Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Божественная литургия в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской



Воскресенье, Марта 25 2018
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6363-bozhestvennaya-liturgiya-v-nedelyu-5-yu-velikogo-posta-prepodobnoj-marii-egipetskoj

25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, глава Новороссийской епархии совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы.

Владыке сослужили: благочинный Анапского округа протоиерей Виктор Полянкин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского протоиерей Александр Карпенко, архимандрит Силуан (Бурдин), протодиакон Евгений Габов, диаконы Илья Карпенко и Александр Лысенко.       

По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка Феогност обратился к молящимся со святительским словом.

Вечерня с чином Пассии.

Вечером я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена последняя в этом году Пассия. Службу и чин Пассии совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. Как и обычно, на середину храма выдвинуто распятие, обычно стоящее в северной части храма. Начинается вечерня, как обычная вседневная. В отличие от службы субботы и воскресного дня, ее песнопения уже посвящены исключительно теме покаяния. Совершается вход, после которого возглашается Великий прокимен. На сей раз это был прокимен «Дал еси достояние боящихся Тебе[469]…». На сей раз диакон его не воспевал, но просто возглашал, а уже хор пел его, стараясь так, как только можно. В целом, вечерня служилась так же, как и все предыдущие: торжественно – до входа, а после прокимна уже по-великопостному. Стихиры в конце вечерни также были сокращены – после двух первых пелась стихира Великой пятницы «Тебе одеющуся светом, яко ризою[470]….». Священник с Евангелием выходит в центр храма. Непосредственно перед чтением Евангелия, как и в прошлый раз, возглашался прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребия….». Читалось Евангелие от Иоанна: 1Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.

3 Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?

5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

6 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.

8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, 9да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.

11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

12 Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, 13и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.

14 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.

16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.

17 Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.

18 Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.

19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.

20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?

24 Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

25 Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.

26 Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?

27 Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию[471], чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого,- 32да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Глава 19.

1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, 3и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо'стротон[472], а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.

23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же'но! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

38 После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Евангелие уносится в алтарь, а хор снова вместо традиционной стихиры Великой пятницы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго[473]…», всегда исполняемой на чине Пассии, пел «Днесь висит на древе[474]….». После этого, уже традиционно – чтения «Ныне отпущаеши…» и Трисвятого по «Отче наш…». Хор уже традиционно поет тропари с земными поклонами[475]. И вот, служба заканчивается. По окончании службы о.Евгений говорил на тему читаемого Евангелия. Вот, и прошла последняя в этом году Пассия. Читался отрывок из Евангелия от Иоанна – самый короткий из всех читаемых, однако, в нем есть многое, чего нет в других Евангелиях. Так, например, в этом Евангелии есть эпизод с беседой Христа с Пилатом, когда на вопрос о царстве Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда», а затем говорит об истине. Апостол Иоанн приводит все это, так как он видел и слышал все это сам, ибо, в отличие от прочих, не оставил Учителя, но следовал за Ним постоянно. Он даже привел с собой Петра, но тот, когда его спросили – не ученик ли он Иисуса, по малодушию отрекся и убежал, оплакивая свое малодушие. Но для римлянина истина была в силе, а потому Пилат не воспринимает эти слова всерьез, ведь он уже убедился, что за Христом нет никакой организации, никаких группировок. Он убедился, что Христос не представляет никакой опасности, а раз у Него нет никакой силы, то и об истине говорить не приходится. Но Господь и говорит ему о том, что Царство Его не от мира сего, то есть, Он не земной царь. Будь за ним какая-то организация, то Его последователи бы боролись за Него, а может, даже отбили Его у иудеев. Однако ничего этого не происходит – апостолы испугались (лишь Петр пытается оказывать сопротивление, но Господь сам останавливает его) и разбежались. а Петр позже даже отречется от Него. Истиной же этой является открытое в Евангелии слово о спасении, то самое, о котором пишется в начале Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и было у Бога и слово было Бог….». Но Пилат, да и язычники этого не поняли, а для иудеев слова Христа были неприемлемы. Об этом позднее напишет апостол Павле: «… слово о Кресте для погибающих – юродство, а нам спасаемым, сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие….». Слово Христа не приняли язычники. Не приняли его и иудеи, ибо оно не совпадало с тем, как истину понимали они. Господь обличал их в лицемерии, неверии Богу, притом, открывая их беззакония пред всеми. Потому слово Христа для них было неприемлемо. Господь был для них опасен, ведь он рушил весь их мир. Именно поэтому они предали Его Пилату. Но Христа принял простой народ, желающий жить по Закону Божию, по совести, даже и многие язычники, искренне стремящиеся к добродетельной жизни. Потому и слово самого Христа, да и позднее апостолов, обратило к Богу многих. В последующие 30 лет после Пятидесятницы апостолы прошли с проповедью по многим городам Римской империи, основав Поместные Церкви, прежде чем на них обрушились гонения. А потом их стали гнать. Самих апостолов почти всех перебили, как казнили и многих епископов, поставленных ими. Наступило время страшных гонений, когда за одну веру во Христа людей арестовывали, сажали в тюрьмы, пытали, вскармливали зверям на аренах цирков и амфитеатров, наконец, предавали смерти. Но вместо убитых Слово Божие приводило к лоно Церкви многих других. Но что же обращало столько людей к Богу, что же заставляло их слушать апостолов, что заставляло гореть сердца людей? Ведь апостолы были, по преимуществу, простыми людьми, не владеющими навыками ораторского искусства. Проповедь их была проста, притом, у них тогда еще не было никаких Писаний – Евангелия и послания будут написаны значительно позже – уже по ходу их проповеди. Однако их укрепляла сама ИСТИНА, которая есть сам Христос, притом, они говорили о том, что сами видели и слышали. И слыша их простую и бесхитростную проповедь, люди обращались ко Христу тысячами. С этой проповедью они прошли всю территорию тогдашней Римской империи: Палестину, Афину (как это делал апостол Павел), Троаду. Сначала они проповедовали в иудейских синагогах, но их оттуда гнали, избивали, побивали камнями. Но Слово Божие распространялось. Именно это и является истинным свидетельство Богооткровенности христианства, что не имеет ничего общего с религиями, сочиненными людьми, многие из которых просто берут и перерабатывают элементы вероучений у кого-то еще, используя это в своих целях. И поэтому мир не принимает веру Христову. Итак, истина – есть сам Господь Иисус Христос, который не был случайно схвачен, но сам предал Себя на распятие, а затем воскрес из мертвых, тем совершив спасение человека. Если из Евангелия убрать главы о воскресении Христа, то получается, что книга это – мрачнейшая из всех написанных людьми, ибо начинается все хорошо – с пророчеств, с выхода Христа на проповедь, включает в себя блестящие слова Христа, нагорную проповедь, чудеса, а заканчивается преданием Христа на распятие, пытками и смертью. Тогда все повествование получается бессмысленным. Но Господь, приняв на Кресте смерть, как и все люди Ветхого Завета, снизошел в ад. И тогда оказалось, что в область смерти вошла ЖИЗНЬ. И Господь вывел из ада всех его узников, уверовавших в грядщего Христа, живших по Закону Божию. И затем Христос воскрес, победив смерть, и уврачевав в самом Себе повреждение человеческой природы. И жертвой Крестной Он даровал человеку спасение….

В конце о.Евгений напомнил всем расписание служб, снова особо остановившись на грядщем во вторник дне тезоименитства правящего архиерея.


[1] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник. Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[2] Гельсингфорс – так в Российской империи именовалась столица Финляндии, нынешний Хельсинки. Название является искажением шведского названия города – Хельсингфорс.

[3] Пощуповский Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Церкви и возрожден.

[4] Дом милосердия.

[5] Га́за (араб. غزة‎, ивр. ‏עזה‏‎) — крупнейший по населению город в провинции Газа Палестинской национальной администрации, де-факто находящейся под управлением террористической организации Хамас. Основан в глубокой древности (около 3000 года до.н.э), один из древнейших городов мира[1]. Один из городов Филистимского пятиградия. Упоминается в Библии 22 раза.

[6] Известный и ныне город-порт на северо-востоке Греции, у нас в России именуемый «Салоники», хоть греки именуют его так, как в древности….

[7] Нитрия – местность на севере Египта, на северо-востоке Ливийской пустыни, к западу от дельты Нила. Вопреки приведенному выше тексту является впадиной, известной ныне под арабским названием Вади Натрун. Известна, как место расположения многих древних монастырей.

[8] Неясно, о какой Кесарии идет речь. В Палестине существовали города Кесария Палестинская, располагавшаяся ближе к северо-западу нынешнего Израиля, у Средиземноморского побережья, а также Кесария Филиппова, располагавшаяся у самых границ с нынешним Ливаном….

[9] Диосполис, он же Лидда, он же Георгиополь, ныне Лод (ивр. ‏לוֹד‏‎‎‎, араб. 'اَلْلُدّْ‎‎) — древний город в Израиле, расположенный в 20 км юго-восточнее Тель-Авива. В память о погребении здесь великомученика и Победоносца Георгия город до арабского названия носил греческое название Георгиополь. Ныне это центр национальной аэрокосмической индустрии; рядом расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона.

[10] Череповский Воскресенский монастырь — мужской монастырь, существовавший у слияния рек Ягорбы и Шексны в XIV—XVIII веках. Из монастырского посада в XVIII веке возник город Череповец.

Основатели монастыря — иноки Феодосий и Афанасий — были учениками Сергия Радонежского. Воскресным светлым днем по реке Шексне в Белоозеро плыл московский купец с товаром. Неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель. Пораженный таким явлением купец стал горячо молиться. И вот его глазам предстало удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы, по долине Ягорбы, исходили лучи света, которые, казалось бы, указывали направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебрянная лента Шексны. Купец отметил это удивительное место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Эту часовню он украсил иконой Воскресения Христова. Далее, согласно преданию, к часовне пришли два инока - Феодосий и Афанасий, и основали на том месте монастырь, в обители были построены два храма - Воскресения Христова и Святой Троицы. В XVII веке к монастырю были приписаны Сохотский Преображенский монастырь (с 1622), Ирапская и Шалочская пустыни. В Смутное время монастырь сильно пострадал. В 1764 году монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 году - в городской собор. Собор действовал до XX века. В 1920 – 1930 годы он был захвачен обновленцами. В 1931 году закрыт. Во время Великой Отечественной войны в Воскресенском соборе находилась мастерская по ремонту авиационных двигателей. Сразу после войны храм был возвращён верующим. Ныне действует, как Череповецкое архиерейское подворье.

[11] Софийский Рыбинский женский монастырь основан в 1860 году на берегу реки Коровки усилиями преподобного Адриана Югского (7 / 20 августа), создавшего здесь женскую общину. Место для нее подобрал старец иерей Петр Томаницкий. Храмы и кельи были построены в конце XIX века. В период расцвета в обители проживало около 200 монахинь, было училище для сирот-воспитанниц. До революции в обители успели построить два каменных храма: соборный Софийский и теплый в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В их освящении принял участие известный Рыбинский протоиерей Родион Путятин. 28 ноября 1923 года обитель была закрыта, монахини разогнаны. В 1934 году монастырские территории заняли под тюрьму НКВД. До недавнего времени в здании монастыря располагалась колония строгого режима. Сейчас большую часть строений занимает СИЗО № 2 УИН по Ярославской области.

В 2009 году местные жители и духовенство начали расчистку чудовищных завалов, образовавшиеся на территории монастыря за советские годы. В единственном не занятом следственным изолятором здании теперь освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена».

[12] Дифтерия (греч. διφθέρα — кожа), устар. дифтерит — инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Corynebacterium diphtheriae (бацилла Лёффлера, дифтерийная палочка). Чаще всего поражает ротоглотку, но нередко затрагивает гортань, бронхи, кожу и другие органы. Инфекция передаётся воздушно-капельным путём. Возможен контактно-бытовой путь передачи, особенно в жарких странах, где часты кожные формы дифтерии. Тяжесть болезни обусловлена крайне ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Встречаются и доброкачественные формы, например дифтерия носа, которая протекает без выраженной интоксикации.

Если дифтерия поражает ротоглотку, то помимо тяжёлой интоксикации, возможно развитие крупа — закупорки дыхательных путей дифтерийной плёнкой и отёком, особенно у детей.

Для лечения используется противодифтерийная сыворотка (антитоксин), антибиотики малоэффективны.

[13] Женский монастырь святого равноапостольного князя Владимира в Филимонках. В 1861 году при усадьбе князей Святополк-Четвертинских в Подмосковье был сооружен кладбищенский (нижний престол в честь преподобного Сергия Радонежского, а верхний – Свято-Троицкий). В 1888 году здесь была учреждена монашеская община, преобразованная в 1891 году в монастырь. Монастырь был закрыт в 20 годы. В 50 годы здесь был размещен психоневрологический интернат. В 1994 г. Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в с. Филимонки возвращён верующим.

[14] Свято-Тро́ицкий Па́вло-Обно́рский монасты́рь — православный мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Юношеском Гря́зовецкого района Вологодской области.

Основан в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского.

[15] Архив свящ. Феодора Кривоноса, Летопись церкви Святого великомученика Георгия Победоносца с. Прилепы Минского уезда. Сноска по "Наши святые. Священномученик Иоанн Пашин", Гродненские епархиальные ведомости, март 2005, http://www.orthos.org/grodno/gev/march2005/our_saints.htm

[16] МИНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ – основан в 1870 году монахами Слуцкого Свято-Троицкого монастыря на месте католического женского монастыря, построенного в 1633 – 1642 годы. По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космо-Дамиановский монастырь, в начале XVII века обращённый в униатский. В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Основанный в 1870 году монастырь просуществовал до 1922 года. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии. В этом качестве храм пребывает и ныне.

[17] Под Западным краем принято было понимать бывшие земли Речи Посполитой, вошедшие в состав России в 1772 – 1807 годы. Земли эти включали земли нынешней Беларуси, Левобережной Украины (кроме Галичины и Закарпатья), а также Литвы и западной части Латвии.

[18] Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[19] Слава: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь