Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры.



Исторические события, происходившие в XVI-XIX вв. в Центральной Азии, сыграли основополагающую роль в процесс возникновения казахской ирреденты, в особенности, из-за тесной взаимозависимости многосторонних отношений между Казахстаном и Китаем, Казахстаном и Джунгарией, Джунгарией и Цинским Китаем в данный период. Процесс формирования казахской ирреденты в ХVI-ХIХ вв. характеризуется несколькими этапами. Первый этап формирования казахской ирреденты относится к событиям, имевшим место в ХVI -первой половине ХVIII в., когда в ходе казахско-ойратских войн у казахов были отторгнуты их земли в районе Семиречья, Тарбагатая, Барлыка и др., что повлекло за собой нарушение традиционных маршрутов кочевания казахов Среднего и Старшего жузов, и являвшихся одной из причины для возникновения казахской ирреденты в Китае. С другой стороны казахско-ойратские войны XVIII в. непосредственно привели к тому, что казахи вынуждены были сформировать свою диаспору в государствах Центральной Азии (Афганистан, Бадахшанская область Памира и др.), где они проживали много лет в качестве беженцев-кочевников после трагических событий 1723 г. в связи с джунгарским нашествием. Следующим этапом в истории возникновения казахской ирреденты в Китае является разгром Цинами Джунгарского ханства в 1757 г. и последовавшее за этим отторжение земель казахов в пользу Цинского Китая. Разгромив обессиленную междоусобицами и бесконечными войнами Джунгарию Китайская империя начала относить к "джунгарским" значительные районы кочевок родов Среднего и Старшего жузов, которые казахи стремились вернуть. В данный период в регионе Центральной Азии впервые появились китайские войска, разгромившие с помощью казахских военных отрядов Джунгарское ханство. С разгромом Джунгарии казахи пытались вернуть себе свои земли, однако, китайское государство заявило, что получило их в наследство, являясь главным победителем ойратов. Таким образом, казахские земли, отторгнутые у казахов ойратами в ходе военных действий в ХVII-ХVIII вв. остались в составе Китая. Кроме того, во второй половине XVIII в. была впервые установлена непосредственная граница между Казахстаном и Китаем. Вследствие многочисленных сопротивлений китайским войскам, казахи в 1767 г. вернули кое-какие свои земли в районе Монгольского Алтая и Илийского края. Небольшая часть казахов Старшего жуза, вернувшись в долину реки Или, вынуждена была номинально признать подданство китайского императора, другая же часть осталась независимой до 1850-х гг., когда, в конечном итоге, была присоединена к Российской империи. Третий этап в истории возникновения казахской ирреденты в Китае характеризуется событиями, связанными с русско-китайскими территориально-государственными разграничениями в Центральной Азии путем подписания ряда важных правительственных документов, таких как: Пекинский договор 1860 г., Чугучакский Протокол 1864 г., Хобдинский Протокол 1869 г., Тарбагатайский Демаркационный протокол 1870 г., Ливадийский договор 1879 г., Петербургский договор 1881 г. Вследствие подписания и ратификации вышеназванных договоров и протоколов казахские территории и население, проживающее на них, были насильственно разделены между этими двумя государствами и без учета их желаний были распределены в подданство к ним. Исторические события ХХ в., такие как: последствия Столыпинской аграрной реформы для Казахстана, национально-освободительное движение в Центральной Азии 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., неприкрытый геноцид против казахского народа, проводившийся в период коллективизации, а также участие казахов во Второй мировой войне, приведших к крупномасштабным людским жертвам и окончательной потери Родины для многих из них, повлияли на развитие и расширение ареала казахской диаспоры в мире. Последствия Столыпинской аграрной реформы, проводимой в Российской империи, для Казахстана вылились в то, что за 1902-1913 гг. численность казахского населения сократилась на 8-9%, или около 286 тыс. человек. Большинство казахов перекочевали в Или и на Алтайские просторы Синьцзяна. В 1911 г. в Китае казахов насчитывалось 224 тыс. 900 человек. ХХ в. мощная перекочевка казахов в пределы Восточного Туркестана (Синьцзяна) имела место во время национально-освободительного движения в Центральной Азии 1916 г. Около 300 тыс. казахов и кыргызов из Казахстана и Кыргызстана перешли через русско-китайскую границу в Кульджинский край и Кашгарию, спасаясь от карательных акций русской армии. Пограничные области Восточного Туркестана, такие как Тайчен на севере, Или на западе, Кашгар и Аксу на юге, стали центрами казахских беженцев (48), в которых их насчитывалось: в Алтайском округе - около 100 тыс., Тарбагатайском - 60-70 тыс. и более 100 тыс. - в Илийском округах. В конце мая 1917 г. около 160 тыс. казахов было репатриировано в Казахстан. Установление Советской власти и гражданская война в Казахстане явились новым толчком для миграций казахов за пределы своей Родины. В основном, казахи бежали на восток - в Китай, на юг - в Узбекистан и далее - Афганистан и Иран. Казахи небольшими группами стали переходить границу с Китаем. Они перегоняли свой скот, в основном, в районе пограничной Кульджи, через Тарбагатайские горы и долину Черного Иртыша. Многие из них остались в Синьцзянском Алтае и Илийском крае. Весной 1920 г. с ликвидацией Уральского фронта остатки белогвардейцев и часть казахов Младшего жуза бежали в Иран из Закаспия. С ликвидацией Семиреченского фронта разрозненные белогвардейские части и представители имущих слоев казахского, уйгурского и кыргызского обществ бежали в Восточный Туркестан (Синьцзян), пополнив ряды неханьских народов в Китае. С данным периодом связано начало деятельности Мустафы Чокая - одного из первых лидеров и создателей эмиграционного тюркского центра в Западной Европе в 1920-1930-х гг. Еще одним этапом в процессе формирования казахской диаспоры является проведение насильственной и беззаконной коллективизации 1928-1932 гг. в Казахстане, являвшейся, по сути своей, этноцидом против казахского народа. Данный процесс сопровождался в Казахстане огромными человеческими жертвами, а также уходом уцелевшего населения на соседние территории, исчисляемого в 1 млн. 30 тыс., в Россию, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакию, Китай, Иран, Афганистан. Из них 616 тыс. откочевали безвозвратно, в том числе около 200 тыс. казахов ушли в Китай, Монголию, Афганистан, Иран, а 414 тыс., впоследствии вернулись в Казахстан. В 1935 г. в Афганистане казахи проживали в районах Акчи и Андхой, в округе Ханабад. Так, на западе от реки Кундуз, по свидетельству Бурханад-Дина Кушкеки, около 200 домов казахов насчитывалось в сельской местности, которая называется Чахардара. Франц Шурманн в “Монголы Афганистана” пишет: "Большинство казахов в Афганистане являются беженцами из СССР, основная часть которых проживала в городах Ханабад и Андхой и относилась к категории городского люмпен-пролетариата. Более 500 казахов проживали в Герате в местечке, именуемым Казах-сарай. Данная группа казахов бежала из Кызыл-рабата, около Кара-коля и Дивани Багх, недалеко от реки Амударья, во времена коллективизации”. К 1960-м гг. казахи проживали в Афганистане небольшими группами в районах Акчи, Андхоя, Ханабада, Кундуза, Баглана, также в Гератской провинции и Фарахской области. К 1978 г. казахов в Афганистане насчитывалось около 20-24 тыс., но с введением советских войск в эту страну и началом военных действий большая группа их покинула вместе с кыргызами обжитые в течении ряда десятилетий районы Афганистана и оказалась в лагерях беженцев в Пакистане или иммигрировала количеством около 70 семей в Турцию. Затем их число увеличилось до 500 семей, а в настоящий момент, после репатриации в Казахстан 300 семей, около 200 семей остались в Стамбуле. От коллективизации казахи бежали и в Иран, где проживали, в основном, в северо-восточной части страны. В 1968 г. их количество насчитывалось около 400 семей. В истории формирования казахской диаспоры и ирреденты необходимо рассматривать одну из неисследованных причин переселения некоторых казахских семей в Китай в 1930-1940-х гг. (отдельно от коллективизации - Г.М.) - направление советских кадров военных, инженеров, учителей, врачей и т.п. в Восточный Туркестан (Синьцзян). Другим этапом в формировании казахской диаспоры является проблема невозвращения в СССР бывших военнопленных вермахта во время Второй мировой войны, участвовавших в движении Сопротивления на территории Европы, или же вынужденных вступить в ряды “Туркестанского легиона”, и не вернувшихся в СССР, там самым образовав диаспору в европейских странах. Трагические события, произошедшие в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-х гг., являются основополагающими для истории и развития казахской диаспоры в мире. В течение 1930-1940-х гг. казахи в Восточном Туркестане (Синьцзяне) принимали участие в нескольких восстаниях против китайских властей, а в Илийском восстании 1944-1949 гг. играли доминирующую роль. Казахи всегда занимали значительное положение в политической жизни Синьцзяна так как среди всех кочевых народов Восточного Туркестана они отличались многочисленностью и игнорировать их было очень опасно. В статистическом источнике “China Handbook” о количестве населения Китая с 1937 по 1943 гг. сказано, что в Синьцзяне проживало 4,360,020 человек, из которых 930,000 были казахи. По материалам Всекитайской переписи 1953-1954 гг. в Синьцзяне к 1953 г. проживало 509,000 казахов. Следовательно, потери казахского населения всего за 10 лет насчитываются около 421,000 человек или более 45 %, что явилось продолжением этноцида по отношению к казахскому народу, только теперь на территории Китая. Политические мотивы борьбы казахов Восточного Туркестана (Синьцзяна) были различными, но главная причина была экономической - вопрос о пастбищах. Казахи занимались, в основном, кочевым скотоводством, продукция которого играла важную роль в экономике региона. Однако, постоянно возникали споры о пастбищах, водоемах, ирригационных каналах между кочевниками и земледельцами, доходившими до вооруженной борьбы. Так было и раньше, когда во время маньчжурского правления основные права на пастбища были отданы монголам, а казахи стали рассматриваться как арендаторы этой земли. На протяжении всех 1930-1940-х гг. центральное провинциальное правительство в Урумчи было заинтересовано в передаче пастбищ кочевников китайским крестьянам-хань, так как вооруженные казахские отряды представляли весомую угрозу властям. Кроме того, китайцы-хань стали рассредоточивать свои войска по территории всего Синьцзяна. Таким образом возник конфликт, переросший в затяжную и кровопролитную войну между китайским меньшинством и мусульманским большинством Синьцзяна. Вследствие поражений антикитайских восстаний неханьских народов в 1936 г. началась миграция около 18 тыс. казахов из района Барколя, ушедших в Газколь на границе Цинхая и Восточного Туркестана (Синьцзяна) до 1951 г. (300 семей), в Цинхай (200 семей), около 1 тыс. семей остались на Барколе или вернулись на Алтай. Примерно 1 тыс. казахских семей решила уйти в Гансю. Около 500 семей ушло в Монголию в 1938 г., и 5 тыс. казахов решили перейти Тибет и обосноваться в Индии. Выйдя из Барколя, перейдя через Кумул (Хами), в 1939 г. группа казахов дошла до дунганского военачальника Ма Бофана, устроившего кровавую бойню в Цинхае, после которой в живых осталось только 34 казахские семьи. После многочисленных кровопролитных событий казахи реши-ли уйти в Индию. В сентябре 1940 г. 5 тыс. казахов пришли в Тибет, где больше года воевали с тибетскими племе-нами. На Тибете от холода, голода, снежной болезни и пуль непрек-лонных тибетцев погибло около 2 тыс. казахов или 40 % вышедших в путь людей. Оставшиеся в сентябре 1941 г. прибыли в местечко Демчок на границе Индии под руководством Елисхана Тайджи, в количестве около 1000 семей или 3039 человек. После длительных переговоров британские власти разрешили казахам пересечь границу, разоружили их и под вооруженной охраной отвезли в Ладак - провинциальный город в Кашмире, где составили списки и разместили в лагере для беженцев Музаффер Абаде, оцепленного со всех сторон войсками. Непривычный климат, ограничение свободы передвижения, отсутствие возможности работать, незнание английского и языков народов Индии усугубляло положение казахов, размещенных в палаточном городке в Музаффер Абаде, где каждодневно погибало 10-15 человек. Оставшийся у них скот умирал от бескормицы. В апреле 1942 г. британские власти на грузовых машинах перевезли казахов в деревню Тернава близ Равалпинди. Начавшиеся еще в Музаффер Абаде инфекционные болезни продолжали преследовать казахов и в лагере для беженцев в Тернаве, где каждый день погибало от 15 до 20 человек. По свидетельству Халифе Алтая, количество беженцев менее чем за год сократилось с 3,000 до 1,200 человек. Казахам было разрешено покинуть Тернаву в марте 1943 г. 450 казахов уехали в Бхопал, расположенный в Центральной Индии. Около 250 человек, поехавших в Бхопал, остались в самом городе, половина из них расселилась в деревне, построенной для них местными властями в июле 1943 г. и расположенной в джунглях в местечке Матар. Трудности не покидали казахов и в Матаре: начался сезон дождей и около 100 казахов погибло за короткий срок. Кроме того, большие трудности выпали на долю казахов, решивших поселиться в горах на севере Индии, за короткий срок здесь также погибло несколько сотен казахов. Около двух лет казахи прожили в Бхопале, в районе, которому позднее дали название Казахабад, где занимались шитьем шапок и одежды. В Бхопале казахам разрешено было создать "Казахский центр", была открыта казахская школа, в которой преподавали казахский, арабский и урду языки. Начиная с 1944 г., казахи группами начинают покидать Бхопал и переезжать в Лахор, Дели и Калькутту. В 1948 г. казахи были вынуждены покинуть Дели, Калькутту и переселиться в новое исламское государство - Пакистан. В Пакистане они расселились по всей стране. Казахи зарабатывали себе на жизнь, в основном, ремеслами; шили шапки и одежду из шкур, обрабатывали войлок. Некоторые, купив швейные машины, неплохо начали зарабатывать. После нескольких лет лишений и каторжного труда некоторым казахам удалось открыть свои магазины для торговли текстилем и кожаными изделиями. Казахи просили предоставить гражданство Пакистана, но власти им отказали. Поэтому они стали задумываться о переезде в другие страны, чтобы обеспечить будущее своим детям.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/

 

 

Казахская диаспора России: взгляд парламентария 9.02.2004 О проблемах социально-экономического и политического положения казахской диаспоры в Российской Федерации с агентством Казинформ делится своими размышлениями депутат Мажилиса Парламента РК, доктор философских наук, профессор Амангельды Айталы. Казахская диаспора России все еще не стала предметом пристального научного исследования, так как создание полной и объективной картины о ее положении затруднительно в силу отсутствия новых баз данных о казахах, а имеющиеся статистические материалы по социально-демографическим характеристикам в значительной мере уже устарели. По переписи 1989 года в РСФСР проживало около 636 тыс. этнических казахов, а сегодня их численность достигла приблизительно 800 тыс. По численности казахи составляют одну из крупных диаспор: примерно равна марийцам, но больше евреев, бурят, осетин, кабардинцев, якут и других народов, имеющих статус национальной республики. Казахи России, по оценкам российских ученых, наряду с малыми народами Севера, тувинцами, калмыками и русскими относятся к этносам с наименьшей продолжительностью жизни. Если у многих диаспор, в том числе у киргизов и туркмен наблюдался отток из России, то у казахов, наряду с таджиками, армянами, грузинами, азербайджанцами, миграционный прирост положителен. Отчасти это можно объяснить тем, что 9 областей Казахстана непосредственно граничат с 12 областями и краями Российской Федерации. Много казахов выехало из Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областей. Социально-экономические (безработица, платное образование, высокий пенсионный возраст) и экономические проблемы заставляют людей покинуть родину и искать лучшую долю в соседней России. Иммиграционная активность казахов приходится на 1994-97 годы, когда выезжали до 8 и 10 тыс. человек. С 1998 года намечается постепенное снижение числа выезжающих, и в 2001 году оно составило около 4,6 тыс. человек. Появление на мировой арене независимого государства Казахстан изменило статус российских казахов, которые теперь стали диаспорой. Вместе с тем это вызвало рост национального самосознания казахской диаспоры, желания глубже знать историю, культуру своего народа, его настоящее и будущее. Теперь объектом их пристального внимания стали российско-казахстанские отношения, которые уже приобретают характер межгосударственного взаимодействия и взаимосвязи. Они понимают, что их политический и социальный статус в новых условиях определяется уровнем и этих отношений. Они так же глубоко озабочены проблемами сохранения и развития единого экономического, политического и культурного пространства с Россией и глубоко пережили внедрение гражданства новых государств, таможенных и пограничных служб. Современное социальное положение казахской диаспоры в России в известной мере является следствием трансформации социалистической общественно-политической системы. Определенный дискомфорт в жизни казахской диаспоры объясняется трудностями развития социально-экономической сферы, отсутствием эффективных механизмов исправления ошибок в вопросах обеспечения прав диаспор и малочисленных народов. Иногда средства массовой информации провоцируют чувства национальной неприязни, допуская элементы непонимания национальной специфики людей. Зачастую представители нерусских этносов и диаспор изображаются ими в роли уголовников, воров. На страницах газет немало материалов, предостерегающих от опасностей, исходящих от Востока и восточных национальностей типа "Восток дело тонкое и опасное". В разрабатываемых на уровне субъектов Федерации концепциях безопасности потенциальными источниками дестабилизации, этнической опасности, национальной и религиозной розни рассматриваются районы компактного проживания этносов и диаспор. Подчеркивается, что "азиаты" и "лица кавказской национальности", имеющие иной образ жизни, традиции, иную культуру поведения, представляют угрозу для русской культуры. Деликатность, осторожность, максимальная тактичность в осуществлении национальной политики подменяются односторонними обобщениями. Одно из высказываний в свое время премьер-министра С.Кириенко в достаточной мере передает суть распространенного в соответствующих кругах отношения к этническим проблемам: "Все национальные проблемы – оттого, что мы ими занимаемся. Не будем заниматься – не будет и проблем". В последние годы разработаны базовые, основополагающие документы национальной политики: Конституция, Концепция государственной национальной политики РФ, Федеральный закон "О национально-культурной автономии" и другие законы, затрагивающие национальные отношения и обеспечивающие конституционные права человека и гражданина в России. Сегодня политическая ситуация в любом государстве показывает, что нельзя решать национальные проблемы без проведения демократизации общества. В то же время демократизация общества не может быть реальной без свободного развития национальных отношений, гармонизации интересов наций и народов. Социальное и национально-культурное развитие диаспор опирается на следующие принципы, определенные Конституцией и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации: равенство прав и свободы человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; свобода выбора представителями каждого народа своего пути в общецивилизованном процессе; равенство доступа каждого народа к общероссийскому культурному достоянию; равная ответственность каждого народа за сохранение и развитие целостности Российского государства, межнационального мира и согласия; запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, содействие соотечественникам в сохранении родного языка, культуры, традиций, укреплению связей с Родиной. Говорить о единой национальной политике РФ по отношению к диаспорам пока еще рано. Исследователи больше склонны считать, что она все больше децентрализуется, региональные власти вынуждены брать на себя ответственность за состояние межэтнических отношений, поскольку реалистическая программа, подкрепленная финансовыми ресурсами на федеральном уровне, отсутствует. Национальные программы регионов прагматичны, и они направлены на обеспечение социально-политической стабильности в данном регионе и предотвращение межэтнических конфликтов. Эффективность национальной политики определяется несколькими факторами. Прежде всего, экономическим потенциалом, возможностями выделения ресурсов, направленных на национальную политику из бюджетов субъектов Федерации. Также в значительной мере внимание к диаспорам определяется политической ориентацией руководства субъектов Федерации, влиянием политической оппозиции. В Самарской, Саратовской и Астраханской областях национальная политика более проработана, так как отличается либеральными взглядами, оппозиция в национальном вопросе не противостоит исполнительной власти. Напротив, в Волгоградской области национальная политика более декларативна. В Волгоградской и Оренбургской областях на национальную политику в значительной мере оказывает влияние казачество, не настроенное на диалог с иноэтническими и иноконфессиональными группами. Оно обвиняет власти в том, что "отсутствие национальной политики на фоне коррупции власти, засилья диаспорных кланов, "прозрачности" границ привели к "неконтролируемой миграции, криминализации региона, экспорту войны и насилия, вытеснению бесцеремонными пришельцами законопослушных коренных жителей из основных сфер деятельности", констатации "серьезного межнационального кризиса с криминальным оттенком, в котором виновата коррумпированная власть". В настоящее время в России созданы и действуют десятки казахских общественных объединений: казахская региональная ассоциация в Москве; казахское общество "Атамекен" в Санкт-Петербурге; общество "Казахстан" в Казани, Республика Татарстан; культурный центр "Жерлестер" в Элисте, Республика Калмыкия; казахская региональная ассоциация в Оренбурге; областное общество казахской культуры и языка "Жолдастык" в Астрахани; областной культурный центр "Молдир" в Омске; областное общество казахов "Достык" в Тюмени; Ассоциация поволжских казахов в Саратове; казахский культурный центр "Арман" в городе Красный Кут Саратовской области; городская культурно-просветительская организация казахов "Уркер" в городе Орск Оренбургской области; клуб "Самал" при Центре досуга в городе Палласовка Волгоградской области и др. Однако как на уровне практическом, так и на уровне политическом сегодня в России преобладает точка зрения, согласно которой существование и жизнедеятельность диаспор в основном должна быть сосредоточена на культурной и просветительской жизни. Некоторые авторы полагают, что 60-70% диаспор ориентированы на решение национально-культурных проблем. Наиболее популярна и распространена деятельность, связанная с духовной культурой народа, с выполнением культурно-просветительских функций, направленная на поддержание родного языка, распространение литературы, искусства и тем самым на создание благоприятных условий для развития национального самосознания членов этноса. Что же касается проблем социально-экономического и политического положения диаспор, то они, как правило, отодвигаются на второй план. Экономическую деятельность диаспор связывают в основном с их традиционными формами хозяйствования, опытом трудовой деятельности, выпуском национальных товаров и услуг и развитием промыслов и ремесел. Казахи России, естественно, хотят реализовать себя в экономической сфере, развивать предпринимательскую деятельность, выступают за социальные права представителей диаспоры в области занятости, профессиональном самоопределении. Полную картину о положении казахской диаспоры в социальной и профессиональной структуре населения России и тем более в регионах представить крайне трудно. Но ясно одно, что казахи представлены во всех социальных слоях и группах российского общества. Однако в отдельных регионах большинство казахов (до 80%) проживают в сельской местности, поэтому они преимущественно занимаются сельскохозяйственным трудом, не требующим высокой квалификации. Но в целом предпринимательская прослойка пока слаба. Казахское население в основном занято в аграрном секторе, а немногочисленная прослойка интеллигенции представлена педагогами, работниками гуманитарного профиля, только отдельные заняты в науке. Большие надежды в становлении класса предпринимателей казахская диаспора возлагает на помощь из исторической родины. Например, казахи недоумевают, почему в Саратовской области работают азербайджанско-российские, белорусско-российские предприятия, а вот казахстано-российских нет, хотя общая граница объединяет эти страны. По примеру армян, азербайджанцев, казахи мечтают открыть ресторан казахской кухни. Пока в предпринимателях из диаспор и малых этнических групп видят только жадных, а не деловых людей, развивающих определенные сектора экономики, и не представляют им равное правовое положение на экономическом пространстве и в обществе в целом, они будут испытывать на себе пренебрежительное отношение. Подобные стереотипы навязываются иногда и прессой. Предпринимательская деятельность казахской диаспоры пока не принимает характер "экспансии", но этнический фактор так или иначе будет оказывать негативное влияние на ее активность. Казахскую диаспору отличают политическая лояльность, законопослушность, демократичность. Их политическая деятельность и российскими и казахстанскими властями оценивается только позитивно. На политическую позицию казахской диаспоры в значительной мере оказывают влияние политические процессы на исторической родине – Казахстане. Дело в том, что в России многие диаспоры из стран СНГ выступают как политическая оппозиция власти, против тех или иных политических сил, издают газеты, журналы и литературу и обрабатывают общественное мнение диаспоры и населения исторической родины. Такое конфронтационное противостояние характерно узбекской, азербайджанской и туркменской диаспорам. Демократическая обстановка в Казахстане, связанная с возможностью права на частную собственность, рынком жилья, выездом за рубеж, правом на митинги, забастовки, созданием политических партий, плюрализацией СМИ делают лишним выезд за границу, чтобы реализовать права на свободу слова и другие права. В то же время нельзя скрывать и того, что возможности представителей казахской диаспоры в России получить образование на родном языке, просмотра и прослушивания передач казахского радио и телевидения ограничены, а среди лиц молодых поколений редко встречаются люди, владеющие родным языком. Также не защищаются должным образом права, связанные с выдвижением на руководящие должности. И мы должны серьезно задуматься о будущем наших соотечественников, проживающих в соседней стране, о том, какая помощь должна быть оказана им со стороны Правительств России и Казахстана. В этой связи имеет смысл разработать, принять и реализовать совместные программы.   Казинформ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь