Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалог в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.



Диало́г— (первоначальное значение — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; вопрос одного ответ другого — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. В литературе диалог — органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений, например, в русской поэзии «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, и т. д., содержащие эстетическое и общественное кредо их авторов.Традиционно противопоставляется монологу.

Я не нашла конкретную информацию. Но суть дела в том, что нужна рассказывать на примере врач-пациент, врач-врач. Какую мы можем выяснить информацию с помощью диалога и как нам это поможет. Просто развивайте мысль.

 

Вопрос № 51

 

Философия оценивает многочисленные научно-медицинские факторы, обеспечивающие здоровье людей и устраняющие обстоятельства массовых заболеваний. Все факторы позитивного управления здоровьем, создания средств и методов эффективного лечения требуют философского осмысления. Чем сложнее решается медицинская проблема, тем значимее ее роль в системной организации охраны физического и нравственного здоровья людей. Это обусловлено закономерностями функционирования человеческого организма, которые целостно сопряжены с духовной, морально-этической жизнедеятельностью отдельного человека и всего общества.

Сегодня ученые-медики в своей научно-исследовательской деятельности и лечебной практике постоянно сталкиваются с ситуациями, когда от них требуется большая инновационная работа. Такие действия далеко не всегда получают одобрение в официальных медицинских кругах, хотя врач во имя спасения людей вынужден идти порой и на рискованное самотворчество.

В силу особого социально-культурного положения медики обязаны быть не только специалистами-профессионалами, но и мыслителями. История медицинской науки свидетельствует о том, что практически все известные ученые не ограничивались интересами своей специальности. Философия утоляла их «духовный голод» и интеллектуальную страсть к познанию. Современная медицина в не меньшей степени озабочена осмыслением «вечных» проблем бытия мира и жизни в нем. В этой связи уместно вспомнить, что мировое признание получил Н. В. Склифосовский как мыслящий клиницист, не только исследовавший и предложивший принципиально новые методы хирургического лечения, но и внедривший в хирургическую практику хлороформный и эфирный наркоз, разработанный Н. И. Пироговым, Ф. И. Иноземцевым.

Медицинское познание как особый способ получения целостного знания о человеке, его организме, духовности объединяет и интегрирует различные формы исследования: теоретические и экспериментальные. Гуманистический характер медицинских задач выходит далеко за пределы научной дисциплины, которая в значительной степени становится социально-гуманитарной сферой познания.

 

Вопрос №52

Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков и естествоиспытателей. Еще Гиппократ – «отец медицины» - говорил: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя – без доставляемых ей медициной фактов».

 Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей на всем протяжении истории культуры.

Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается в наши дни.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

 - медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации - общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

 -теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

 -теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

 Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

 Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы - человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

Философия и медицина связаны между собой издавна: первая представляет собой наиболее отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, целью которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями о природе, социуме и человеке высказанными философами. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины.

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественнонаучных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам - правильно поставить диагноз и назначить лечение. Развитие медицины дает огромный материал как для обобщений новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого организма в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения материалистической диалектики новыми выводами и понятиями и дальнейшего углубления и уточнения ее категорий. Медицина входит в комплекс наук о человеке, являясь частью «человековедения».

Вопрос 53.

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

Вопрос 54.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь