Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюционная эпистемология – сущность концепции, представители.



Представители: К.Лоренц (1902-1989): ``Оборотная сторона зеркала'' (1973), ``Кантовское учение об априорном с точки зрения современной биологии''; Г.Фоллмер (род. 1943): ``Эволюционная теория познания'' (1975); Дональд Кэмпбелл - ввел термин `эволюционная эпистемология'.

Это направление последних 20-25 лет. Междисциплинарный подход к решению научных проблем. Исследуются познавательные способности человека на основе современной теории эволюции. Есть еще сходное направление: эволюционная теория развития науки (Карл Поппер, Тулмин). В нем изучается сходство биологической эволюции и процесса развития научных теорий.

Основной тезис: ``Наш познавательный аппарат есть результат эволюции. Сознание человека не пусто, оно содержит когнитивные (познавательные) способности.

Они - результат приспособления к внешнему миру. Они - субъективные структуры, необходимые для выживания. Формы созерцания и категории чувственности приспособлены к окружающему миру, как плавники к воде

Основные принципы эволюционной эпистемологии:

Жизнь есть познавательный процесс, возможный благодаря способности приобретать и накапливать энергию и информацию. Любые живые существа снабжены системой диспозиций (``априорных'' когнитивных структур). Эти структуры сформировались в процессе эволюции: ``априори'' для индивида = ``апостериори'' для человеческого рода. Среди них закрепляются лишь те, которые способствуют выживанию. Эти структуры приспособлены к вполне определенным условиям (крот - слепой; человек - имеет зрение лишь в ``видимой'' части спектра и т.д.). Познавательный аппарат был создан эволюцией для выживания, а не для науки. Любопытство, память, способность к обучению, абстракции и т.д., являясь конститутивными для науки, формировались в ходе биологической эволюции. Познание детерминировано биологически. Эти механизмы действуют на бессознательном уровне, независимо от воли и сознания познающего индивида.

45. Социобиология и эволюционная этика - основные понятия и подходы.

Социобиология - направление в исследовании общества, возникшее в 1970-е , максимально сближающее жизнь биологических сообществ и социальное поведение человека. Выявление единых закономерностей группового поведения человека и животных позволяет, считают социобиологи (Уилсон Э., Смит Дж., Хамильтон У., Аяла Ф., Флор Г. и др.), прогнозировать результаты человеческих действий. Социобиология опирается на данные в области социальной психологи и социологии, этнографии, генетики, этологии, теории эволюции. В центре внимания социобиологии стоит не отдельная биологическая особь или человеческий индивид, но сообщество. Различные проявления социальности можно обнаружить и в животном мире. Человеческое поведение, напротив, во многом определяется биологическими факторами. Преобладающее в сообществе поведение остаётся стабильным, если ему следует большинство. Девиантное (отклоняющееся) поведение не закрепляется, если не выполняет полезные функции для сообщества в целом. Для поддержания стабильности сообщества необходимо альтруистическое поведение значительной части его членов. Моральные установки способствуют сохранению генов предков, поэтому моральное поведение в конечном итоге приводит к выживанию человечества - коллективного потомка некоего общего предка. Агрессивность человека также есть качество, общее человеку и животному. В зависимости от ситуации, в человеческой группе проявляются то альтруистические, то агрессивные черты, что способствует в итоге выживаемости вида. Борьба альтруизма и агрессивности, в равной степени имеющих биологические корни, в человеческом сообществе принимает форму "совести". Не подавление врождённых биологических импульсов, а, напротив, следование им, считают социобиологи, способствует выживанию человечества. Часто "биологическая преграда" (невозможность уничтожить того, кто принял "позу покорности") не даёт развиваться групповой агрессии; культурные нормативы в этом случае приказывают убивать. При оценке политического поведения, борьбы за власть, войн, революций социобиология заявила о себе как о "биополитике". Понять предпосылки социальной стабильности, логику массового сознания, отношение народа к вождю невозможно без понимания биологических основ этих процессов, Так, "передача настроения" птиц в стае в случае опасности м.б. использована для объяснения предреволюционных настроений. Нахождение масс в непосредственной близости от политического лидера, умеющего должным образом использовать "жесты уверенности", "ритуал успокоения", способствует социальному единству. Представители биополитики считают, что структура отношений господства-подчинения, борьба за власть, за доминирующее положение в группе, обществе, оптимизация политических отношений должны опираться на изучение группового поведения животных.

 

Эволюционная этика - разновидность этической теории, согласно которой мораль коренится в природе чело­века и морально положительным является такое поведение, которое способствует "наибольшей продолжительности, ши­роте и полноте жизни» (Г. Спенсер). Эволюционный подход в этике сформулировал Спенсер, одниако основные идеи эво­люционной этики были предложены Ч. Дарвином. Основные идеи Дар­вина, развитые эволюционной этикой, заключаются в следу­ющем:

а) общество существует благодаря социальным инстин­ктам, которые человек (как и социальные животные) удов­летворяет в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним;
б) соци­альный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей;

в) у человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря ко­торой оказалось возможным формулировать требования об­щественного мнения (требования общины);

 г) социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности на альтруизм.

Эволюционная этика отказывается от теоретического наследства этико-философской мысли и обосновывает мораль как форму целесообразного или адаптивного поведения. Мораль в эволюционной этике над-персональна, а в той мере, в какой она изображается как функционирование определенных генетических механизмов, сориентированных на организмические, популяционные, но не личностные цели, — и бездуховна.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь