Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» май 2001



План

проведения «Дней польской культуры», посвященных 10-летию образования Красноярской краевой национально-культурной автономии «Дом Польский» 26 – 27 мая 2001 года.

Мая 2001 г. суббота

1000 – 1200 Международный семинар «Поляки в Сибири».

1300 – 1400 открытие выставки польской автономии в Культурно-историческом центре.

1400 – 1700

1) поздравления от представителей краевой и городской администраций;

2) поздравления гостей;

3) концерт, подготовленный членами автономии:

- ансамбль «Стокротки»

- ансамбль «Школьные годы»

- театральная студия

1800 – 2000 экскурсия по польским местам города Красноярска.

Мая 2001 г. воскресенье

900 – 1000 торжественная месса в Римско-католическом Костеле.

1100 – 1200 посещение польских могил на Троицком кладбище.

1300 – 1400 посещение монастыря Общины Кларетинов.

1500 – 1800 посещение Краеведческого музея.

Przyjaźń
1

 

ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» май 2001

Молодежное объединение

При решении своих задач и достижении целей развития культурной деятельности представителей польской диаспоры, проживающих на территории Красноярского края, сохранения и развития польского языка, польских традиций, развития и укрепления прочных связей с другими общественными объединениями в России и за рубежом, в деятельности НКА «Дом Польский» было упущено направление работы с подростками и молодежью.

Дети членов автономии, которые до 15 лет были активно вовлечены в работу по подготовке и проведению различных культурных мероприятий, готовились и участвовали в зарубежных поездках, оказываются не задействованы в активных культурных мероприятиях автономии. А это как раз наиболее высокий творческий потенциал автономии, которому необходимо всемерно содействовать. Имея за своими плечами опыт зарубежных поездок, различных выступлений в составе творческих коллективов, а также знаний культурных традиций и истории Польши, польского языка, они смогут и в дальнейшем представлять «Дом Польский».

Учитывая пожелание самих детей, правление НКА обсудило решение вопроса о создании в структуре автономии молодежной организации.

Направлениями деятельности молодежной организации, а также некоторыми этапами в становлении и дальнейшем ее развитии будут служить:

- определение круга лиц, входящих в организацию,

- разработка формы устройства и управления организацией,

- планирование предстоящих культурных мероприятий, определение форм и степени участия в этих мероприятиях,

- разработка символики организации.

- издание своей газеты,

- обращение к другим молодежным организациям в России и за рубежом, развитие и поддержание контактов с ними,

- участие в творческих конкурсах, подготовка и проведение выставок, концертов, вечеров, спектаклей. Просмотр кино и видео фильмов. С помощью автономии организация и проведение конкурсов, семинаров, обсуждений, лекций,

- подготовка и выезд на учебу в летние школы, различные курсы,

- и т.д.

Правление автономии со своей стороны обязуется по возможности финансировать проводимые мероприятия и оказывать помощь в творческих поисках.

2

Przyjaźń

 


ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» май 2001

Историко – архивное

- создан историко-генеалогический клуб “Rodzina”;

- была организована выставка в МКЦ, подготовленная детьми автономии;

- В.Ф.Осовский признан почетным членом НКА «Дом Польский» (собран большой архивный материал, готова выставка, посвященная первому председателю НКА);

- осуществляется уход за польскими могилами, ведется сбор материалов для поименного списка красноярцев польского происхождения;

- проводится работа в архивах г. Красноярска, первая часть исторических документов передана в костел г. Красноярска;

- открыты 2 филиала НКА «Дом Польский» в г. Лесосибирске и в п. Козулька;

- принимали участие в освящении костела в Иркутске.

 

Культурно- массовое

- поздравили Ветеранов Войска Польского с Днем Победы;

- отметили праздники «Жирный четверг», «День святого Валентина», «Рождество», «Пасху»;

- принимали участие в Краевом Пасхальном Фестивале;

- участвовали в Краевом Фестивале «Сроднила нас Сибирь»;

- выезжали на экскурсию по польским местам г.Красноярска и в библиотеку писателя В.П. Астафьева в пос. Овсянка;

- отметили «День независимости Польши»;

- 12 раз поздравляли концертными номерами и театральной постановкой различные автономии г. Красноярска.

- все праздники автономии сопровождались выступлениями детей ансамбля «Стокротки» и выступлениями детей автономии, обучающихся в музыкальных школах;

- создана вокальная группа взрослых членов автономии;

- был организован вечер, посвященный творчеству Шопена;

- создана фильмотека польских видеофильмов.

Мероприятия, намеченные на 2000 год, выполнены.

Przyjaźń
3
3

 

Улейская Татьяна

 

     Збышек Домино - Сибиряк.

Поезд с поляками спецпереселенцами и штабным вагоном в хвосте проследовал на восток. Железнодорожный мост через реку, сосновый бор на высоком песчаном берегу, молодые сосняки по сторонам железной дороги…Поезд набирал скорость…В одном из вагонов на верхних нарах лежал молодой хлопец – Збышек Доминский, с ним рядом сидела небольшого роста паненка Кристина Когут… Рассказывала, как жили они с ойтцом и мамусей на хуторе близ Тернополя… В пятнадцать лет ее отвезли в город учиться. Школа была при монастыре, воспитатели – монашки. Строгие порядки – молитва и учеба…прогулки в парке под доглядом монашек. Война перевернула их размеренную по параграфам жизнь – в город пришли советские солдаты – жовнижи с красными крестами на островерхих шапках. Солдаты не бесчинствовали, как пугали девочек воспитательницы, но везли себя развязно, без почтения к Богу…

…Приехала с хутора мамуся, рассказала, что отец-офицер войска Пилсудского осадник, был призван в армию Сикорского… Воевать не успел, его взяли в плен красные. Где теперь отец они не знают… А их вот везут куда-то, спаси и помилуй Сьвятая Мадонна.

Ночью поезд остановился в Решетах. Через зарешеченные решетки видели по левую сторону железной дороги много огней – то была зона, как потом узнал Збышек…Утром послышался лай собак…началась «высадка» с вагонов. Строго соблюдался порядок «высадки»: людей садили на корточки, делали «шмон»… Позже узнали, что произошла ошибка: железнодорожники сообщили командованию лагеря: «Прибывает ваш контингент». Система ГУЛАГа работала безукоризненно и четко: звонок командиру дивизиона «ВОХ-ры», взвод стрелков оцепляет тупик за станцией. В считанные минуты «высадка» закончилась, началась «посадка» в машины…Две «оправки» в пути…Машины с этапируемыми были на подходе к Новобирюсинску, когда начальник лаготделения получил телеграмму с разъяснениями – какой контингент направлен в его «заведение»…

Не знал тогда будущий писатель Збышек Домино, что в одном с ним вагоне ехала будущая звезда – Анна Герман, тогда всего лишь десяти лет от роду. Услаждала потом Анна Герман своим голосом радиослушателей всего союза… В том числе и командира дивизиона так «вышколившего» своих подчиненных в исполнении ритуальных правил «высадки» с вагонов прибывающих «контингентов» - даже женщин и детей… В прочем известно, что ГУЛАГ с 1937 года принимал в свои «объятия» и женщин и детей из членов семей «врагов народа» - члесирок… Агрипина Петровна Дюкова рассказывала как в 1937 году – ей тогда было 14, когда «посадили» ее отца, затем ее с матерью привезли в Карлаг. Не знала Агрипина в чем была ее вина, как и то, в чем была вина отца Петра Дюкова. Знала только, как следовало отзываться на поверках: - «Год рождения 1923… статья… 10 лет…». На всю жизнь запомнила…

С Новобирюсинска машину направили обратно…. Свернули в сторону.

Еще одна – две «оправки» и место их поселения при впадении реки Пойма в Бирюсу. Лесной поселок: три барака, конный двор, бондарка с незаконченными заготовками бочек, магазин. Принимал комендант – человек среднего роста с сухощавым лицом, совсем не сердитым. Только револьвер на боку выдавал в нем коменданта. С ним делопроизводитель, он вносил в списки прибывших – фамилия, имя, отчество главы семьи, члены семьи… В бараке несло затхлостью – здесь теперь никто не жил, хотя следы проживания людей остались: стены беленые известью, гвозди, вбитые в стены – на них вешали одежду… столы, покрытые рваными клеенками. Даже кучка дров возле чугунной печки – ее затопили сразу же… Пришел мастер, собрал отдельно молодых хлопцев и женщин – пожилых мужчин не было – они, как и отец Кристинки Когут, как и отец Збышека находились в плену… Объявил, что будут работать в лесу на подготовке карр к будущему сезону подсочки живицы, вести окорение. Женщины будут собирать приемники. Впрочем, женщин крепкого телосложения тоже на окорение… Мать Кристинки – высокая сильная и была записана в их число… Выдали под ведомость продукты – буханки серого, подового хлеба, крупу - пшенку, растительное масло, рыбу…

Збышек на подсочку живицы не попал – его направили на подготовку реки к сплаву. Строили каменно – хворостяные дамбы: рубили и укладывали на лед реки хворост из тальника, что рос по берегам, дробили каменные глыбы после того, как взрывники подрывали скалы, вывозили камень к месту постройки дамбы. Слой хворосту – слой камня и так до заданной глубины с повышением… В барак возвращались уставшие, но радостно было, что вот встретит Збышека мать… вечером пойдет к Кристинке…

А весной их разлучили и с матерью и с Кристинкой: молодых хлопцев направили в Тиличет держать пикеты – пропускать

4

Przyjaźń

3

 

От альфы

В 1931 году в одной из шахт Черногорских копей Минусинского бассейна произошел взрыв угольной пыли. Застрявший в куске породы динамит разорвался уже на конвейере, подававшем уголь в забой, пыль воспламенилась, в результате погибло 104 человека.

Этот случай приведен Александром Александровичем Скочинским для иллюстрации наиболее характерных причин, условий и последствий взрывов газов и пыли в шахтах. «До настоящего времени, — писал А. А. Скочинский в 1940 году, — взрывы газов и пыли — главная причина массовой гибели трудящихся в угольных шахтах и больших материальных потерь...»

Основные направления научной деятельности Скочинского, крупнейшего ученого в области горного дела, связаны с проблемой техники безопасности на рудниках, созданием условий производственного комфорта и здоровых условий труда. По-видимому, за шестьдесят с лишним лет ситуация на рудниках значительно не изменилась. Судя, в частности, по цифрам в журнале «Уголь» - сейчас свыше 85 % угля добывается в газоопасных шахтах.

Необходимейшая вещь в вопросах обеспечения техники безопасности на рудниках — численная величина так называемого «коэффициента альфа». «Дайте нам хотя бы альфочку», — любил повторять Скочинский.

Ну а собственная его «альфочка», начало жизни — Красноярск. Здесь прошло его отрочество.

В сердце города, откуда «есть пошел» Красноярск, в районе стрелки Качи и Енисея, в начале проспекта Мира почти всегда тихо и малолюдно - величаво. Старый город, бестолковый и милый.

Тени прошлого бродят по древним линиям улиц. В бывшем гостином дворе, нынешнем Крайгосархиве, хранятся пожелтевшие, полуистлевшие, пропитанные пылью времени листки. Даже сама бумага историческая. Обратная сторона какой-нибудь описи, составленной в 50-х годах ХХ века, представляет собой еще более старинную рукопись с замысловатыми росчерками пера.

Сто с лишним лет назад на углу Садовой улицы и Батальонного переулка в собственном доме жил известный, уважаемый в Красноярске человек - статский советник Николай Александрович Шепетковский с семейством. Его жена участвовала в городской благотворительности. Дети учились, сначала - дома, потом - в гимназии. Сыновья Леонид, Александр, Николай особой склонности к наукам не питали; дочь Мария росла прилежной и серьезной…

По соседству с Шепетковскими жили Скочинские. Александр Медардович Скочинский происходил из польско – литовских дворян. Восемнадцати лет он вместе со своим отцом принимал участие в польском восстании 1863-1864 гг. Из родной Гродненской губернии их выслали в Сибирь. Сын попал в Якутию, в село Олекма.

Там женился на дочери ссыльного Людвиге Казимировне Костюкевич. Родилось шестеро детей. Мать все надежды возлагала на тихого и послушного Анатолия. Старший Александр наоборот был очень непоседливым, шаловливым ребенком. Из Олекмы Скочинским разрешили переехать в село Абаканское (ныне г. Абакан), а затем в Красноярск — родители стремились дать детям образование: Александр, Анатолий и Павел начали учиться в гимназии. Архивные документы Красноярской мужской гимназии, может быть, единственные говорящие свидетели пребывания А. А. Скочинского в Красноярске. В них содержатся сведения об его отметках (кстати, очень хороших, лучших, чем у других учеников); о том, что он в августе 1886 г. поступил во II класс, а в мае 1893 окончил гимназию и вместе с ним из IV класса ушел и брат Анатолий по причине хронической неуспеваемости. Есть и одна неожиданная запись, что сын дворянина Александр Скочинский, римско-католического вероисповедания, родился 14 декабря 1874 г. Тогда как все справочники, энциклопедии, книги о Скочинском, авторы которых хорошо его знали, приводят другую дату — 1 (13) июля 1874 г.. По сообщению племянника Скочинского Константина Константиновича Кузнецова, все-таки верна именно вторая дата, а 14 декабря 1874— день крещения. По завершении гимназического курса Скочинский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но через два года оставил его и перешел в горный институт, окончил его в 1900 году с отличием (его имя выбили на золотой доске почета). Тогда же женился на Марии Шепетковской. На этом сведения о красноярском периоде жизни Скочинского обрываются: известно только, что его отец умер в 1896 г., а мать прожила еще 30 лет и скончалась в 1926 г.... Их сын сделал многое. Он не замыкался на узко-научных интересах, не был кабинетным ученым. По глубокому убеждению Скочинского, цель науки — в практическом применении изученного, использовании его в нужном направлении. 26-летний выпускник Петербургского горного института с головой уходит в исследование свойств угольной пыли, газо- и теплообмена в шахтах. В результате оформлена новая научная школа --- рудничная аэрология, занимающаяся законами движения воздуха в подземных выработках. Скочинский разрабатывал методы борьбы со взрывами газа и пожарами в рудниках, принимал участие в образовании горноспасательной службы СССР, проектировал и консультировал строительство шахт Донбасса и Урала. В Ленинградском горном институте положил начало самостоятельному научному курсу по обогащению полезных ископаемых, в Москве очень помог в строительстве первой очереди метрополитена. Во время Великой Отечественной войны занимался мобилизацией ресурсов Урала на нужды фронта; он возглавлял комиссию по созданию Западно-Сибирского филиала АН СССР. Скочинский — организатор Института горного дела Академии наук, который расположен в г. Люберцы и теперь носит его имя. Это был очень живой, увлеченный человек. Буквально до последних дней жизни (а умер он в 1960 г. в возрасте 86 лет) не оставлял работы. Ученики Скочинского вспоминают любимое его изречение: «Высоко держите знамя Горного института!».
6

Przyjaźń

3

     

 

Звуки органа

1 апреля члены автономии были на концерте в Органном зале - слушали органную музыку в исполнении молодого органиста Яна Бокшчанина (Bokszczanina).

В концерте прозвучала органная музыка композиторов Германии, Австрии, Франции, Италии и Польши. Исполнение органных сочинений И.С. Баха, Георга Бема, Букстехуде произвели глубокое эмоциональное впечатление.

Горячими аплодисментами благодарили слушатели органиста, вызывая на «бис».

После концерта член нашей автономии - музыкант пани Виргиния Степанова – Соколовская преподнесла маэстро Яну небольшой подарок на память, а также состоялась наша краткая беседа с паном Яном, в которой он рассказал немного о себе:

- В Красноярске я второй раз, первый мой концерт в этом городе состоялся в 1999 году. Впечатления о городе прекрасные, особенно мне нравится публика – очень доброжелательная, комфортно чувствую себя на сцене.

Я уроженец Варшавы, в 2000 году закончил Варшавскую консерваторию по классу профессора Иохана Грубиха.

В настоящее время совершаю концертное турне по России. Уже состоялись концерты в Иркутске, Томске, Красноярске. Предстоит играть в городах Кемерово, Новосибирске, Тюмени, Уфе.

Своими впечатлениями о концерте поделилась пани Виргиния Степанова-Соколовская:

- Орган – это инструмент, который послушен только мастеру. Несколько лет назад я задалась целью прослушать всех органистов, приезжающих в Красноярск и хочу отметить, что маэстро Ян раскрыл новые колористические возможности Красноярского органа. Игру польского органиста отличает красивый тон, выразительная фразировка, тонкое чувство стиля, глубина мысли, великолепное чувство формы.

По-весеннему свежо и ярко прозвучал концерт d-moll Антонио Вивальди. Приятной неожиданностью, своеобразным музыкальным сюрпризом для слушателей стало исполнение произведения польского органиста и педагога Мариана Савы «Гимн апостолам Петру и Павлу». В исполнении маэстро Яна это произведение прозвучало величаво, торжественно – смело можно сказать, что под сводами нашего Костела такая музыка звучала впервые. Восприятие «Гимна апостолам Петру и Павлу» было особенно проникновенным, окрашенным глубоким религиозным чувством, так как концерт проходил в дни Великого поста.

Глубокое эмоциональное переживание оставило во мне исполнение маэстро Яном «Фантазии» Вольфганга Амадея Моцарта. Молодой органист с убедительной силой раскрыл скорбно-лирические настроения гениального австрийского композитора. Особенно хочу отметить, что у маэстро Яна удивительное чувство стиля, способность проникать в творческий замысел, отражать в музыке яркую индивидуальность композитора. Происходит полное погружение в музыку. Творчество молодого органиста обращено к слушателю, музыкант изумительно чувствует зал, если можно так сказать «слышит дыхание зала». Маэстро Ян еще очень молод – я уверена в том, что у польского органиста большое музыкальное будущее. А мы, поляки в Красноярске будем с радостью в сердце ждать маэстро Яна у нас с концертами. Нина Горбачева, Виргиния Степанова ____________________________________________________ Мои мысли об Отечестве, о моих близких, о себе. Мальчик, юноша, мужчина, офицер. Мальчик, ученик, кадет, студент, доктор, военный доктор, офицер – в этом моя настоящая жизнь, моя будущая жизнь. Жизнь моего Отечества. Отечество – это не только местность, где я вырос, и не только земля, вскормившая моих родителей. Отечество, как дерево, где маленькая веточка – это я сам. Ветви и ствол этого дерева – это мои родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и так бесконечно дальше в прошлое, глубже к корням, - где мои корни? Благодаря этим корням я живу, растет древо жизни. Это дерево питается от земли Среднерусской и Польской, Белорусской и Сибирской. От моей веточки будут еще листочки и веточки, а я стану, когда-то большой и мощной ветвью. Я люблю это, я люблю движение, когда дерево растет, потому что я люблю своих родных. Своих родителей и прародителей, своих сестер и братьев, больших и маленьких, они моя семья – мое древо жизни. Я согласен с моими родителями, что офицер – это не просто звание. А весь смысл жизни. Смысл моего движения, роста моего дерева. Вечного движения к разумному, доброму, вечному.  - Я люблю мое Отечество – Сибирь. Я здесь родился, здесь живу, учусь, познаю мир.  - Я очень сильно люблю маму, и люблю то дерево жизни, которое вырастило ее, люблю ее Отечество – Центральную Россию, где я не был, но там мои корни.  - Я люблю мое Отечество – Польшу, которое я никогда не видел. Мой папа тоже не видел и дедушка не видел. Но я его все-таки люблю, потому, что люблю папу и потому, что знаю, мои корни там – в этой прекрасной стране – Польше. Я расту, я вырасту, я учусь, но никогда не остановлюсь в своей жизни, в своем учении. Я хочу многое знать. Хочу увидеть Россию, Польшу, Белоруссию, где жили мои предки. Хочу больше узнать из прошлого, чтобы сильнее любить будущее, и передать эти знания и свою любовь моим потомкам.   23 марта 2001 года Антоник Николай – кадет Ачинского кадетского корпуса.
8

Przyjaźń

3

     

 

ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» май 2001

d d d d d Личная страничка Антонины Пантелеевой: “Pokohaj j ę zyk Polski ” c c c c c

Как я влюбилась в польский язык. В 1974 году я по состоянию здоровья и решительному настоянию друзей и врачей вынуждена была уехать в более теплый климат и оказалась на Украине, в Луганске. Но поскольку я сибирячка коренная, то невероятно, несказанно тосковала о Сибири, меня даже цветущие каштаны раздражали тем, что они роскошнее сибирской черемухи. Я даже решила лучше умереть, но в Сибири. В 1976 году, сочувствуя мне (ибо я просила меня отпустить в Сибирь), администрация Луганска отправила меня в Москву (творческая командировка). Естественно, что я пошла на кафедру, где писала кандидатскую диссертацию. Как раз на том заседании была дама из Минпроса с задачей найти желающего работать в Польше. Москвичи не очень охотно ее слушали (ибо кому от семьи хочется уезжать), но дама настаивала. И тут взоры обратились ко мне: - Антонина ведь наша, с нашей кафедрой связана, она и поедет. Дама кинулась ко мне: «Поедете?» - Поеду, может быть, перестану так о Сибири тосковать. Все было сделано моментально, и я вскоре сидела в поезде и ухо мое уловило слова «пан», «пани». Больше никаких слов польских я не знала. Спросила у проводника, как бы мне поближе к полякам переместиться да язык послушать. Он сказал: - Подождите, на следующей станции к вам столько сядет, что еще взмолитесь. И действительно…знал, что говорил, в вагоне тесно и все - поляки. Я часа 2 слушала как завороженная, потом стала к проводнику приставать – почему он сказал «взмолитесь», когда такой язык чудесный. И так этот восторг выражала, так проводника заинтриговала, растревожила, что и границу переехали – никто никого не проверял. А я – никакого понятия не имела о таможенном досмотре и не понимала, почему польки меня обнимали и благодарили, и только потом мне объяснили бывалые люди… А мне до этого и дела не было, я мечтала, чтобы у меня скорее был угол и стол, заниматься так очаровавшим меня языком. Очень скоро мне дали прозвище: «колежанка Ванда», потому что и русские, и польские коллеги, приходя ко мне, заставали всегда обложенную польскими учебниками. Одной из первых фраз учебника была «фраза»: “To jest moja koleżanka Wanda” (это моя подруга Ванда). Читать меня учила женщина из Бреста, коллега. В 20 минут сумела меня научить, ибо я неплохо в то время читала по-немецки, вообще знала латинские буквы. Остальное сделало чтение, среда и никогда не остывающая любовь к прекрасному польскому языку. Основное – чтение. Как можно больше читать и переписывать тексты. Я предпочитала переписывать (для навыка письма) стихи.   Смешные недоразумения, сопутствующие изучению польского языка. В преподавательской во время перерыва я решила блеснуть знанием нового польского слова, заодно сказать комплимент коллеге и, подойдя к нему, сказала: - Jakie ma Pan piękne czułki ! - Яке ма пан пенькнэ чулки! В ответ раздался громовой хохот коллег, один даже лбом об стол стукнулся; а тот, к кому я обратилась, смотрел на меня с недоумением. Хорошо, что мы были друзьями, я чаще всего бывала именно в его семье гостьей… Оказывается – «чулки» - это усы насекомого. А усы – «wąsy» (вонсы). В словаре примечания не оказалось, и я попала впросак. . . . Антек и его папа Тадеуш, зная, что я питаюсь дома, решили показать мне польские кафе, небольшие ресторанчики, одним словом забияка – Антек решил немного развлечь отчаянного работоголика папу и построил такой план: в одном кафе мы съедим только салат, в другом – только суп, в третьем – только второе блюдо, в четвертом - кофе, в пятом – мороженое. Меня план его привел в полный восторг, и папа, скрепя сердце, согласился нам угодить. Стали изучать меню и прозвучало слово «śledziki». Я тут же дважды повторила, что очень хотела бы съесть «шьледжики». Антек, недавно в школе услышавший, что это слово значит по-русски, округлил глаза и сказал: «Ведь Вы селедку не любите!» - Да, селедку я не люблю, но мне так понравилось слово «śledziki»! – ответила я и мы весело посмеялись. те – примите подарок Если захотите - примите подарок!   Есть у меня книжка детских изречений «Мама, мне солнышко моргает» (“Mama, słoneczko do mnie mruga”) в 2-х частях: 1. Изречения детей Красноярска (и края). 2. Изречения польских детей. Отличные фото, забавные.  2-я часть посвящена известной польской переводчице (с русского на польский) пани Розалии Лясотовей, отлично владевшей русским языком, с которой (cześć jej pamięci!) мы переписывались более 20 лет. Если бы нашелся спонсор и издать бы эту книгу – она разошлась бы вмиг. Вот и были бы средства на развитие газеты, ибо я отказываюсь от гонорара. Эта книга (рукопись, в машинописном варианте) лежит пока у одной журналистки, никому до нее (книжки) дела нет, а у меня нет времени искать спонсора. Вот в такой форме я выражаю мое пожелание успехов и поздравляю с юбилеем! От редакции: заинтересованных просим обращаться к ответственному за выпуск газеты.
Przyjaźń
9
3

 

Dane biogrа fiс znе

Księdz Jan Franckiewicz urodził się 27 stycznia 1924 roku w miеśсiе Nowy Sącz, w Polsce. Swięcenia kарłаńskiе przyjął w obrządku bizantyjskim 1 listopada 1986 roku w Libanie. 21 kwietnia 1993 roku został posłany przez greko-malachckiego katolickiego metropolitę Bejrutu Chabiba Bacha nа рrасę nа Syberii.

Dziа łа lnо ść duszpasterska

Jego duszpasterskiej dziаłalnośсi zostały роwiеżonе wspólnoty wierzących, mieszkające па terenie Krasnojarskiego kraju, którу rоzсiągа się nа obszarze 2000 km wzdłuż rzeki Jenisej od Jenisejska do Norylska i Diksona. Ksiądz Jan był niestrudzonym pracownikiem nа niwie Pańskiej. Troszczył się о 13 сhrzеśсijаńskiсh wsрólnоt w takich miastach jak Norylsk, Tałnach, Jarcewo i innych.

Cechy charakteru

Ksiądz Jan сzęstо mówił: ,,Zawsze jestem w pełnym pogotowiu». Nie рrzеrаżałу go ani obszar, ani teren, ani сhłód, ani głód, ani prymitywne warunki żусiа. Nigdy nie narzekał па trudnośсi, którе spotkał na swojej drodze i którе pokonywał. Był wielkim czcicielim Воżеgо Miłosierdzia. Szerzył ten kult za роśrеdniсtwем żуwеgо słowa i przez wydanie czasopisma ,,Zwiastun Miłosierdzia”. Kochał мłоdziеż i starał się рrzуbliżyć młode pokolenie do ewangelicznych wагtоśсi, wydając czasopismo ,,You — Ty». Zawsze śрiеszуł głоsić słowo Воżе, troszczył się о biednych, udzielał sаkгаmеntów świętусh, czerpiąc siły i moc Ducha Świętеgо z częstеj spowiedzi.

10

Przyjaźń

3

 

Biskup Jerzy Mazur

Apostolski Administrator

Wschodniej Syberii

Irkutsk, 18 kwietnia 2001

Обряда.

Биографические данные

Отец Ян Францкевич родился 27 января 1924 года в городе Новый Сонч, Польша. Был рукоположен по византийскому обряду 1 ноября 1986 года в Ливане. 21 апреля 1993 года он был направлен греко­мелхитским католическим митрополитом Бейрута Хабибом Баха на работу в Сибирь.

Пастырская деятельность

Его пастырской заботе были доверены верующие, проживающие на той части Красноярского края, которая протянулась на 2000 км вдоль реки Енисей от Енисейска до Норильска и Диксона. Отец Ян был неутомимым работником на ниве Господа. Он окормлял 13 христианских общин, среди них Норильск, Талнах и Ярцево.

Черты личности

Он часто говорил: «Я всегда в состоянии полной готовности». Отца Яна не пугали ни обширная территория, ни холод, ни голод, ни примитивные условия жизни. Он никогда не жаловался на трудности, которые вставали на его пути, и которые он преодолевал. Он был великим почитателем Божия Милосердия. Распространял этот культ с помощью живого слова и через издание журнала «Вестник Милосердия». Любил молодёжь и пытался приблизить молодое поколение к евангельским ценностям, издавая журнал «You — Ты». Всегда спешил проповедовать слово Божие, заботился о бедных, совершал обряды святых таинств, черпая силы и мощь Святого Духа в частой исповеди.

Принимал и восхищался культурой народов, среди которых работал.

Обстоятельства смерти

В день Воскресения Господня, 15 апреля 2001 года, его тело было найдено в комнате при часовне посёлка Ярцево. Там он обыкновенно останавливался во время пастырских визитов.

Тело было привязано к кровати. На голове были видны следы побоев.

Значение смерти отца Яна

Его смерть, согласно обстоятельствам, можно было бы назвать мученической. Она останется символом надежды для возрождающегося христианства в Сибири, на Земле свидетелей веры, на Земле мучеников. Надеемся, что отец Ян находится у Господа и помогает с небес людям в обретении дороги к Воскресшему Христу.

Епископ Ежи Мазур

Апостольский Администратор

Восточной Сибири

Иркутск, 18 апреля 2001 года

Покаяние

Страшная новость, что отец Ян погиб. Я почему-то поверил сразу. Стало грустно, не хотелось, чтобы он умирал. Еще не зная о причине его смерти, стало его жалко. Это очень плохо, когда человек умирает не своей смертью. А мне грустно вдвойне потому, что я не успел попросить у него прощения, когда нечаянно толкнул на празднике в автономии. Мы играли в польские игры, было очень шумно и тесно.

В тот день он как всегда повесил каждому из нас на шею медальон и подарил красивые открытки и журналы. А сам незаметно ушел. В суете праздника я про свою вину забыл.

С известием о его гибели мне стало больно оттого, что мы, пока человек жив, не успеваем или просто забываем вовремя попросить прощения, а потом бывает слишком поздно…

Отец Ян, прости!

Данил Горбачев, ученик польской школы

Przyjaźń
11
3

 

Ul. 40-lecia 1a/5

55-550 Stronie Śl

Polska

 

 

Przyja źń Редколлегия НКА Дом Польский. Отв. за выпуск Н.А. Горбачева, тел/факс 531419 E mail: [email protected] Для писем: 660119 Красноярск а/я 21442
12

Przyjaźń

     

 

План

проведения «Дней польской культуры», посвященных 10-летию образования Красноярской краевой национально-культурной автономии «Дом Польский» 26 – 27 мая 2001 года.

Мая 2001 г. суббота

1000 – 1200 Международный семинар «Поляки в Сибири».

1300 – 1400 открытие выставки польской автономии в Культурно-историческом центре.

1400 – 1700

1) поздравления от представителей краевой и городской администраций;

2) поздравления гостей;

3) концерт, подготовленный членами автономии:

- ансамбль «Стокротки»

- ансамбль «Школьные годы»

- театральная студия

1800 – 2000 экскурсия по польским местам города Красноярска.

Мая 2001 г. воскресенье

900 – 1000 торжественная месса в Римско-католическом Костеле.

1100 – 1200 посещение польских могил на Троицком кладбище.

1300 – 1400 посещение монастыря Общины Кларетинов.

1500 – 1800 посещение Краеведческого музея.

Przyjaźń
1

 

ГАЗЕТА КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ «ДОМ ПОЛЬСКИЙ» май 2001

Молодежное объединение

При решении своих задач и достижении целей развития культурной деятельности представителей польской диаспоры, проживающих на территории Красноярского края, сохранения и развития польского языка, польских традиций, развития и укрепления прочных связей с другими общественными объединениями в России и за рубежом, в деятельности НКА «Дом Польский» было упущено направление работы с подростками и молодежью.

Дети членов автономии, которые до 15 лет были активно вовлечены в работу по подготовке и проведению различных культурных мероприятий, готовились и участвовали в зарубежных поездках, оказываются не задействованы в активных культурных мероприятиях автономии. А это как раз наиболее высокий творческий потенциал автономии, которому необходимо всемерно содействовать. Имея за своими плечами опыт зарубежных поездок, различных выступлений в составе творческих коллективов, а также знаний культурных традиций и истории Польши, польского языка, они смогут и в дальнейшем представлять «Дом Польский».

Учитывая пожелание самих детей, правление НКА обсудило решение вопроса о создании в структуре автономии молодежной организации.

Направлениями деятельности молодежной организации, а также некоторыми этапами в становлении и дальнейшем ее развитии будут служить:

- определение круга лиц, входящих в организацию,

- разработка формы устройства и управления организацией,

- планирование предстоящих культурных мероприятий, определение форм и степени участия в этих мероприятиях,

- разработка символики организации.

- издание своей газеты,

- обращение к другим молодежным организациям в России и за рубежом, развитие и поддержание контактов с ними,

- участие в творческих конкурсах, подготовка и проведение выставок, концертов, вечеров, спектаклей. Просмотр кино и видео фильмов. С помощью автономии организация и проведение конкурсов, семинаров, обсуждений, лекций,

- подготовка и выезд на учебу в летние школы, различные курсы,

- и т.д.

Правление автономии со своей стороны обязуется по возможности финансировать проводимые мероприятия и оказывать помощь в творческих поисках.

2

Przyjaźń

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь