Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статуя императора Антонина Пия. II в.



Марк Аврелий. Конная статуя. II в. Рим, Капитолий.

Скульптурный портрет того вре­мени приобретает особую духов­ность. Со времён Адриана сохрани­лась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Они высвер­ливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках до­полнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая бога­тую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто больши­ми, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрач­ками. Создавалось впечатление пе­чальной усталости, разочарованно­сти в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.

Септи'мий Севе'р (193—211 гг.), сменивший на римском троне недо­стойного сына Марка Аврелия — Коммода, был родом из Северной Африки. Септимий был сложной натурой. Отличавшийся практично­стью, он за годы правления сущест­венно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних Антонинах. Вместе с тем император отличался властным и суровым нра­вом. Септимий Север считал себя ду­ховным преемником Марка Аврелия, перед которым преклонялся. Ему не повезло с детьми. Карака'лла, объяв­ленный соправителем отца с титу­лом «цезарь», убил родного брата Гету, желая стать единственным на­следником престола.

До наших дней дошло много севе'ровских портретов. Однако масте­ра, сохраняя некоторые черты антони'новских портретов, уделяли больше внимания душевному состо­янию модели. Масса пушистых во­лос, сросшиеся на переносице бро­ви ещё никогда не передавались так

*Марк Аврелий был фило­софом на императорском троне. Он исповедовал стоицизм. Это направление философии предписывало отказываться от внешнего ради погружения во внутреннее и отрицало ценности земного мира. «...Всё, относящееся к телу, подобно потоку, к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странст­вие по пустыне», — писал Марк Аврелий в книге «Наедине с собой».

165

Триумфальная арка Септимия Севе'ра на Форуме Романум.

Рим.

тонко, как в портретах супруги Септимия Севера — Юлии Домны. Взгляд её «антониновских» глаз всё больше уходит в сторону. В порт­рете римского императора Каракаллы (211 — 217 гг.) также заметны новые веяния. «Рама» из волос во­круг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Важ­на форма головы и выражение ли­ца — нахмуренного, настороженно­го, подозрительного. В этом образе виден прежде всего солдат, человек действия. Своё прозвище Каракалла получил из-за того, что облачался в военный плащ «каракалла».

Наступила эпоха «солдатских» императоров, которых сажала на трон армия. Красноречивы портре­ты императоров-варваров, как о том говорят имена: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Во­лей рока занесённые на вершины власти, они убивали других и их убивали тоже. Их судьбы трагичны. Их портреты — великолепный чело­веческий документ той драматиче­ской и противоречивой эпохи, в которую им выпала доля жить.

Мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду и до предела обнажали пластический костяк. На зрителя смотрят затравленные роком вла­стители позднего Рима, вовлечён­ные в вечную борьбу за император­скую власть.

В римской архитектуре III в. осо­бой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла ком­плексами для развлечений и занятий: палестрами и гимнасиями, библиоте­ками, помещениями для музыкаль­ных занятий.

Посещать бани было любимым занятием римского плебса, желав­шего вместо труда «хлеба и зре­лищ». Бани — как частные, так и го­сударственные, мужские и женские (или общие), простые и такие ше­девры архитектуры, как у Каракаллы, — были разбросаны по всей им-

Голова императора Карака'ллы. II в. Лувр, Париж.

166


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь