Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Агафон Египетский
День памяти: 2 / 15 Марта
Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого (память 19 января / 1 февраля), подвизался в Скитской пустыне[105] в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед собой грешного раба Божия", - ответил преподобный. "Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", - продолжали иноки. "Совершенная правда", - согласился святой. - "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других". "И это правда", - подтвердил святой Агафон. "Сверх того говорят, что ты еретик?" - не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: "Напрасно, я не еретик". Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией". На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя". Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. "Неужели и ты, отче, боишься суда?" - спросили его. "Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?" - "Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?" - спросили иноки. - "Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу. О дне сем. Разумеется, в расписании нашего собора – обычная великопостная служба четверга, однако же, праздник Державной иконы Божией Матери столь знаменательный для нашего времени, что праздничные чтения нельзя не привести вместе с рядовыми великопостными. Итак, Евангелие на утрене (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Традиционное для Богородичных праздников чтение на утрене. Праведная Елисавета первая исповедает Пречистую Деву Мариам, как Матерь Божию…. Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 28): 1Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! 2Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. 3Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. 4И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. 5В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, 6и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. 7Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. 8Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места. - 9А говорят: "кого хочет он учить ве́дению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". 11За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. 12Им говорили: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот - успокоение". Но они не хотели слушать. 13И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного,- так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. 14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. 15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя". 16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. 17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. 18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. 19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас. 20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. 21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской[106], чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие. 22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. 23Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. 24Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? 25Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. 26И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. 27Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин - палкою. 28Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. 29И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его! Обличение пророком богоотступничества соплеменников, и одновременно, слова о Новом Завете. Чего стоят только слова о «краеугольном камне, верующий в КОТОРЫЙ не постыдится». Речь, конечно, о Христе. Но тут же речь идет о последних временах мира сего, ибо говоря о воздаянии хулящим Бога, пророка говорит об «истреблении ВСЕЙ ЗЕМЛИ». То есть, речь идет не столько о бедствиях, которые ожидали евреев за их неверность Богу, вскоре после этого пророчества, сколько о последнем воздаянии всем людям, и о горестной участи грешников, не примирившихся с Богом, но оставшихся в своем грехе. Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 10 и 11): 1Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. 2Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 3Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 4Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 5От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. 6Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 7Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах 12и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. 13От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. 15От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, 16Иевусей, Аморрей, Гергесей, 17Евей, Аркей, Синей, 18Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, 19и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. 21Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. 22Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. 23Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. 24Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера. 25У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан. 26Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, 27Гадорама, Узала, Диклу, 28Овала, Авимаила, Шеву, 29Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. 30Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. 31Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. 32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. Глава 11. 1 На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола[107] вместо извести. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. О строительстве Вавилонской башни («Вавилонское столпотворение[108]»). Сегодня «Вавилонской башней» именуют одну из вавилонских религиозных построек – башен, именуемых зиккуратами, называемой Этеменанки. Этим светские ученые в очередной раз пытаются представить Библию, как сборник мифов, дескать, строящуюся башню евреи, оказавшиеся в городе во время вавилонского плена, приняли за разрушенную. Однако не стоит поддаваться на провокации безбожников, тем более, что они очень легко выдают желаемое за действительное. Нас же интересует текст. Люди из тщеславия решили построить башню, чтобы достичь небес и прославиться. Но Бог низверг их тщеславие, смешав их языки. Следы этого встречаются и сегодня и доныне языки меняются и дробятся, разделяясь на новые и некогда единые народы распадаются. Это – следы греха предков. Так, Бог противится гордым. Не произойди это, они, вероятно, не достигли бы неба (вряд ли бы им это позволили технологии)…. Башня, вероятнее всего, обрушилась бы, что могло бы послужить им вразумлением. Однако, будучи единым народом с единым языком, они могли бы пуститься в какое-нибудь иное безумное предприятие. Бог взирает не на внешность, а на состояние ума, потому и действует именно так, а не иначе… Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 13 и 14): 20Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. 21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. 22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. 23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. 24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. 25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. 26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. Глава 14. 1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. 2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. 3 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. 4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. 5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. 6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Возможно, именно от чтения книг Соломона у иудеев сложилось представление о богатстве, как признаке праведности. Мы знаем, что это не так, ибо из истории нам известно множество праведных, терпящих нужду – и богатых нечестивцев, притесняющих их. Но Ветхий Завет в обмен на соблюдение заповедей не мог предложить человеку ничего, кроме благополучия земного, потому благополучие земное в обмен на благочестивую жизнь обещают многие книги Ветхого Завета. Но во Христе нам дано иное благополучие и иное Царство и от представления о богатстве, как признаке праведности, отказались. Напротив, богатство – крест, для многих ставший неподъемным и явившийся препятствием ко входу в Царство Божие. Но каждый понесет тот Крест, который ему дан, но не более. Богатство же человек, желающий жить благочестиво, собирает не на земле, но на небе (в этом смысле нам и подобает понимать все эти слова о богатстве, которое получает праведный). Ветхий Завет, как я уже писал, не мог предложить человеку этого, почему и пишет о богатстве земном… И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Апостол пишет о братолюбии, приводя в пример Христа, который ради спасения грешных людей стал человеком и принял смерть, дабы спасти людей. Именно к такой готовности истощать себя ради пользы ближнего и призывает нас апостол. По сути своей, это и есть любовь. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Говорит Господь. В любви и в заботе о ближнем мы призываемся подражать Богу, всегда заботящемуся о спасении каждого из нас. Увы, мы далеки от этого и преисполнены всякой злобы. Однако именно поэтому данный текст нам и читается. Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Глава 11. 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. 14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого. 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Традиционное для Богородичных праздников чтение о Марфе и Марии. Марфа и Мария. Это те самые две сестры, чей брат – Лазарь, был позже воскрешен. Одна из них с большим усердием готовит трапезу, суетясь и хлопоча, пока Господь проповедует. Возможно, она так увлечена хлопотами, что вовсе не слышит того, что Господь говорит. Зато она хорошо видит, что ее сестра, со вниманием слушающая Христа, не помогает ей. Но Господь укоряет ее за эту суету. во многом лишнюю. Так часто бывает, что человек всецело погружается в свои дела, носясь от суеты к суете, от хлопоты к хлопотам, пока не падает с ног глубокой ночью, при этом не давая себе времени ни на молитву, ни на всякое духовное размышление, ни на чтение, потом оправдываясь нехваткой времени. Но разбери внимательно все эти дела, в которые человек погружается с головой, и 90% из них окажутся пустыми, не имеющими необходимости. Ленивого человека дух злобы побеждает его леностью, а трудолюбивого он носит, как ветром от суеты к суете, не давая ему опомниться и вспомнить о Боге. А Мария, которая, как кажется, бездельничает, на самом деле со вниманием слушает Христа, стараясь не пропустить Его слов, дабы, возможно, воплощать это в своей жизни. Почему это писание читается в Богородичные праздники? Потому что, как считается, Матерь Божия в своей жизни соблюдала равновесие между трудом, молитвой и всяким духовным чтением и размышлением. А этого равновесия не хватает всем нам… Пятница 16 марта. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы