Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мотивы творчества Велимира Хлебникова



С начала ХХ века обозначилось обострение худож поиска в мировом искусстве. Многие худ школы отвергали все фор-мы и принципы изо.средств. Их называли "худож авангардом" или "левым искусством". В русской литературе таковы футуристы. Только их и их последователей называют худ. авангардом в России. Искусство футуристов следует рассм как бы с двух сторон. Как эстет явление искусство авангарда шире, чем просто искусство, ангажированное революцией. Но в октябре и после оно главным образом было искусством революции. Велимир (Виктор) Хлебников (1881-1922). С 1910 г. в числе основоположников русского футуризма. Активно участв. и в "Садке судей" и в "Пощечине общественному вкусу"; главный основоположник его... словом образы другим, он определил национ черты ф. в России. С первых лет тв-ва созн. не столько поэтом, как провозвестником нового учения, новой жизни. Поэзия - только часть задачи. В осн. учения коренная идея управления временем. Убежден в сущ математ ритмов в истории человека и мироздания. Судьбы народов объяснить как переменные числа и управлять временем. Это настоящая навязчивая идея, переходящая за грань патологии. Свои гипотезы и проекты он излагал в статьях и рассказах и оставил прозы не меньше, чем стихов. Он не стремился к публикации, поэтому многое пропало, а все остальное издано посмертно. Хлебников. "Творения". 1978 г. "Советский писатель". Зд. собрано почти все, что уцелело. Поэзия - часть общей программы, которая ведет к всеобщему возвращению к гармонии. Внес в рус. лит. новаторскую инициативу. Один из самых ярких новаторов в рус. лит. Опыты преобразования Хл поэтического языка вызывали острый интерес современников. Цель - вернуть языку его первозданную выразительность. Вернуть силу и образность первобытного. 2 составляющих. Словотворчество. Брал как исходные славянские корни и посредством морфологических изменений создавал новые слова. Поклонники Хл говорят, живое словотворчество, внесение новых оттенков в поэтич. язык, благодаря чему устойчиво выступает лирическая тема стиха. Говор. о заклятии смехом. (Текст.) Но получается, что предметом стиха становятся технические возможности морфологии. 2 - фонетика. Само звучание слова уже создает определенное представление. И он попытался создать язык, который так и называется - "заумный". "Бобэоби пелись губы..." Б. ч. пр-ведений Хлебникова - монтаж отд. фрагментов, мотивов, эпизодов. С этим св. свобода, произвольность во всем. Легко отступает от начатой темы и может к ней не вернуться. Текучесть содержания соответствует и свободе языковых форм, ритмические перебои, сложные нагромождения образов, длинноты, повторы - все это иногда называют поэтикой сдвига - неуклюжий прозаизм, откровенно и сознательно необработанные строки, избежание отделанности. Приближение к примитиву, осн. на желании передать наивное восприятие действительности. Единственное постоянное имущество Хлебникова - наволочка, набитая книгами. На ней он спал во время своих по видимости бессмысленных путешествий по стране. В раннем Хлебникове движение воскресить древнеславянские мифы. Он пытался реконструировать сам способ видеть мир, свойственный древнему человеку. Нерасчлененные, неясные образы передают зыбкое, но целостное, непосредственное мышление дикаря. Затем - вся русская история есть предмет поэтических построений Х. Особенно привлекал Степан Разин. "Я прихожу к вам тенью Разина. От руки упала тень, а в руке висит кистень..." Наря-ду с русской стариной - отчетливый интерес к Азии, на его взгляд стоящей ближе к основам человеческого бытия. "Дети Выдры" - главы этой поэмы окрашивает догадка об особой роли Азии в истории рода людского. Параллельно гротескное отрицание современной цивилизации европейского типа. Он предсказал современной цивилизации близящиеся катастрофы, "бунт вещей". В пику совр. цив. лелеял идею единства человека с природой. Это единство утрачено, но может быть и будет восстановлено. Предчувст и призывал к нему: "Я вижу конские свободы И равноправие коров". Уже в предоктябрьские годы выявляются черты утопии о будущем братстве народов, зверей, растений во весь рост. Эта утопия развилась после революции, которую Х. принял восторженно. По 1922 год он путешествовал по стране. Человек без быта, он оказался сродни эпохе. С частями Красной армии он дошел до самой Персии, куда хотели на штыках принести советскую власть. Странствуя, не переставал писать. Он показывал и утверждал эпический размах и беспощадность времени. "Ночь в окопе". Образ каменной скифской бабы в степи. Х. видел и рисовал черты жестокости, дикости поднимающейся револ стихии - как оправданное возмездие. Одна из его вещей - "Ночной обыск", далеко не лучшая, но характерная. Отряд рев. матросов проводит обыск в буржуйской квартире, переходящий в убийство, погром и пьяную оргию. Ср. у Блока рев. стихия как возмездие, крушение гуманизма, но Блок ужасался разрушениям, а Х. приветствует скорее, рад гибели старых ценностей. Что придет на смену - это покажет будущее. Утопия Х. о мировом братстве нашла подкрепление в событиях революции. Одна из значительн. вещей Х. - поэма "Ладомир", 1920 г. - будто бы принесен план миру, человечество построит новую жизнь на научных началах. Рев. усилила представления Х. о себе как провидце, который откроет новое знание людям, основы жизнетворчества. Он всегда был убежден в своем особом предназначении. "Остров духа, омываемый морем ничтожеств". Он верил, что револ поможет утвердиться мировому правительству поэтов и ученых, которые утвердят мировую гармонию. Себя он видел едва ли не первым среди них. Х. не оставил идею познать числовые закономерности времени и провидеть судьбы человечества. "Доски судьбы", 1921 г. - особенно видно, как его утопии расходились с реальностью. Особенно миф об управлении будущим человечества. Разлад с действительностью. Чувств. себя одиноким пророком. Дистанция непонимания между левым искусством и реальным народом, к которому оно апеллировало. Скитания, постоянные материальные лишения и напряжение духа разрушали здоровье Х. Смертельное заболевание случилось в деревне Санталово Новгородской губернии, куда пригласил его отдохнуть художник М. Есть официальная легенда, будто прах потом извлекли из земли и перенесли на Новодевичье кладбище, где над ним стоит каменная баба. Его там нет. Там его родные, а тем, кто пытался его эксгумировать, жители деревни Ручьи нарочно не показали настоящее место, и выкопали кого-то другого, а Х. посейчас остался на бывшем погосте бывшей деревни Ручьи. Х. отразился в Ахматовой, Мандельштаме, других, а собственное творчество не вышло за пределы эксперимента, в котором проблескивают искры ослепительной одаренности. Маяковский наз. его "Лобачевским слова". Почему не он не пришел к цельности тв-ва и так и ост. в развалинах?Тому виной две крайности - крайние эксцессы футуризма и явное псих. нездоровье Х. В его тв-ве, образе жизни, взгляде на мир нетрудно определить признаки псих заболевания. Худож. радикализм и психич. патология не позволили прийти к цельности, ясности, без которой невозможно полноценное творчество.

 

47 и 48 вычеркнуты

 

Дополнительный вопрос: Мотивы реквиема в поэзии Ахматовой

Ответа нет!

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь