День 10. Альплагерь Айлама - пер.Загар (2623) - Ушгули - Местиа

64 км, набор 1385 м, сброс 1963 м.

Рано вставать смысла не было - на улице холод. Спасибо Алексею, не поленился, вылез из палатки рано утром и заснял рассвет в горах.

Возможно, ночью температура опустилась до 0 градусов, и пока солнце не выглянуло из-за гор, мы ходили, как нахлобученные пингвины. Позавтракали и в путь, покорять перевал Загар - самый высокий в нашем походе. Стало совсем тепло, мы разделись до маек.

- 15 -

Сразу после места ночёвки пошёл серпантин, который можно, если есть силы, преодолеть полностью в седле. Сверху отрывается вид на долину, где мы ночевали - вон там внизу виднеется речка, где мы вчера вечером набирали воду для ужина.

Далее дорога идёт по более-менее ровному участку. Вдалеке видны были снежные шапки четырёхтысячников. Ощущалось какое-то умиротворение, хотелось просто сесть на стульчик и посидеть пару часиков, созерцая пейзажи вокруг.

Но дорога расслабиться не даёт, с высоты 2350 м и до самой вершины перевала 2623 м пошёл очень крутой градиент, практически весь его я прошёл пешком, хотя некоторые у нас ехали. Уж не знаю почему, может, высота сказывалась, но у меня просто не получалось ехать. Проеду метров 10 и всё - минуту стою, стараюсь отдышаться и восстановить силы. Уж лучше не спеша, монотонно толкать велосипед в гору.

На самом перевале как-то не ощущалось, что это и есть "перевал". Некоторые из нас его даже проскочили, не заметив. Просто после крутого подъема дорога выпрямилась, а потом сначала плавно, потом всё круче и круче пошла вниз. Действительно, с этой стороны в перевал можно въехать на велосипеде практически всё время находясь в седле.

Сбросить сегодня предстоит очень много, почти 2 км. Жаль, не асфальт, по камням гружёный велосипед прыгает, и особо не разгонишься. Опять идёт большая нагрузка на руки - тормозить надо постоянно. Опять не позавидуешь Насте, с её механическими V-брейками. По дороге часто ездят подготовленные джипы, развозящие туристов. В общем, тут совсем не одичалые места.

Проехав 8 км на тормозах, мы спустились на высоту 2200 м к общине Ушгули. Оно считается самым высоким высокогорным общинным поселением в Европе, где постоянно проживают люди. Неправильно называть Ушгули селом - это поселение, состоящее из четырёх деревень, в которых проживают примерно 70 семей. Сразу, что бросается в глаза - это сохранившиеся сванские дома-башни, постройка которых датируется IX - X веком.

Сейчас поселение превратилось в туристический центр, тут много европейцев, русских. Соответственно развита и инфраструктура: кафешки, частные гостиницы.

- 16 -

Магазин нормальный мы не нашли (особо и не искали), пообедали в кафе. Так как при штурме перевала наша группа сильно растянулась (примерно на 1 час), решили дальше ехать в Местию малыми группами. Дорога одна, заблудиться невозможно. Первые 4 км дорога идёт вдоль красивого каньона.

Когда дорога спустилась до высоты 1500 метров, образовался ещё один перевал - Угыр, 1922 м. Примерно за 50 минут мы его одолели, практически всё время в седле. На этом грузинские грунтовые дороги у нас закончились, вниз уже идёт новая, недавно построенная бетонка. За час до темноты мы въехали с Настей в центр Местии. Игорь, который всё время был рядом, вырвался вперёд и проскочил нужный поворот, а так как у него не было вообще никаких средств связи, то в итоге он нашёлся только спустя два с половиной часа, когда мы уже разбили лагерь. Кстати, лагерь поставили прямо в центре города - нашли возле дома огороженную лужайку, поговорили с владельцем территории и нам разрешили поставить две палатки тут. Почему две? Потому что часть нашей группы сильно отстала и решила заночевать перед перевалом Угыр в небольшой деревне, где нет даже магазина, только ларёк со сникерсами. Но потом оказалось, что и там мнения разделились, и некоторые решили всё же доехать до Местии. В итоге палаток и людей оказалось больше, чем было оговорено заранее. Местия - вообще туристический город, тут есть всё, что нужно. Мы накупили в магазине продуктов, вина и хорошо провели вечер на лужайке. В нашем распоряжении был даже горячий душ, т. к. оказалось, что мы стоим на территории хостела. Но за всё придется платить, но это будет завтра.