Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная структура общества (социогенез).
Социальная структура общества является элементом социальной системы. Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза — возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса. 1) Креационистский подход (от лат. сreatio — сотворение) формировался в русле религиозного понимания общества. 2) Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как правило, не рассматривали. 3) Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важные вехи социогенеза: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности. Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ в. игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд), психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса. Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей. Специфика социальных закономерностей состоит в том, что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но с другой — через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов фиксируется классической философской традицией в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития. Объективные факторы — независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления. Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально- экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.), технико- технологические. Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии. Субъективные факторы исторического процесса представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленной на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве социальных субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации и др.), политические институты (государство, партии), элиты (экономическая, политическая, художественная и др.), массы, толпа, человечество в целом. Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивость в их реализации выражаются в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. В традиции философского течения волюнтаризма (от лат. voluntas — воля) воля человека как надындивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (от лат. fatum — судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории. Проблема источника социальной динамики рассматривается в социальной философии с различных позиций. Так, в марксизме источником социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия (например, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной социальной системы и переходу общества на новую ступень развития. В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и бесконфликтное развитие общества обеспечиваются гармонией между подсистемами социума и равновесием социальных сил. В теории социального конфликта Р. Дарендорфа, в концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса динамизм обществу сообщают разнообразные, универсальные по характеру социальные конфликты. В развитом либерально-демократическом обществе они перемещаются из экономической области в административно-управленческую и коммуникативную сферу, и их решение увеличивает степень устойчивости общества.
Социогенез – формирование социальной структуры общества, дифференциация людей по ряду признаков. Политогенез – развитие в обществе отношений власти и их выражение в институте государства. Это процессы происхождения социальных групп, классов, других объединений. Ранние этапы этих процессов сложно анализировать: несмотря на обилие теорий эмпирическая база хромает на все конечности. В российской общественной мысли, в том числе и современной, распространен подход к классообразованию, в котором рассматривается следующий ряд: 1. развитие земледелия, 2. рост производительности труда, 3. производство прибавочного продукта, 4. социальная стратификация, 5. развитие государства. Эта последовательность хорошо раскрыта в работе Энгельса "Происхождение семьи". Дальнейшее изложение будет даваться по А.В. Каратаеву. Каратаев предлагает проверить правомочность переходов, осуществляемых в рамках модели. Например, проверка перехода "рост производительности труда – производство прибавочного продукта". Но влечет ли рост производительности рост объема прибавочного продукта на самом деле? На основании конкретно-исторического материала можно заметить, что ранние земледельцы и охотники, повышая производительность труда, не стремились к производству прибавочного продукта – вместо этого снижали продолжительность рабочего дня. Кстати говоря, обеспечить себя пищей можно было часа за 4 – на что же уходило оставшееся время? Проверка перехода "производство прибавочного продукта – социальная стратификация". Производство прибавочного продукта по принуждению, для обмена или уплаты дани в большинстве случаев к образованию социальной структуры не ведет. Таким образом, связи между 3 и 4 этапами не носит требуемый от закона характер всеобщности. Проверка перехода "развитие земледелия – рост производительности труда". С учетом закона Тюрго (первый экологический закон, или закон убывающего плодородия почв) и тенденции расширения освоения менее плодородных (более плодородные уже заняты) для сельского хозяйства земель производительность труда снижается, и даже использование новых технологий не может скомпенсировать этого. Это ставит под сомнение наличие связи между развитием земледелия, классообразованием и политогенезом. Несмотря на приведенные факты, установлено, что земледелие, социальная стратификация (это деление на слои, классы, касты и т.д., когда человеку приходится преодолевать определенный барьер, чтобы перейти в другой слой) и государственное развитие устойчиво связаны, и проиллюстрировать эту связь можно следующим образом.
Такие переходные этапы, факторы социально-экономического развития как повышение производительности труда, производство прибавочного продукта присоединяется уже тогда, когда происходит социальная стратификация и имеется хотя бы примитивная государственная структура.
Современные исследования выявили дополнительные факторы социогенеза: 1. общая среднегодовая продолжительность рабочего дня, 2. среднегодовая продолжительность рабочего дня в поле, 3. размер общины, 4. развитие технологии хранения продуктов, 5. неравномерность хозяйственно-экологических усилий, 6. средства коммуникации. Особо стоит выделить первый пункт, общую среднегодовую продолжительность рабочего дня – очень интересный фактор, показывающий баланс свободного времени и времени принудительного труда. Имеет смысл борьба за сокращение рабочего дня. Вообще же фактор характеризует взаимоотношения личного (свобода) и общества (детерминизм). Вторым фактором, достойным отдельного внимания является развитие технологии хранения продуктов. По крайней мере, исследователям не известны лишенные этой технологии общества, превосходящие численностью 400 человек. Поэтому в треугольнике можно вместо вершины "Государственное Развитие" можно добавить эту. Схема, кстати говоря, работает и для пастухов-кочевников, если их продуктом считать скот. Технология хранения продукта здесь касается не только долговременного хранения мяса и прочих продуктов, но и защиту стад от хищников. Представления о политогенезе возникают на идеях Маркса и окончательно формируются под влиянием Энгельса. Согласно им, государство возникает там, где классовые противоречия. Это одна из теорий, и на сегодняшний момент вопрос происхождения автохтонных (независимых) государств считается решенным. Особый расцвет начинается в XVII-XVIII веках с теорий государства, где, в отличие от древних греков, рассматриваются не идеальные, а реальные модели. Дальнейшая классификация такова. 1. Волюнтаристские теории. В их основе лежит представление о государстве как о продукте общественного договора. Сам договор связан с распределением функций, делегированием полномочий и соотношением индивидуальной и общественной полезностей. Здесь отметились Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Локк. Теории, в принципе, имеют место на существование, но описывают все-таки не возникновение, а существование государств. 2. Автоматические теории (Ф. Энгельс, Чайлд, Фрид). В основе теории лежит представление о действии в обществе объективных законов, и это обуславливает неизбежность появления государств при условиях, предусматриваемых этими законами. Государства – естественный и неизбежный продукт общественного развития, то есть на определенном этапе возникает автоматически. 3. Ирригационная (гидравлическая) теория Виттфогеля. Государства возникают там, где активно ведут ирригацию (Китай, Двуречье, долина Нила). Сама ирригационная система сложна как технически, так и экологически – для ее постройки необходима определенная организация, государство. Очевидная критика: как произошло формирование автохтонных государств в областях, не требующих ирригации? 4. Принудительные теории (Оппенгеймер). Теории основаны на завоевании пастухами земледельцев. Позиции теории сильны: такие завоевания были довольно частым явлением. Проблема одна: завоевания не вызывали ни производительности труда, ни производства прибавочного продукта. 5. Теория Роберта Карнейро (1960). Сейчас это признанная теория, для создания которой автору пришлось переработать (с применением индуктивной логики) обширное множество фактов для выделения ведущего фактора государствообразования: фактора стесненности. В ходе анализа учитывался климат, плодородие почв, длительность заселенности территории и стесненность, и выяснилось, что везде, где действует фактор стесненности, начинается процесс формирования автохтонного государства. Стесненность же выделяется двух типов: экологическая (общество прижато к горам, морю, пустыне, крупной реке) и социальная (общество окружено воинственными соседями, которые ограничивают распространение, а после ассимилируются или подчиняются). К дальнейшему развитию государства подключаются другие факторы: войны, демографическое давление, урбанизация. Теория стесненности не исключает участия в образовании государств факторов, которые предусматриваются остальными теориями – но они рассматриваются как факторы развития государства. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы