Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вы родились и выросли в мусульманской семье, где свято чтили вековые традиции предков, между тем Вы православного вероисповедания. Как Вы пришли в православие?



Вы член Союза художников России по секции иконописи. Почему Вы решили стать иконописцем, был ли какой-то внутренний посыл? Почему иконопись?

Альфия Мещерова

Мне была интересна икона. В конце 1980-х, начале 1990-х в Русском музее проходила выставка художников начала ХХ века и русской иконы из собрания Н.П.Кондакова. Иконы меня потрясли. Для меня вдруг открылся совершенно удивительный, прекрасный мир, «райский сад». Я на эту выставку как на работу  ходила, едва появлялось свободное время, я бежала туда. Но никогда у меня не возникало ни одной мысли о том, чтобы самой заняться писанием икон. Я крестилась в 1991 году, но постепенно мой энтузиазм угас, я почти перестала ходить в храм. Понимания о том, что такое церковь, христианская жизнь не было. Тогда церковных книг в свободной продаже, было мало. Даже Евангелие я получила от протестантов. В 1993 году в моей жизни произошел творческий кризис: я перестала писать. Из-за часто повторяющихся астматических приступов, мне всё труднее становилось дышать, начался затяжной астматический статус, аллергия на все виды красок, на растворители и на мел. В этом состоянии я провела  почти год. На эту же пору пришлись проблемы в личной жизни. Наконец, я поняла, что все мои неприятности – результат моей предыдущей жизни. Я всегда знала, что существует причинно-следственная связь между нашими действиями и последующими событиями. Но в тот момент это знание стало не абстрактным, пришло раскаяние. Нужно было что-то менять. Когда приятельница позвонила с предложением поехать в Дивеево, я согласилась не раздумывая. Мне было необходимо очищение. Я понятия не имела, что такое монастырь и паломническая поездка. Дивеево мне представлялось какой-то таежной глухоманью. Хозяйка, у которой мы остановились и с которой успели подружиться, попросила написать для неё икону Ксении Блаженной. Батюшка в храме объяснил мне, что для писания икон нужно благословение и посоветовал обратиться к духовнику, но духовника-то у меня ещё не было. Накануне в молитве я просила преподобного Серафима Саровского помочь мне определиться с работой. Я не понимала, чем заниматься дальше. Кому нужны художники в разрушающейся стране? И вот стою я растерянная в храме и вдруг вижу, навстречу мне идёт отец Владимир Шикин, светится, как солнышко, искрит радостью и спрашивает: «В чём дело?» Я объяснила. Немного задумавшись, он поинтересовался моим образованием, и ответил, что благословляет не писать, а учиться иконописанию. И отправил меня в Тверь, к мастеру иконописи Андрею Запрудному. На моё бормотание про родителей-мусульман махнул рукой, сказав: «Господь управит».

Татьяна Чикина

Меняется ли мироощущение по мере работы над иконой?

Аьфия Мещерова

Да. Вообще, мироощущение любого христианина по мере воцерковления меняется довольно сильно, но у иконописца всё происходит гораздо активнее, быстрее, насыщеннее. Говорят же, что искушение у иконописцев сродни с искушением тех, кто служит: священников, монахов. Там, где приходится преодолевать большие препятствия, и обучение происходит быстрее. И так во всём.

Татьяна Чикина

Приходилось ли Вам самой создавать иконографию Святых?

Альфия Мещерова

Иконографию создавать приходилось. Часто заказывают иконы святых, о которых известно только имя. Или иконы новопрославленных святых. Наиболее сложные с точки зрения иконографии иконы, которые я разрабатывала, это икона Новомучеников российских и икона святых Царственных мучеников. Сейчас работаю над очень сложной иконой Всех Святых. Там тоже моя иконография. Когда она будет готова – одному Богу ведомо, на ней более 700 святых. В любом случае, я стараюсь не копировать образцы, а делать рисунок и композицию самостоятельно, конечно, если заказчик не требует точной копии.

Татьяна Чикина

Выше Вы упомянули, что помимо писания икон, Вы занимаетесь и их реставрацией. С какими трудностями Вам приходилось встречаться при реставрации? Какие иконы Вам приходилось реставрировать? Расскажите об этом.

Альфия Мещерова

Трудностей много. Этот труд требует большого терпения, внимания, усидчивости. Чаще всего приносят иконы XIX, начала XX века. Довольно много «подокладниц», «краснушек», литографий, на металле, бумажных икон, их я тоже привожу в порядок. С ними, как правило, никто возиться не хочет, а мне их жалко. Бывают и хорошие, качественно написанные иконы. Несколько раз приносили иконы XVIII века. Но это редкость. Реставрировала Палехские иконы. Довольно часто попадаются иконы из Холуя. Один раз пришлось делать замену доски. Я бы не взялась, но мне сказали, что если я не сделаю, икону сожгут. Пришлось идти на поклон к реставраторам, узнавать технологию переноса изображения на новую доску. Однажды принесли икону редко встречающегося сюжета – Христос, благословляющий детей. Образ был в жутком состоянии. Его купили на барахолке. Кто-то закрасил икону акрилом прямо по непроклеенному, неукрепленному левкасу. Я ее чистила полгода. Под толстым слоем акрила обнаружился  достойно написанный образ в реалистической манере. Совсем недавно  привела в порядок очень красивый образ Богородицы, написанный в стиле модерн, его принесли из Николо-Богоявленского собора. Была расколота доска и сильно осыпался орнамент. Сама икона почти не пострадала. Орнамент я восстановила. Уверена, что любой музей  порадовался  бы такому приобретению. Явно, писал икону очень хороший мастер.

В последнее время очень редко приносят иконы в хорошем или приличном состоянии. Всё чаще – в ужасном состоянии. И, к сожалению,  закрашенные толстым слоем акрила. Это сейчас так «реставрируют» иконы некоторые иконописцы. Почему-то у некоторых моих коллег совершенно нет уважения к чужому труду, к тому, что делали  наши  предки. А ведь уровень мастерства, иной раз, бывает совершенно несопоставимым. Даже простенькие «краснушки-подокладницы» написаны так, как эти горе-мастера еще очень долго не смогут. Однако им хватает наглости закрашивать их своей мазней. Есть еще одна беда. Приносит человек икону и со слезами рассказывает, что иконописец, к которому он обратился за помощью, порекомендовал её сжечь, а это память о родителях. И ведь работы не так много бывает. Осыпалось процентов 20, еще 20% дыбом стоит, но ведь с этим можно работать. Пару лет назад мне рассказали, как в одном псковском храме сожгли большую икону XVI века только потому, что доску сильно «побил» жучок. А само изображение сохранилось хорошо, но на замену доски денег не было, и икону просто сожгли. И это, к сожалению, случай далеко не единичный. В одном из монастырей Тверской епархии разом сожгли несколько десятков икон. Не было денег на их реставрацию. Иконы хранили в сыром помещении, в результате – грибок. Их еще можно было бы спасти, но, решили не возиться. Я когда слышу подобные истории, всё время вспоминаю «Легенду о манкурте» Чингиза Айтматова.

Татьяна Чикина

Да…раб-манкурт Жоламан, убивший свою мать… Поэтому реставрация икон, кроме тяжёлого и кропотливого труда, сохранения богатейшего художественного наследия, в первую очередь, есть сохранение национальной памяти народа. Приходилось ли Вам реставрировать иконы из музеев?

Альфия Мещерова

Нет, я работаю только с иконами из храмов и с иконами, которые люди хранят у себя дома. Меня музейные реставраторы не особо жалуют, ведь церковная реставрация все-таки отличается от музейной. Если утрачен лик, я его допишу, а не сделаю приблизительную тонировку. Для христианина икона, прежде всего образ Божий, а не памятник. А образ Божий должен быть цельным. Конечно, я ничего не переписываю, сохраняю всё, что можно сохранить. Но если осыпался орнамент, я его восстановлю. Если утрачена позолота, я её тоже чаще всего восстанавливаю по просьбе владельцев икон, но стараюсь уговорить  на твореное золото. Подглядела интересный прием у греческих реставраторов, они для восстановления позолоты используют именно твореное золото, которое наносят штрихом.

Татьяна Чикина

Вы родились и выросли в мусульманской семье, где свято чтили вековые традиции предков, между тем Вы православного вероисповедания. Как Вы пришли в православие?

Альфия Мещерова

Мой путь в православие долгий и довольно извилистый. Мои родители и почти все родственники мусульмане. Обе родные бабушки соблюдали посты, молились, читали намаз. Так как мои родители воспитывались в советской системе, то их отношение к религии было сдержанным, мама была парторгом в школе. Папа не читал намаз, но в мечеть ходил. Очень любил читать Библию. В школе нас убеждали, что Бога нет, что все это очень не научно, я довольно долго в это верила, пока не произошел один случай. Несмотря на мое сопротивление, бабушка не оставляла попыток убедить меня, что молиться нужно. Однажды, провожая меня в школу, она опять завела разговор о том, что нужно молиться. Разговор меня немного задержал, я, понимая, что  опаздываю, прочитала короткую молитву и вышла, закрыв за собой дверь. За закрытой дверью раздался грохот. Оказывается, обвалился кусок потолка прямо над дверью. С тех пор моя уверенность в том, что бабушка со своими лекциями о молитве – отсталый и тёмный элемент – несколько поколебалась. Молитвы были на арабском языке, которого она не знала и не могла объяснить, о чем они. А для меня всегда важно было понимание того, что и зачем я делаю. Механическое повторение непонятных слов с молитвой никак не ассоциировалось. В школьные годы вопрос о существовании  Бога  меня не сильно волновал, хотя о смысле жизни задумывалась с детства. Сколько себя помню, всегда пыталась понять, зачем я  живу, для чего? Особенно остро этот вопрос встал передо мной после школы. Сначала я стала читать Маркса и Энгельса, прочитала Коран. Мне чего-то не хватало, но я не понимала чего. Коран описывает некоторые моменты, касающиеся Всевышнего, предлагает свод законов, даёт представление об аскезе, но все это ограничено человеческим восприятием Бога, а самого Бога я там не ощутила. Человек не может самостоятельно выйти за рамки своей человеческой природы и ограниченности. Нужен кто-то, кто выведет за грань. Поиск на свои вопросы продолжился чтением философских трудов В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, В.В.Розанова. В конце 1980-х стала интересоваться буддизмом, интерес к которому плавно перетёк к эзотерической литературе, но там так много тумана, недосказанности, невнятности. Есть обещания открыть некую тайну, но тайна так и не раскрывается, оставаясь бессмысленной заманухой. Особенно этим грешат книги Е.П.Блаватской. Ни логики, ни смысла, ни глубины мысли обнаружить в её трудах мне не удалось. Зато ее книги являлись идеальным снотворным: на третьей странице я засыпала. Кроме того, этот путь враждебен человеку, абсолютно тупиковый и очень опасный. А так как я не только читала эти книги, но и пыталась практиковать, то дело дошло до того, что у меня начались нарушения сна и проблемы с психикой. В это время мне в руки попало Евангелие. Оно меня и спасло, поскольку избавило от страхов и бессонницы, устранив поврежденность души. Евангелие оказалось единственной книгой, где я почувствовала присутствие самого Бога, присутствие Христа. Я ощутила некую бездонность Света, бездонность Благодати, отсутствие конечности, отсутствие рамок, которые есть в других текстах. Здесь не было человеческой ограниченности.

 

Татьяна Чикина

И тогда Вы решили креститься…

Альфия Мещерова

Я долго не могла решиться на крещение. Все-таки перемена веры – это шаг серьезный. Знаний на тот момент почти не было, были мои представления о Христианстве, весьма далекие от реальности. К тому времени я уже прочитала Евангелие и поняла, что именно здесь Истина, здесь я ощутила присутствие Божие, ощутила Его как личность. На службы в храм я ходила, но мне очень хотелось приходить туда полноправно, креститься как все, прикладываться к иконам. Хотелось быть причастным тому, что происходило на службе. Чаще всего я ходила на Смоленку к Ксении Блаженной. Не каждый день, но несколько раз в неделю – точно. Останавливало то, что родители моего шага не примут, что в моём и их понимании – это   предательство веры отцов, предательство семьи. Что делать? Советоваться с людьми было бесполезно: я никому не поверила бы. Мне нужно было узнать волю Божию, поэтому я просила Господа дать мне знак четкий и внятный.

Часовню уже закрыли, поэтому я перешла в  храм. До службы оставалось часа два. В храме никого не было. Я стояла в приделе Ксении, прислонившись к колонне, и вдруг пространство вокруг меня резко изменилось. Не знаю, как это описать. В этом пространстве не было никаких строений. Ни пола, ни потолка – ничего. Оно было огромным и в то же время не пустым. Вокруг что-то происходило, что-то вращалось, двигалось в этой как бы пустоте, которая пустотой не была. Я долго не понимала, почему пространство было тёмным, это был такой синий, который переходит в чёрное. И только потом у Дионисия Ареопагита прочитала, что человек не может в полноте воспринимать Божественный нетварный свет и видит его как божественный мрак. Это цвет тайны, чего-то непостижимого. В данном случае, чёрный – это тот же чёрный, что и на мандорлах новгородской иконы "Сошествие во ад". Учитывая мое тогдашнее греховное состояние, это самое подходящее объяснение. Золото нетварного света я воспринять не могла,
поэтому этот мрак вокруг меня воспринимался как нечто очень тёплое, доброе. И в то же время – огромное, непонятное, глобальное. И те светящиеся, двигающиеся, перетекающие и искрящиеся сферы, и еще более сложные конструкции воспринимались как миры. Это было невероятно красиво, абсолютно непонятно и, наверное, мои чувства были сродни тому, что чувствует ребёнок в лоне матери. Защищенность и любовь – вот что я чувствовала. И снова пространство вокруг меня изменилось. Теперь я уже не была в бесконечности. Теперь я была в чём-то конечном. Как объяснить иначе – не знаю. Пола и потолка не было по-прежнему, но появилось ощущение некой замкнутости, но замкнутости огромной. Словно из космической бесконечности попадаешь в какой-то мир. И цвет изменился вокруг. Я ничего уже не видела, кроме красивой дымки. Что-то зеленовато-голубоватое вроде бы, но утверждать не берусь – не помню. Из этой дымки ко мне протянулась рука совершенной формы. Я просто задохнулась от этого совершенства. И в руке был крестик на цепочке. Крестик слегка покачивался. Я протянула свою руку ладошкой вверх и на неё положили этот крестик. В ту же минуту я очнулась. На следующий день я пришла креститься. Это было Вербное Воскресение.

 

Татьяна Чикина

Господь милостив…

Альфия Мещерова

Тогда я не осознавала, но сейчас понимаю, что буквально требовала чуда, и Господь это чудо мне явил, видимо, потому что у меня была острая нужда в этом. Я и сейчас не вижу другого пути для разрешения моих сомнений в ту пору моей жизни. Встав на путь православия и новой для себя профессии, я всегда чувствовала помощь Божию и Его промысел обо мне.

Татьяна Чикина


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь