Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика современной западной философии



 В XX в. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс ослабили жесткое противостояние классов.

Сохранились доктрины материализма (антропологический материализм, научный материализм) и  некоторые системы спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). 

В то же время просматривается тенденция к диалогу и симбиозу ряда современных направлений в области философии Так, например, в работах известного философа Ю. Хабермаса, одного из представителей Франкфуртской школы, эта тенденция выразилась в использовании многих положений психоанализа, герменевтики, марксизма, современного позитивизма.

Четко проявилась тенденция к открытости и взаимообогащению разных философских школ. Стирается также резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и иррационализмом.

Философию XX в. отличает также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений. 

Особенностью современной западной философии (ХХ-ХХ1 вв.) является ее плюрализм (многообразие), как в постановке проблем, так и в способах их решения. Интересы этой философии сосредоточены на проблемах существования отдельного человека, истинного (научного) знания и языка. В отличие от предшествующего этапа современная философия носит толерантный характер.

В целом для различных направлений постклассической философии характерно:

 

1. Отказ от принятого в классической философии чёткого противопоставления материализма и идеализма, осознаваемое стремление преодолеть их противоположность. Пожалуй, только диалектический материализм продолжал считать вопрос о соотношении бытия и мышления главным вопросом философии.

2. Практическая направленность философии, её нацеленность не столько на чистое познание, сколько на обеспечение деятельности, практику. В ещё большей степени, чем в классической философии, утвердилось рассмотрение гносеологической проблематики сквозь призму решения практических задач, встающих перед человеком. Это, например, проявилось в подчёркивании роли практики в рассмотрении вопроса об истине.

3. Снижается ориентация на разум в познавательной деятельности, признаётся значительная роль иррациональных или близких к ним форм познания (интуиции, духовного вживания, герменевтического разгадывания смысла). В научном познании преимущество отдаётся практически ориентированному разумному и рассудочному познанию, сосредоточенному на постижении частных фактов (позитивизм). Впервые в новое время появляются последовательные антисциентистские учения, не разделяющие веру в науку и резко критикующие её (философия жизни, экзистенциализм).

4. Меняется просветительское отношение к человеку как к сугубо разумному существу. Признаётся значительная роль, играемая иррациональным, в том числе и бессознательным в определении поведения человека. Многими направлениями постклассической философии была поставлена под сомнение теория прогресса.

 

В XX столетии  философия представлена, в частности, такими противоположными направлениями, как:

  • сциентизм (от лат. scientia — наука) ориентирован больше на развитие естествознания и является продолжением позитивизма XIX в. Образцом научности прежде всего рассматривается современная физика.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма (что выражено и в этимологии данного слова) выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки.

 

  • антисциентизм. - не полагается на ясность научного мышления

антисциентизм - социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия.

   


К неклассическому рационализму относят:

  1. позитивизм,
  2. антропологический материализм Фейербаха,
  3. марксизм,
  4. неокантианство,
  5. неогегельянство.

К иррационализму причисляют:

  1. волюнтаризм,
  2. философию жизни,
  3. феноменологию,
  4. психоанализ,
  5. экзистенциализм и др

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь