Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема единства мира в истории философской мысли. Монизм, дуализм, плюрализм.



Монизм (от. греч. monos — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Существует две категории монизма:

Материалистический монизм. В качестве субстанции бытия выступает материя.

Идеалистический монизм. В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное. Приверженец идеалистического монизма — Г. В. Ф. Гегель и многие другие. Гегель считал, что сущность бытия заключена в «абсолютной идее».

Аномальный монизм, предложен впервые Дональдом Дэвидсоном в 1970. Теория исходит из того что во-первых мыслительные процессы связаны с физическими событиями, и во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы), то есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно они не могут быть описаны в определенных физических закономерностях.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории мышления. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Исторические разновидности:

Картезианство .

Для картезианства характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом — предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяжённую (лат. res extensa) и мыслящую (лат. res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой.

Дуализм в философии сознания.

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость.

 

Философия всеединства

В своих произведениях В.С Соловьев развивал так называемую «философию всеединства». Идейными истоками взглядов Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения Канта, Гегеля, Шеллинга. Для его взглядов характерно взаимопроникновение философских, научных и религиозных представлений. Его философия всеединства является исходной во всем его творчестве.

Идея всеединства – взаимосвязь и созвучие всего сущего, мировая гармония. Никто и ничто в мире не существует обособленно и само по себе, в отрыве друг от друга, а лишь во взаимной связи. Идея всеединства имеет, прежде всего, космологическое значение, поскольку она охватывает собой все сферы и проявления бытия. В представлении Соловьева мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Мир пронизан божественным началом, предстает на деле как творение Божье. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан своим творцом, мир еще не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе активное начало или душу мира. Эта душа была названа Соловьевым Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связывает воедино Творца и его творения, мир и человечество.

Высшей ступенью единства органического мира выступает человечество. В обществе единство всех людей представлено в виде церкви, которая не только сближает людей, но и активно способствует утверждению Царства Божьего на земле. Подлинной целью и смыслом человеческой жизни является соединение человека с Богом и становление в итоге богочеловечества.

Соловьев – мыслитель мирового масштаба и значения. Он сумел синтезировать лучшие традиции отечественной философии. Его идея всеединства глубоко созвучна русской душе, открытой всему миру.

Своеобразная методология философско-религиозного осмысления всеединства, разработанная Соловьевым, повлияла на его последователей в русской философской традиции: С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина. Следует отметить, что в их философских системах происходит определенный отход от методологического принципа «мистического рационализма». Разработка софиологических аспектов всеединства была продолжена С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Первый вводит в сферу философского познания социально-экономическое, хозяйственное значение софийного, а второй разрабатывает оригинальное культурологическое учение софиологического характера, С. Л. Франку принадлежит разработка социально-философской систематики всеединства в свете принципиальной неисчерпаемости и парадоксальности самой социальности и культуры Л. П. Карсавин сосредоточивает свое внимание на опыте универсальной историософии, основанной на синтезе антропологической концепции всеединства и диалектики, близкой к мотивам Николая Кузанского. Н О Лосский и И. А. Ильин разрабатывают собственно методологические концепции познания в русле интуитивизма, равно как и целостная система этики В., разработанная Н. А. Бердяевым, использует некоторые элементы философскорелигиозного синтеза всеединства в обосновании персоналистической доктрины истории и культуры. При этом можно говорить о значении методологии, построенной на раскрытии и применении исходной интуиции всеединства для всей русской религиозно-философской традиции XX в.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь