Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. Глава 15. 1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. 3 И первосвященники обвиняли Его во многом. 4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. 6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что' он всегда делал для них. 9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его. 14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию[119], и собрали весь полк, 17и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. 21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что' значит: Лобное место. 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что' взять. 25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. 33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои'! Элои'! ламма' савахфани'? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух. 38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та'к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. 40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. 42 И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- 43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и Просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. Глава 16. 1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. 12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что' смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь . Если не считать отсутствия кафизм и наличия данного Евангельского чтения на 3 часе, последование часов было обычным (включая и пение заповедей блаженства на изобразительных[120]). Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 29): 1Горе Ариилу[121], Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложи́те год к году; пусть заколают жертвы. 2Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. 3Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. 4И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя. 5Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. 6Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. 7И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. 8И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. 9Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина,- шатаются, но не от сикеры; 10ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. 11И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". 12И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать". 13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. 15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" 16Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"? 17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? 18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. 19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, 21которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого. 22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. 24Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. Знаменитая глава, некоторые части из которой цитирует апостол Павел, другие – сам Христос, обличая иудейских вождей, воздвигших тьмы разных правил и повелений, ставших выше самой духовной жизни.… Как видно, еще в Ветхом Завете этот формализм иудеев стал проблемой – люди акцентировали внимание на исполнении внешних обрядов и правил, подчас к ним изобретая и свои правила, а духовную основу всех правил и заповедей просто выбрасывая. Как видно из текста, проблема, как и во времена Христа, состоит в верхушке иудеев, сосредоточенной на внешнем благочестии, видя в ней всю основу праведности. Считая же себя праведными и упиваясь своей мнимой праведностью, они вовсе не уделяли внимание своей духовной жизни, полагая, что в очищении они не нуждаются. Как видно, эта проблема существовала всегда. Соблюдать внешние правила, даже самые строгие, всегда легче, чем возделывать поле своей души, заботиться об очищении души от страстей, потому соблазн уклониться в фарисейство был велик в древние времена. Велик он и сегодня, потому так часто обличение этого фарисейского греха встречается в Евангелии. И вот, об этом же нам говорит и ветхозаветная книга… В сам день после изобразительных совершается поклонене Кресту, после чего он уносится в алтарь. На сей раз сперва совершалось поклонение Кресту (песнь поклонения пел хор), а затем, после каждения (под пение тропаря Кресту) Крест был унесен в алтарь…. После этого началась Литургия Преждеосвященных Даров. Проходила она обычным образом. При пении «Гсподи воззвах…» 140 и 141 псалмы, раньше неукоснительно читаемые перед пением стихир, были опущены. Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 12): 1На всей земле был один язык и одно наречие. 2Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. 9Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. 10Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа; 11по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 12Арфаксад жил тридцать пять [135] лет и родил [Каинана. По рождении Каинана Арфаксад жил триста тридцать лет и родил сынов и дочерей и умер. Каинан жил сто тридцать лет, и родил] Салу. 13По рождении Салы Арфаксад [Каинан] жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер]. 14Сала жил тридцать [130] лет и родил Евера. 15По рождении Евера Сала жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер]. 16Евер жил тридцать четыре [134] года и родил Фалека. 17По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать [370] лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 18Фалек жил тридцать [130] лет и родил Рагава. 19По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 20Рагав жил тридцать два [132] года и родил Серуха. 21По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 22Серух жил тридцать [130] лет и родил Нахора. 23По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 24Нахор жил двадцать девять [79] лет и родил Фарру. 25По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать [129] лет и родил сынов и дочерей [и умер]. 26Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. 27Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. 29Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. 30И Сара была неплодна и бездетна. 31И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского[122], чтобы идти в землю Ханаанскую[123]; но, дойдя до Харрана[124], они остановились там. 32И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране. Глава 12. 1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема[125], до дубравы Море́ [126] . В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. 8Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля[127]; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]. 9И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. 10И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. 11Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; 12и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; 13скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. 14И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; 15увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. 16И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. 17Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. 18И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. 20И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. Мало-помалу мы дошли до Авраама. Со временем, как мы видим, сроки жизни людей сокращаются, а человек слабеет, так что все меньший промежуток времени требуется, чтобы тело человека пришло в негодность. Некоторые из патриархов и праотцев становятся отцами в сто с лишним лет, а Авраам, как мы увидим далее, в сто лет – уже дряхлый старик, а Сарра уже не может стать матерью и понадобилось чудо Божие, чтобы Авраам в сто лет стал отцом Исаака. Так грех изменил человека его тело все становится все более немощным и если патриархи и праотцы спокойно женятся на сестрах и имеют от них детей, то для их детей это уже чревато большими проблемами, а позднее Моисей и вовсе запретит это, как мерзость, как верх разврата (что в самом деле так, хоть это также и ограждение соплеменников от вырождения, весьма вероятное, если бы древняя традиция сохранялась). Впрочем, жена Авраама, которому уже 79, еще красива, так что фараон позарился на нее, а ведь она была всего на 10 лет моложе мужа….. Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 14): 15Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. 16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. 17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. 18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. 19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника. 20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. 21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. 22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих. 23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. 26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Глупость и разум. Здесь содержатся призывы к рассудительности. И здесь же содержатся обетования о том, что «преклонятся злые пред добрыми и нечестивые у ворот праведника». На деле же это будет только после смерти, когда душа получит воздаяние за то, что сделала при жизни, а более всего – в день Последнего Суда. Но, разумеется, Ветхий Завет не мог предложить этого воздаяния за гробом, а потому и обещал благополучие земное, что на деле далеко не всегда является спутником благочестивой жизни, поскольку большая часть чтимых ныне в лике святых пребывали в бедности, подчас терпя нужду, тогда как богатые нечестивцы часто притесняли их…. По окончании службы о.Димитрий поздравил всех, кто в этот день причащался Святых Христовых Таин, после чего говорил на тему читаемого на часах Евангелия, акцентировав внимание на эпизоде, когда Пилат желает освободить Христа, но озверевшие иудеи требуют Его казни. Мы сами часто любим осуждать наших ближних, подобно этим людям, а в более широком смысле – распинаем Христа, когда согрешаем, когда угождаем нашим страстям. Мы можем посещать храм, молиться, но выйдя из храма, мы забываем о Боге. Тут можно вспомнить Евангельский эпизод с исцелением гадаринского бесноватого. Когда Господь исцеляет его, при этом бесы входят в пасущихся у Генисаретского озера свиней, которые пускаются в озеро и тонут, и погибает их около 2 тысяч, то прибежавшие люди требуют Христа удалиться от них. Кто-то может подумать, что они обижены на Христа из-за свиней. Но если подумать глубже, то они отлично поняли, что перед ними – Обетованный Мессия. Иные считают, что гадаринцы были язычниками, не познавшими Бога. Но на деле они были отлично знакомы с Писанием и поняли, КТО перед ними. И также они поняли, что когда Он придет к ним, то их жизнь кардинально изменится. А менять ее им не хотелось. Они знали, что Он будет учить их жизнь в согласии с волей Божией и уклоняться от греха, а они меж тем, привыкли жить в грехе. Потому, не желая менять привычку ко греху, они прогнали от себя Христа. Также и мы часто, выходя из храма, часто прогоняем от себя Христа, дескать, дай нам пожить, как мы хотим. Потом мы молимся, каемся, но едва выйдя за угол, снова отсылаем Бога от себя, принимаясь за старую жизнь в грехе. Итак, да не будем распинателями Христа, не будем распинать Его грехами своими, а также не будем прогонять Его от себя… Напоследок о.Димитрий напомнил всем, что завтра – Родительская суббота, а вечером накануне, возможно, будет служить правящий архиерей. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы