Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свт. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (315 – 386)



Мы востанем, и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы смог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получить вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться. И праведно воздаст Бог и тем и другим. Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукою и милостыню даем рукою, равно и все прочее. Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим.

Е огласительное поучение

Свт. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 – 379)

Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.

Нравственные правила 1:2

Этот век – век покаяния, а тот – воздаяния; этот – делания, а тот отплаты; этот терпения, а тот – утешения. Ныне Бог – помощник обращающихся от пути злого, а тогда – страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем – одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим. До которого времени будем отлагать послушание Христу, призвавшему нас в Свое Небесное Царство?

Правила пространно изложенные в вопросах и ответах

Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Мф 25:46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк 9:47-48); и еще древле о некоторых предрек через пророка, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет (Ис 66:24); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то это, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить этого о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»? Идут сии, сказано, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). А согласившись в этом, надо знать, что выражения бит будет много и бит будет меньше (Лк 12:47-48) означают не конец, а разность мучения.

Симфония по творениям: Наказание

Свт. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (325/30 – 389/90)

Убеждаюсь словами мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела, освободится отсюда, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении, или по отложении (или еще не знаю как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке; потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежащие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы уже пожинает уготованное ей блаженство. А потом и соприрожденную себе плоть, с которою упражнялась здесь в любомудрии, от земли, ее давшей и потом сохранившей, восприяв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему и разлучившему, – вместе с нею вступает в наследие грядущей славы. И как, по естественному союзу с плотью, сама разделяла ее тягость, так сообщает ей свои утешения, всецело поглотив ее в себе, и соделавшись с нею единым духом, умом, и богом, после того как смертное и преходящее пожерто жизнию.

Слово 7

Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый «чашею в руке Господа» и «чашею падения испиваемой» (Ис 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием; впрочем от строгости преклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом, и от малой скорби «приемлют во чреве» обращение, и «болят» им, и «рождают» совершенный «дух спасения» (Ис 26:19); а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердому фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми (Исх 9:16).

Слово 15

Лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти «поминали» здесь «Бога» (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет «исповедания» и исправления «во аде» (Пс 6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного.

Слово 15

Какой вымышленный предлог, какое ложное извинение, какая хитро придуманная вероятность, какая клевета на истину обманет судилище и превратит суд правый, где у всякого кладется на весы все; – и дело, и слово, и мысль, где взвешивается худое с добрым, чтобы тому, что перевесит и возьмет верх, и с тем чего больше, соображаться приговору, после которого нельзя ни перенести дела в другое судилище, ни найти высшего судии, ни оправдаться новыми делами, ни взять елея для угасших светильников у мудрых дев или у продающих, после которого не помогает раскаяние богатого, страждущего в пламени и заботящегося об исправлении родных, и не дается срока к перемене жизни? Напротив, суд этот будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен. Тогда поставятся престолы, Ветхий днями сядет, раскроются книги, потечет река огненная, предстанут перед взорами свет и тьма уготованная, «и изыдут творившие добро в воскресение жизни», который ныне сокровен во Христе напоследок же с Ним явится, а «творившие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:29), которым осудило уже неуверовавших судящее им слово (Ин 12:48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и царственной Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым умом (в чем едином и поставляю особенно царствие небесное); а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, – отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца.

Слово 15

И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, – который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, – а сотворшии злая в воскрешение суда, которых осудило уже неуверовавших судящее их слово. И первые – наследуют неизреченный свет и созерцание Святыя и царственные Троицы, Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со всецелым их умом (в чем особенно и ставлю Царство Небесное); а уделом вторых, кроме прочаго, – отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца.

На побиение града

 

Свт. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (~339 – 397)

Итак, Господь претерпел подчинение смерти, чтобы уничтожилась вина. Но чтобы для природы не наступил конец в смерти, даровано ей воскресение из мертвых, дабы через смерть исчезла вина, а чрез воскресение природа вошла в вечность. Таким образом, эта смерть есть переход всех вещей. Необходимо, чтобы ты постоянно переходил: переход же совершается от тления к нетлению, от смертности к бессмертию, от тревог к покою. Следовательно, пусть тебя не поражает имя смерти, но радуют благодеяния благого перехода. Что есть смерть, как не погребение пороков и воскресение добродетелей? Посему и говорит Валаам: Да умрет душа моя в душах праведников (Числ. 23:10), то есть да спогребется им, чтобы отложить свои пороки, и да стяжает благодать праведных, которые носят мертвенность Христову в своих теле и душе.

О благе смерти


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь