Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


П. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы.



III. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М. Ю. Лермонтов.

IV. Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»

V. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

ОТ ДЕМОНА К МЦЫРИ

I. «А он, мятежный, просит бури...» Любимые герои М. Ю. Лермонтова — бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова».

II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова. Демон и Мцыри завершают две линии развития протестующего героя.

Одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния — основная мысль «Демона». Демон отвергает действительность, но и сам он отвергнут жизнью. Поэтичность и человечность Демона в том, что он страдающий и пострадавший, утраченную гармонию он пытается отыскать в любви, но и здесь стремление найти потерянную связь с миром оборачивается разрушением.

Герой «Мцыри» близок к Демону своей мя-тежностью, гордостью, непокорством и силою духа. Вместе с тем Мцыри далек от таких демонских качеств, как эгоистический индивидуализм, всеобщее отрицание и жажда мести. У Демона все связи с миром разорваны, он отвернулся от красоты «божьего мира», а Мцыри способен наслаждаться природой, поэзией жизни, он сохранил «веру гордую в людей». Идеалы Демона смутны, неясны ему самому, идеал Мцыри — свобода, он полон непреклонной воли найти свою потерянную родину.

Жизнеутверждающий смысл поэмы «Мцыри». Герой ее ни на минуту не отступает от своих идеалов, борется, пока может бороться. Не случайно В. Г. Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова.

Зрелый Лермонтов в своем творчестве шел не к «Демону», а через «Демона» и от «Демона». Могучая ненасытная жажда, переполняющая поэму «Мцыри», направлена в страну жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, окружающему человека и все-таки трагически отделенному от него.

III. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности любимых лермонтовских героев: гордая независимость к несправедливому и прозаическому порядку жизни, страдания и тоска, страстные мечты и мятежные порывы.

МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта.

Мотивы свободы и воли — центральные в

лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности в стихотворении «Прощай, немытая Россия!», побег лирического героя «за стену Кавказа». Действие романа происходит также на Кавказе. Печорин покидает Центральную Россию в поисках личной независимости и духовной свободы.

3. Мотив одиночества, пронизывающий всю лирику Лермонтова, особо отчетливо звучит в романе. Печорин одинок — это одиночество лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно...». Индивидуализм Печорина. В чем вина и в чем беда героя?

Одиночество, душевная опустошенность Печорина, его рефлексия не позволяют ему найти себя в интимных человеческих связях. Он обречен на трагическую развязку Любви, дружбы. В лирике Лермонтова также звучат горькие слова об «отраве поцелуя», о «клевете друзей» («Благодарность», «Тучи»).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь