Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.



Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

Михаил Васильевич Ломоносов положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Основой является материя, первоначало – монады материальной сущности.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Основные проблемы:

· Проблема движения, неразрывности движения и материи.

· Проблема вечности материи и движения. О множественности и беспредельности миров и о необходимости истинного научного знания.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Основне проблемы:

  • Проблема философия природы, человека, госудраства.
  •  Проблема – выступает против мистики и идеализма науки, за утверждение философии естественных начал, философия естественной эволюции. За долго до Дарвина высказана след. мысль «природа и человек едины и показал цепочку эволюции и человека в том числе».

3) Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Считал что цель истории – путь к Царствию Божьему.

Замысел Бога реализуется через христианство, причем католическое. Россия приняла не ту форму христианства, поэтому «осталась за бортом», оказалась в изоляции.

Позже изменил свой взгляд: Изоляция России – это благо, мы видели ошибки Запада и не повторим их. У России есть особая задача (в сущности, спасение Европы), но ее исполнение – дело будущего.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

Славянофилы: Алексея Степановича Хомякова (1804—1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806—1856), Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), Юрия Федоровича Самарина (1819—1876).

Основные идеи:

- Россия развивается самобытно, и так и должно продолжаться;

- Росси присуще религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие, которое нужно сохранить;

- России предстоит мис­сия заложить основы нового общеевропейского просве­щения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне православия (в православии присутствуют свобода и единство, в то время как в католицизме есть единство, но нет свободы, а в протестантизме есть свобода, но нет единства).

Глубоко религиозное учение. Самобытность России видели в православии и началах соборности (считали, они проявляются в крестьянской общине).

Не идеализировали Россию, уважали и ценили Запад (и даже знали его лучше, чем западники), допускали идею заимствований самых его удачных особенностей – но считали, что там много недостатков, которые мы не должны перенимать.

западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

 

Западники: Александра Ивановича Герцена (1812—1870), Виссариона Григорьевича Белинского (1810—1848), Тимофея Николаевича Грановского (1813— 1855), Константина Дмитриевича Кавелина (1818—1885), Николая Платоновича Огарева (1813—1877), Василия Петровича Боткина (1811—1869).

· Очень неоднородное течение.

· Ориентация на общечеловеческие ценности, на европеизацию, на развитие правовых начал.

· В центре рассмотрения – человек и его потребности.

· Акцент на индивидуальной личности, ее свободе и независимости, ее интересах.

Считается, что течения западников и славянофилов диаметрально противоположны, но это не верно. Это единое явление, они пытались решить одну проблему, просто выбирали для этого разные способы.

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь