Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право в системе социальных норм. Теории происхождения права. Признаки права
Норма – это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям нормы приобретают социальный характер. Они становятся правилами поведения, упорядочивающими отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе. Социальные нормы – это правила общего характера, регулирующие не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах. Социальные нормы – это общие правила поведения людей, непрерывно действующие во времени в отношении непреодоленного круга лиц и неограниченного количества случаев. По сфере регулирования все социальные нормы могут быть подразделены на: 1) нормы права; 2) нормы морали; 3) нормы обычаев; 4) нормы традиций; 5) политические нормы; 6) экономические нормы; 7) религиозные нормы; 8) корпоративные нормы и т.д. Каждая из названных разновидностей норм на сегодняшний день выполняет регулятивную функцию в той или иной сфере общественных отношений. Однако, еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности возникла насущная потребность в особом универсальном регуляторе, пользующимся более сильной поддержкой, чем уже имевшиеся социальные нормы. Таким нормативным регулятором стало право. В науке на сегодняшний день нет такой теории происхождения права, которая безоговорочно разделялась бы всеми. Можно назвать следующие теории происхождения права: 1) Примирительная - её придерживаются западные научные круги, Берман, Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали. 2) Регулятивная - право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства. 3) Теологическая - право есть результат божественной воли, и оно устанавливается на земле через божественного пророка (фараон, монарх). 4) Теория естественного права - у каждого человека с рождения есть определённый набор естественных прав (свобода, равенство). С развитием общества естественные права начинают гарантироваться законами государства, эти законы и образуют право, которое, таким образом, изначально должно быть направленно на защиту интересов и прав личности. 5) Историческая теория - право возникает на основе эволюции общества, возникает оно спонтанно, выделяется из народного духа, народного сознания. Законодатель должен облекать в юридическую форму то, что уже существует. Из этой теории следует, что право не универсально, право каждого народа уникально, и "работает" лишь для данного народа. Право это объективное явление. 6) Марксистская - право это возведённая в закон воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет обычаи для подчинения другого класса. Все эти процессы обусловлены экономическим фактором. 7) Теория специализации - право обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобретает личностный характер.
Понятие и признаки права Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как "право", основные и наиболее разработанные взгляды получили название "подходов" и были закреплены в научной литературе: 1) Нормативистский подход: а) право и закон - тождественные понятия; б) право представляет собой иерархическую систему норм; в) государственные интересы доминируют над личностными. Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. 2) Классовый подход. Некоторые именуют этот подход марксистским. Право (марксистский подход) - возведённая в закон воля господствующего класса. 3) Социологический подход. Право - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает". Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения. 4) Психологический подход. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами - правосознание, лишь в "головах людей право живёт и существует". Этот подход переводит существования права в психическую сферу. 5) Философский подход. Право - это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход разграничивает такие понятия, как "естественные права" и "закон". 6) Исторический подход. Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях. 7) Интегративный подход. Подразумевает объединение всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя автоматически объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение. Несмотря на многообразие подходов наиболее распространенным в литературе все же является следующее определение права: Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Из данного определения можно вывести признаки права: 1) общеобязательность – право является единственной системой норм, которая обязательная для всего населения, проживающего на территории определенного государства; 2) формальная определенность – правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строго определенные, четко сформулированные и воплощенные в правовых актах правила; 3) системность – право является не конгломератом автономных друг от друга норм, а системой взаимосвязанных элементов, пронизанной едиными принципами, целями, задачами и т.п.; 4) нормативность – право состоит из норм, т.е. правил общего поведения, ориентированных на многократное применение; 5) обеспеченность государственным принуждением – право является единственным государственным регулятором поведения, а потому поддерживается возможностью применения специальных мер принуждения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы