Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ. Голова императора Траяна. II в.



Правлением двух императоров-ис­панцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская импе­рия достигла пика своего могущест­ва. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было заво­ёвано Траяном. Этот император по­читался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Ис­кусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: стано­вится очевидной большая внутрен­няя сила и глубина траяновских об­разов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре че­рез реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедев­рам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершает­ся простым карнизом, в центре

Голова императора Траяна. II в.

Лувр, Париж.

*Квадри'га — античная двухколёсная колесница, запряженная четвёркой лошадей в один ряд; возница управлял стоя.

159

Императорские форумы. Реконструкция.

Форум Веспасиана.

Форум Нервы.

Форум Августа.

Форум Цезаря.

Форум Траяна.

Рельеф Колонны Траяна. Фрагмент. II в. н. э.

Рим.

160

которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Се­говии — двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может по­казаться однообразным из-за по­вторяющегося ритма его равновели­ких арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus — «деревенский», «гру­бый», «неотёсанный»), т. е. сложен из грубо обработанного камня. Это де­лает акведук естественным, близ­ким к природе, с которой он гармо­нично сочетается.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старо­го Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников, был выстроен храм в честь божества -покровителя Марса Ультора, были и две библиотеки — греческая и ла­тинская. Между ними стояла Ко­лонна Траяна, единственная со­хранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (стра­на на территории современной Ру­мынии). Раскрашенные рельефы ко­лонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху ко­лонны со временем заменили фигу­рой апостола Петра.

Правивший вслед за Траяном Ад­риан был приверженцем всего гре­ческого. Адриан, в частности, сме­нил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду, что ра­нее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал в те­чение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами ли­ца и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем во времена Траяна. Вместе с усами и бородой они жи­вописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему статуи смотрели жи­вым, «говорящим» взором.

И портреты, и построенные при Адриане памятники свидетельству­ют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император воспы­лал любовью к юноше из Вифинии (область в Малой Азии) Антиною, в котором видел воплощение грече­ской красоты. Антиной погиб во время путешествия по Нилу и был обожествлён. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Ро­мы в Риме), писал стихи.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь