Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И ЕЕ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА I. Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, — нарисовать образ «современного человека, каким он его понимает и... часто встречал», человека мыслящего и чувствующего, талантливого, но не сумевшего найти достойное применение своим «Силам необъятным». Решению этой задачи помогает композиция романа — «пяти картин, вставленных в одну общую раму». II. Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи — изобразить «историю души человеческой» постепенно ввести читателя во внутренний мир героя. Повествование в романе ведут три рассказчика: Максим Максимыч, проезжий офицер и Печорин. Максим Максимыч не может понять странные, «необыкновенные» поступки Печорина, объяснить их тем более, поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки («Бэла»). 3. В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики Печорина — психологический портрет. Здесь мы видим главного героя глазами проезжего офицера (автора), схожего с Печориным по происхождению, по образованию, поэтому он может понять Печорина глубже, нежели Максим Максимыч. В «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» Лермонтов предлагает читателю путевые заметки и дневник своего героя. Повести расположены в романе так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер. В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, благодаря этому он открывается всякий раз с новой стороны. Расположение повестей с нарушением хро- Нологии в судьбе Печорина создает особую интригу. Не случайно в этом социально-психологическом романе присутствуют авантюрные элементы. III. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Привычка к самоанализу сочетается с беспрерывным наблюдением над окружающими. Необычная композиция «Героя нашего времени» до сих пор вызывает споры и служит предметом литературоведческих исследований. Композиция стала средством выражения художественного замысла Лермонтова, средством изображения характера героя. МАСТЕРСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В ИЗОБРАЖЕНИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА I. Психологизм искусства — художественное изображение внутреннего мира человека. Романтизм сконцентрировал внимание на внутренней жизни героя. Реализм исследует внутреннюю и внешнюю жизнь в их взаимозависимости, взаимовлиянии. П. Раннее творчество Лермонтова романтично. Мир поделен надвое: холодный, бездушный внешний мир и мир души человека — живой, истинный. Противостояние миров. Анализ стихотворений «Русская мелодия», «Парус». III. Реализм позднего Лермонтова. 1. Психологический портрет современника, не приемлющего бездуховность света: «Как часто, пестрою толпою окружен...» Взаимозависимость внешнего и внутреннего мира: герой стихотворения видит вокруг не лица, а «приличьем стянутые маски». И сам он должен притворяться, то есть тоже скрывать свое истинное лицо, вопреки желанию «смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». V. Заключение. Внутренний мир героя, формирование личности самим человеком и окружающим его мирном — предмет исследования Лермонтова. V. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. ОТ ДЕМОНА К МЦЫРИ I. «А он, мятежный, просит бури...» Любимые герои М. Ю. Лермонтова — бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова». Одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния — основная мысль «Демона». Демон отвергает действительность, но и сам он отвергнут жизнью. Поэтичность и человечность Демона в том, что он страдающий и пострадавший, утраченную гармонию он пытается отыскать в любви, но и здесь стремление найти потерянную связь с миром оборачивается разрушением. Герой «Мцыри» близок к Демону своей мя-тежностью, гордостью, непокорством и силою духа. Вместе с тем Мцыри далек от таких демонских качеств, как эгоистический индивидуализм, всеобщее отрицание и жажда мести. У Демона все связи с миром разорваны, он отвернулся от красоты «божьего мира», а Мцыри способен наслаждаться природой, поэзией жизни, он сохранил «веру гордую в людей». Идеалы Демона смутны, неясны ему самому, идеал Мцыри — свобода, он полон непреклонной воли найти свою потерянную родину. Зрелый Лермонтов в своем творчестве шел не к «Демону», а через «Демона» и от «Демона». Могучая ненасытная жажда, переполняющая поэму «Мцыри», направлена в страну жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, окружающему человека и все-таки трагически отделенному от него. III. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности любимых лермонтовских героев: гордая независимость к несправедливому и прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, страстные мечты и мятежные порывы. Одиночество, душевная опустошенность Печорина, его рефлексия не позволяют ему найти себя в интимных человеческих связях. Он обречен на трагическую развязку Любви, дружбы. В лирике Лермонтова также звучат горькие слова об «отраве поцелуя», о «клевете друзей» («Благодарность», «Тучи»). Один из важнейших философских аспектов лирики Лермонтова — осмысление миссии художника. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», предисловия автора к роману «Герой нашего времени» и предисловия к главе «Журнал Печорина». Для Лермонтова задача художника, писателя — исследование «истории души человеческой», цель которого— заставить людей глубже заглянуть в себя, переоценить себя и мир, вернуться к истинным и духовным ценностям.
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И ЕЕ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА I. Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, — нарисовать образ «современного человека, каким он его понимает и... часто встречал», человека мыслящего и чувствующего, талантливого, но не сумевшего найти достойное применение своим «Силам необъятным». Решению этой задачи помогает композиция романа — «пяти картин, вставленных в одну общую раму». II. Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи — изобразить «историю души человеческой» постепенно ввести читателя во внутренний мир героя. Повествование в романе ведут три рассказчика: Максим Максимыч, проезжий офицер и Печорин. Максим Максимыч не может понять странные, «необыкновенные» поступки Печорина, объяснить их тем более, поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки («Бэла»). 3. В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики Печорина — психологический портрет. Здесь мы видим главного героя глазами проезжего офицера (автора), схожего с Печориным по происхождению, по образованию, поэтому он может понять Печорина глубже, нежели Максим Максимыч. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы