 взрослых и двое детей, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, умер снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес господские деньги и другие ценности. В доме Менандра хозяева бежали, оставив привратника стеречь имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и умер, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий — ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не сумел. В Доме Везония Прима забыли собаку на привязи. Несчастное животное карабкалось вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи. В казарме навсегда остались гладиаторы — всего их около 50, двое были прикованы к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, по-видимому, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и прочие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Или она навещала в ту роковую ночь своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой загадочной истории. Трогательных фактов о помпейцах, навсегда застывших в 79 году, можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большинство хранится в запасниках тамошнего музея. Традиционно считалось, что смерть всех жителей Помпеев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Однако недавно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом — их моментально убил пирокластический поток[72]. По расчету вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, чуть-чуть не дойдя до города, расположенного в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье располагаться немного ближе к вулкану (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, которая промчалась со скоростью современного автомобиля (приблизительно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все длилось не больше минуты, может, даже меньше. Но этого было достаточно, чтобы сотни людей погибли мгновенно. Вулканологи исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, найденными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы — от потока, который был холоднее: 250–300 °C. В первом случае люди моментально сгорели до костей, а во втором — нет. Потому-то в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это произошло в Помпеях. Но чем же тогда объяснить, что у большинства помпейцев, как показывают их гипсовые слепки, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь позволило приписать их смерть удушью. Вулканологи дают свой ответ — каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их внезапно настигла волна раскаленного газа. И действительно, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, например в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы — это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, — результат судорожного спазма, а не защита от пепла. Почему же все всегда объясняли позы жертв именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, поведавшего в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей находился в порту Неаполитанского залива недалеко от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам. Вскоре он достиг ближайшего — Стабий. Но как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший пишет: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; походил он скорее на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти. Примечательно, что в Помпеях за месяц до катастрофы, уничтожившей город, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые разнообразные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так: «Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы[73] все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры[74] Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия — в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник». Эти избирательные союзы — лишь одно из частных проявлений характерного для того времени более общего процесса: идущей снизу, из гущи жизни, тенденции к сплочению людей в своеобразные микроколлективы. Главное в самосознании таких групп — ощущение своей противоположности мертвеющим традиционным добродетелям, ритуалам, словам. «Битвы и мужа пою…» — сказано в первой строке «Энеиды». «Валяльщиков шерсти пою и зову, а не битвы и мужа», — написал местный остроумец на стене в Помпеях. Единой производственной основы у таких групп не было. Во всяком случае, не совместный общественный труд был главной силой, которая сводила в них людей. Скорее наоборот, здесь искали отдыха от трудных и жестоких условий жизни и объединяли силы, чтобы как-то с ними справиться. Но чаще, чтобы от них уйти, искали простоту и человечность отношений. Эта черта настолько сильно проявляется в быте древнего города, что директор французского исследовательского центра Алекс Барбе считает: изображения, создающие иллюзии реальности, — портрет, пейзаж, натюрморт — изобрели именно помпейцы. Даже стены в своих домах они разрисовывали из практических соображений. Их дома строились из песчаника — довольно хрупкого материала. Поэтому строители стены штукатурили, чтобы они противостояли непогоде. Для придания своему жилищу эстетичного вида помпейцы расписывали стены и изнутри, делая своеобразные обои! При этом можно было довольствоваться на таких «обоях» абстрактными рисунками, однако местные жители старались подчеркивать росписями на стенах предназначение комнат, одновременно раскрывая свое мировоззрение и культурный уровень. В спальнях на фресках изображались любовные игры; в гостиной могли быть изображены люди с фруктами, что свидетельствовало о расположенности хозяев дома к одариванию гостей. Художниками были ремесленники, которые, что любопытно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Специалистам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания различных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до наших дней, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели четыре разных стиля росписи стен. В III веке до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую затем красили для создания цветного фона стены, и только после этого наносили рисунок. Если в 85–80 годах до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позже перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что любопытно: после извержения Везувия подобные фрески больше нигде не повторялись. Особенно восхищает мозаика помпейцев. Она делалась из стекла или керамики. При этом мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. К примеру, на мозаичных полах выкладывали «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это свидетельствовало о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство стеречь. Мозаики в домах и банях помпейцев было очень много. В 1831 году археологи обнаружили мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Речь идет о мозаике, на которой изображен Александр Македонский, ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе считает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, также полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны — как в городе, так и в садах богачей. Особенно искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: здесь находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой обычно бывало три двери, две из которых предназначались исключительно для слуг.
Помпейцы слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат позволял выращивать всевозможные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было предостаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами полиса. Разнообразные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Иногда хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.
Но прошло несколько столетий, и итальянцы позабыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Лишь в конце XVI века во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще через 100 лет при строительстве колодца рабочие нашли часть здания, на котором была надпись: «Помпеи». Серьезные раскопки в районе катастрофы начались лишь во второй половине XVIII века. Однако у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозилось все самое интересное — как правило, драгоценности и древние статуи — снова засыпались. В результате погибло много бесценных артефактов, предметов быта горожан. Но уже в конце XVIII века археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках. А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего впоследствии правителем Неаполя, раскопки стали вести вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До сегодняшнего дня погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые поразительные открытия.
Гелика
Пелопоннесская Гелика была очень древним городом. Несколько раз ее упоминал Гомер в «Илиаде». В начале IV века до н. э. этот крупный порт, лежавший на берегу Коринфского залива, был одним из важнейших городов Греции. Однако Гелику называют «греческими Помпеями». Издревле здесь стояла самая главная святыня ионийцев[75] — храм Посейдона Геликония. Потом их изгнали отсюда ахейцы. У Геродота Гелика упоминается уже среди двенадцати городов ахейцев на Пелопоннесе. После изгнания ионийцы вынуждены были переселиться в Афины и Милет, а храм, разумеется, остался. Сюда ежедневно стекалось множество купцов, а также паломников, желавших припасть к стопам бронзовой статуи грозного бога, правившего не только морем, но и ударами подземной стихии. По неписаному закону древних, любой преступник или просто преследуемый по каким-то мотивам человек мог пробраться в храм и обнять алтарь или статую бога, прося защиты. В этом случае он становился неприкосновенным. Оторвать такого человека от алтаря и убить мог только безумец, ибо бог не замедлил бы покарать святотатца. В этот-то храм однажды и явились какие-то ахейцы, силой вытащили тех, кто, моля о защите, скрывался в храме, и умертвили несчастных. За понесенную обиду «колебатель земли» Посейдон жестоко отомстил. Греческий географ и историк второй половины II века Павсаний так описал это событие: «Одно такое движение земли не оставляет даже следов человеческой жизни на земле. Уцелевшие ахейцы говорят, что и тогда было такого рода землетрясение, которое разрушило Гелику, землетрясение, которое уничтожает город до основания. Зимой же еще и другое несчастье постигло этот и без того подвергшийся разрушению город. Море разлилось по большей части страны и потопило целиком всю Гелику. И этот потоп настолько глубоко залил рощу Посейдона (а она, как и храм, была на горе), что видны были только верхушки деревьев. Внезапно Бог потряс землю; вместе с землетрясением море двинулось вверх, и волна смыла Гелику вместе с населением. Такому же землетрясению подвергся и другой город, у горы Сипила, который провалился в расщелину земли, а из расщелины горы протекла сюда вода, и провал земли обратился в озеро, называемое Салая. Развалины города были видны в этом озере, пока вода горного потока не покрыла их. Видны и развалины Гелики, но не так ясно, как прежде, так как морская вода их разъела». Эта ужасная катастрофа произошла зимой 373 года до н. э. Жители, не успевшие бежать от удара стихии, были погребены под развалинами. Те же, кто выбежал из дома, вскоре были смыты громадной волной, захлестнувшей город. Потонули и 10 боевых кораблей, прибывших из Спарты и стоявших на якоре в порту. Удар стихии был настолько мощным, что серьезно пострадали даже Дельфы, лежащие на противоположном берегу залива. Когда в канун той роковой ночи, люди ложились спать, никто не предчувствовал, что пробуждения уже не будет. На следующий день паломники и купцы, направлявшиеся в город, напрасно искали его: на привычном месте Гелики не было. Произошла одна из самых таинственных катастроф в истории. Как будто кто-то всемогущий взял город и, перенеся по воздуху, спрятал его на дне морском, под прозрачным покровом волн. Ведь, смыв город, вода уже никуда не отступила отсюда. На этом месте образовалась обширная лагуна, как сообщали античные авторы, например те же Павсаний и Овидий. Греческий ученый Эратосфен, живший в III веке до н. э., писал, что после той катастрофы затонувшую Гелику еще можно увидать под водой. Громадная статуя Посейдона, также опустившаяся на дно моря, то есть вернувшаяся в свое родное царство, теперь капризно повелевала оттуда людьми. Рыбачьи сети то и дело захлестывали ее, путались и рвались. Даже в I–II веках н. э. Гелика все еще напоминала о себе, покоясь под водой. Не зря ведь через 550 лет после катастрофы Павсаний писал о виднеющихся развалинах древнего города, разъеденных морской водой. Но по прошествии веков и они скрылись, не оставив исследователям и намека на то, где искать этот таинственный подводный город.
После этой драмы зе́мли, принадлежавшие Гелике, разделили соседи, а столицей Ахейского союза стал город Эгий. Спустя века на этом месте был построен римский город, но в V веке он тоже частично был разрушен землетрясением.
Трагедия Гелики произвела тяжелейшее впечатление на современников. Одним из них был Платон. Некоторые историки полагают, что рассказ об Атлантиде был сочинен им под впечатлением недавней гибели Гелики. В частности, в 1928 году А. Э. Тейлор в своем «Комментарии к «Тимею» Платона» и в 1930-м году Фрутижер в «Мифе Платона» первыми предположили, что внезапное бедствие могло вдохновить философа на написание этого рассказа. Ведь он сохранился лишь в двух поздних диалогах Платона, «Критии» и «Тимее», сочиненных всего через несколько лет после исчезновения Гелики. Да, пусть здесь погиб лишь город, а не целый континент, но все равно это была самая разрушительная природная катастрофа, происшедшая в эгейском регионе со времен извержения вулкана на острове Санторин и последовавшего за ним цунами. Никогда за последнюю 1000 лет Посейдон, всколыхнувший землю и море, не собирал такой обильной жертвы. Платон, несомненно, знал об этой катастрофе и, возможно, интересовался судьбой человека, находившегося в то время в Гелике. Дело в том, что в 388 году до н. э. Платон приехал в Сиракузы, где правил тиран Дионисий Старший, которого вскоре взбесили проповеди странствующего философа. Тот, по словам Плутарха, «доказывал, что беднее всех мужеством тираны, а затем обратился к справедливости и высказал мысль, что лишь жизнь справедливых людей счастлива, тогда как несправедливые несчастны. Тиран был недоволен, считая, что слова эти нацелены в него, и гневался на присутствовавших, которые принимали философа с удивительным воодушевлением и были зачарованы его речью. В конце концов, его терпение иссякло, и он резко спросил Платона, чего ради тот явился в Сицилию. «Я ищу совершенного человека», — отвечал философ. «Но, клянусь богами, ты его еще не нашел, это совершенно ясно», — язвительно возразил Дионисий». Жизни Платона угрожала опасность. Один из приближенных тирана посоветовал ему бежать из Сиракуз на родину. Тот сел на корабль, которым правил спартанец Поллид. «Но Дионисий тайно просил Поллида убить Платона во время плавания или же, по крайней мере, продать его в рабство, ибо философ, дескать, не понесет от этого никакого ущерба — человек справедливый, он останется по-прежнему счастлив, даже превратившись в раба! И, как рассказывают, Поллид привез Платона на Эгину и продал его, воспользовавшись тем, что жители этого острова воевали с Афинами и приняли постановление продавать в рабство любого из афинян, который будет захвачен на их земле». Выкупил его, пишет биограф философа Диоген Лаэртский, «случайно оказавшийся там Анникерид Киренский и препроводил в Афины к его друзьям. Те немедленно выслали Анникериду деньги, но он их отверг, заявив, что не одни друзья вправе заботиться о Платоне». Финальная точка этой истории была поставлена именно в Гелике. В тот роковой день на одном из кораблей, стоявших в порту, находился коварный Поллид. Он погиб вместе с другими. Диоген Лаэртский лаконично замечает: «Так божество отомстило за философа». А Павсаний пишет: «Судьба Гелики служит наукой и предостережением как тем, которые совершили преступление в этом городе, так и всем другим, что гнев бога — покровителя молящих неотвратим». Еще один участник этой философической драмы, которую можно было бы назвать «Любовь и коварство», Дионисий, был страшно напуган участью Поллида. В судьбе упокоившегося в волнах спартанца он прочитал знамение уготованной ему участи. Он «послал к Платону с просьбой не говорить о нем дурного, но Платон ответил, что ему недосуг даже помнить о Дионисии», оставив последнего вечно мучиться жаждой мести от аттической соли ответа. «Катастрофа, уничтожившая Гелику, уникальна, — подчеркивает американский археолог Роберт Стиглиц. — Никогда ни до этого, ни после с лица земли не исчезал целый город». Его коллега, Стивен Сотер, мечтательно обмолвился: «Где-то под землей лежит необычная капсула времени — целый город, оставленный греками в ту пору, когда они жили в своем золотом веке». В самом деле, среди руин Гелики археологов могут ждать самые уникальные находки. Массы грязи и ила, припечатав, как сургучом, множество домов, возможно, сохранили для наших современников, как и в Помпеях, картину повседневной жизни греков на излете классической эпохи. Ведь Гелика погибла всего через полвека после смерти Перикла, символа «золотого века афинской классики». Где, как не здесь, можно лучше всего изучать жизнь тех людей, что заложили сами основы западной цивилизации? В принципе, античные источники достаточно надежно указывали расположение города. Искать Гелику нужно было в лагуне, примерно в 7 км к юго-востоку от городка Эгион, расположенного на северном побережье полуострова Пелопоннес. Но даже эта подсказка долго не помогала. Наконец в 1991 году экспедиция американских и греческих археологов приступила к поискам Гелики с помощью самых современных приборов. Через несколько лет в указанном месте действительно удалось найти предметы, сохранившиеся с античных времен, но они относились к более поздней эпохе. От самой же Гелики отыскалось лишь несколько черепков. Зато были обнаружены следы поселения, основанного здесь в бронзовом веке (2600–2300 годы до н. э.). Судя по археологическим находкам, уровень жизни местного населения был достаточно высоким. Однако и этот город был разрушен землетрясением. В чем же причина неудач, преследующих тех, кто пытается извлечь на свет из «капсулы времени» давно прославленные «греческие Помпеи»? Вероятно, дело в том, что Гелика погибла совсем не так, как принято считать вот уже две с лишним тысячи лет. Подобную гипотезу отстаивает греческий археолог Георгий Ферентинос. Описывая судьбу Гелики, античные историки довольствовались лишь своими догадками, сообщениями тех, кто счастливо избежал катастрофы, заранее уйдя из города, да еще примерами других бедствий. Все современники рассказывали о сильных подземных толчках, которые ощущались в Гелике в канун бедствия. Опять же, наш опыт, память о трагедиях Индонезии 2004 года и Японии 2011 года, подсказывает, что вслед за мощным землетрясением на прибрежные районы часто обрушивается гигантская волна, которая может уничтожить целые населенные пункты. Однако, по мнению Ферентиноса и его коллеги Георгия Папатеодору, эта версия ошибочна. Они попытались восстановить ход тех роковых событий, которые швыряли Гелику, как игрушку. Анализ сейсмической опасности в зоне Коринфского залива показал, что здесь не могло произойти землетрясение магнитудой более 6,7 балла. Подобное бедствие разрушило бы любой античный город, учитывая уровень тогдашнего строительства, но не сбросило бы его в тартарары. Максимальная высота волны, которая возникла бы после этого удара подземной стихии, составила бы не более 1,1 м, как подсчитали греческие ученые. Вывод Ферентиноса категоричен: «Слишком мало воды, чтобы полностью смыть город, не оставив и следа». Впрочем, в Коринфском заливе могут наблюдаться и подводные оползни. Они вызывают гораздо более мощные цунами. Расчеты показывают, что на побережье — при самом худшем сценарии — обрушится волна высотой 10 м, раскатившись вглубь суши примерно на 1200 м. Но центральная часть Гелики лежала в 2 км от берега, и даже этот страшный удар стихии пощадил бы ее. Если предположить, что волна была еще выше, то в таком случае, как показывает модель, от цунами пострадал бы и расположенный неподалеку Коринф, но античные авторы не сообщают об этом. Остается лишь одна возможная причина катастрофы, постигшей Гелику, отмечает Ферентинос: город сполз в море сам. Он частично был выстроен на песчаном фунте, и после мощных подземных толчков сквозь разломы, образовавшиеся в лежавших под ним скальных породах, стала просачиваться вода. Она пропитывала песок, превращая его в вязкую текучую смесь. Утопавший в ней город покатился к морю, постепенно набирая ход, как съезжает лавина с горы. Итак, не море пришло в город и забрало его с собой, а город умчался в море, унесенный гигантским оползнем. Скрывшиеся в воде руины погребены теперь под миллионами тонн ила. Если эта догадка ученых верна, то это поистине дурной знак для жителей некоторых других прибрежных городов. Подобная катастрофа может повториться без предупреждения. Ведь если о приходе цунами порой удается вовремя оповестить, то оползни начинаются практически внезапно. В 1995 году сама природа преподнесла историкам урок, на который они не обратили внимания. Тогда на севере Пелопоннеса произошло землетрясение магнитудой 6,2 балла. За ним последовал оползень: в море скатилась часть пустынного побережья. В результате никто не пострадал, а потому мало кто вспомнил далекое прошлое — трагедию, разыгравшуюся почти 2500 лет назад. Это недавнее происшествие лишь подтверждает гипотезу Ферентиноса и Папатеодору. По их расчетам, после землетрясения сдвинулся с места верхний слой грунта высотой около 15 м. Обширный его участок, на котором уместился весь город, заскользил вниз. В образовавшуюся котловину хлынула вода, превращая место, где находился город, в морскую лагуну. Искать исчезнувшую Гелику, убеждены греческие исследователи, надо не на том месте, где она располагалась, а в стороне от него — не на дне возникшей позднее лагуны, а там, где море находилось до землетрясения. Впрочем, этот участок морского дна уже осматривали археологи и ничего не нашли. Не выявили ничего даже исследования, проведенные с помощью гидролокатора. Но этот неуспех можно объяснить тем, что реки, впадающие в Коринфский залив, за минувшие тысячелетия принесли сюда огромное количество ила и песка. Возможно, руины Гелики лежат там, на дне залива, под мощным слоем отложений. А значит «Греческие Помпеи» все еще ждут своих исследователей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы