Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема ответственности личности перед обществом, природой, перед всей Землей:



В чем заключается смысл жизни человека

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.

 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.

 И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

 Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

 

Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?

Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)?

Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

Проблема значимости труда в жиз­ни человека.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

 

Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории?

Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

 

Проблема художника и власти

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ ве­ка. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солже­ницын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

Творчество — единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Проблема эмиграции

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Проблема интеллигенции

По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

 

Проблема наследственности

*Известный публицист Л.Серова рассуждала в одном из своих очерков о проблеме наследственности. Она считает, что проявление генотипа будет варьироваться в зависимости от того, в каких условиях развивается человек.

*Феодосий Добжанский, генетик 20 века, отмечал, что «человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс его биография сделали его таким».

Проблема отношения к учёбе

*Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением - «счастливая жизнь».

* Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.

Важность гуманитарных наук

*Известный публицист, учёный Д.С. Лихачёв утверждал, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность.

*Властитель дум Энштейн вдохновлялся творчеством Ф.М. Достоевского. А известный учёный Р.Якобсон говорил, что перед написанием своих работ любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.

Проблема мещанства

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описывается жизнь провинциального города Калинова. Жизнь обывателей здесь скучна и однообразна. Она засасывает, как трясина, и выбраться из неё, изменить что-то нет никакой возможности. «В могиле лучше»,-говорит главная героиня Екатерина Кабанова и выход находит только в смерти.

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» рассказывается о судьбе доктора Старцева, который постепенно становится обывателем. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все прежние порывы, надежды и замыслы.

В пьесе «Мещане» М. Горький, с одной стороны, представил мир мещанства в лице старшины малярного цеха Василия Бессемёнова и его семьи, с другой – людей, противостоящих этой затхлой жизни, во главе с Нилом.

Проблема русской деревни

* А. Солженицын в повести «Матрёнин двор» описал убогий быт деревни начала пятидесятых годов. Люди работали за трудодни. Основными развлечениями после работы были танцы, выпивка, уличные потасовки.

                              

Проблема свободолюбия

В образе Катерины Кабановой-главной героини пьесы «Гроза» - А.Н. Островский запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души.

«Необыкновенным явлением русской силы» называл Н.В. Гоголь главного героя своей повести Тараса Бульбу. Суровый и непреклонный, вожак казацкого войска ведёт жизнь, полную невзгод и опасностей. Запорожская Сечь – вот его стихия. А душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа.

Мцыри, главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова, презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме-монастыре. Изведав вкус свободы, он заплатил высокую цену за те чудесные мгновения, которые прожил на воле, - свою жизнь.

Известный поэт В. Высоцкий писал:

Но разве это жизнь, когда в цепях,

Но разве это выбор, если скован.

Проблема вдохновения

*Известный писатель К. Паустовский отмечал: «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной травы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».

*Чайковский утверждал, что вдохновение-это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а не кокетливо помахивает рукой.

Проблема ответственности личности перед обществом, природой, перед всей Землей:

В.Распутин «Прощание с Матерой» (все произведение – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, земле); Рони «Борьба за огонь» (мальчик из племени должен был охранять огонь, но заснул, и пламя погасло – этим мальчик обрек племя на смерть, он не оправдал доверия, поступив безответственно).

Проблема чести, достоинства: Л.Н.Толстой «Война и мир» (дорога жизни Андрея Болконского – это дорога чести); Д.И.Фонвизин (строчки из стихотворения «Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек»).

Проблема преклонения перед иностранными вещами: Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка-людоедка поклонялась иностранным вещам, например, восторг у нее вызывало ситечко для чая); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (еще Чацкий говорил о том, как отвратительно москвичи во всем подражают французам и скупают заморские  товары на Кузнецком мосту, но не ценят родную литературу).

Проблема легкомысленного отношения к учебе: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофанушка – не хотел изучать науки, знал (да и то плохо) только примитивные сведения из некоторых наук); А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - строчки из романа «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Проблема формирования личности и роли книги в жизни человека: М.Горький «Детство», « В людях» (Алеша Пешков – страсть к чтению проснулась очень рано, грамоте его научил дед, но именно книги помогли Алексею стать писателем); А.Грин «Зеленая лампа» (Стильтон, нищий молодой человек, оставленный ради шутки в квартире с зажженной зеленой лампой и не имеющий права никуда выходить, увлекся книгами и читал их и днем, и вечером, а в конце концов смог стать замечательным врачом).

Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов: Д.И.Фонвизин  «Недоросль» ( семья Простаковых невежественная и недалекая – всех ее членов интересует только еда да прибыль от помещичьего хозяйства, они не читают книг, не стремятся стать образованными людьми); Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных – читатели не видят членов этой семьи в творчестве, за чтением книг или на домашних праздниках (как у Ростовых) – вместе Курагиных мы почти не видим).

Проблема использования научных достижений: А.С.Пушкин

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай…

Л.Н.Толстой «Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь».

В.Дудинцев «Белые одежды» (Федор Дежкин ставит свои ботанические опыты, опираясь на достижения лучших ученых, его не понимают консервативно настроенные ученые, готовые сражаться за свои «успехи», но в результате селекционная наука продвигается вперед и становится основополагающей).

Проблема утечки мозгов из России: С.Довлатов «Чемодан» (главный герой, писатель, вынужден покинуть Россию, так как режим нашего государства в 70-80 годы прошлого века не поддерживал таких самобытных писателей); ученые, музыканты вынуждены были уехать из страны, где их открытия, произведения не понимались и не ценились).

Проблема воли к жизни: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Алексей Мересьев, оставшись без ног после многочасового блуждания по лесу, занимаясь гимнастикой, тренируя себя, вернул себе не только здоровье, но и прежнее любимое дело: он остался в строю летчиков); А.Солженицын «Раковый корпус» (главный герой произведения, забывая о болезни, не отчаиваясь, веря в силу лечения и надеясь на благополучный исход, победил рак).

Проблема нравственной ответственности перед теми, кому мы причинили боль: Ю.Яковлев «Багульник» (мальчик Коста, неприятный, отвратительно зевающий на уроках, вечно сонный, как оказалось, ухаживает за собаками, хозяева которых больны); восточная мудрость гласит: «Черствость души – самая страшная болезнь на свете».

Проблема неуважения к памяти, семейным ценностям: А.П.Чехов «Вишневый сад» (Гаев и Раневская, при всей их легкомысленности и непрактичности, с благоговением расстаются с тем, что их связывало с прошлым: садом, шкафом…); Д.С.Лихачев говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры».

Проблема наследственности и самоформирования: Лесковский Левша, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху – никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, наоборот, не заложен подобный талант; а люди-инвалиды, участвующие в паролимпийских играх, - ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

Проблема взаимоотношений людей, занимающих разное социальное положение:

А.П.Чехов «Хамелеон» (Очумелов, видя «непорядки» на улице, по-разному пытается их устранить: у одного он конфискует крыжовник, а слыша о других (бедных и богатых), меняется чуть ли не каждую минуту: то ему жарко, то «ветром подуло»); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Молчалину отец завещал угождать всем); Л.Н.Толстой «Война и мир» (до получения Пьером Безуховым наследства им никто не интересовался, а после – все стали заискивать перед ним в надежде получить расположение).

Проблема компьютеризации общества: И.Косолапов, публицист (выдержка из статьи): «Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста». В журнале «Наука и жизнь» за 2000 год (номера не помню) напечатана статья знаменитого физика, С.Капицы, в которой он пишет, что компьютер играет важную роль, но, к сожалению, люди от этого не становятся лучше.

Проблема детского сиротства: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (братья-близнецы Кузьменыши в годы войны осиротели, мыкались по детдомам, видели человеческую жестокость, смерть); М.Шолохов «Судьба человека» (осиротевшего , одинокого ребенка усыновляет такой же одинокий, потерявший всю свою семью, Андрей Соколов); в годы Великой Отечественной войны многие военные подразделения брали на воспитание детей, у которых родители погибли – В.Катаев «Сын полка», мальчик Ваня Солнцев стал любимцем бойцов и помогал им, став разведчиком.

Проблема эгоистичности счастья: Ю.Котлярский «Наденька» (герой рассказа не замечает в мыслях о любви, что он доставляет неприятности окружающим: кому-то наступил на ногу, кого-то задел, у кого-то выбил из рук кошелку с овощами).

 

Проблема материнской любви: К.Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна готова верить рассказам Насти о том, что она сильно занята и не может навестить ее, брошенную в одиночестве. Материнская любовь прощает все.). М.Горький, роман «Мать» (Пелагея Ниловна Власова ради любви к сыну становится его единомышленницей, революционеркой).

Проблема места и роли искусства в жизни человека: В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (мальчик Ивась, от рождения слепой,  завороженно слушает музыку, и окружающие понимают, что это – его. Любовь к музыке делает его счастливым: он обретает любовь, надежду на полноценную жизнь, становится известным музыкантом).

Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.

И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

 И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.

Стихотворение «Размышления у парадного подъзда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи ашириных.

Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

  Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь