Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Меланхолия. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1514 г.



В 1520—1521 гг. Дюрер с семейством путешествовал по рейнским землям и Нидерландам, был принят императором Карлом V в Ахене, по­сетил Антверпен, Брюссель, Брюгге и Гент. Местные художники повсю­ду принимали его с почётом, вели­чая «князем живописцев».

Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к из­мерению» и «Четыре книги о про­порциях». Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. Одна из немногих живописных работ тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526 г.), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и еванге­листа Марка. Могучие фигуры свя­тых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занаве­са. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высо­кий лоб Петра и вдохновенно горя­щие глаза Марка. Картины сопро­вождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл кото­рых - предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остере­гаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений». Альбрехт Дюрер умер в Нюрн­берге в 1528 г. на пятьдесят вось­мом году жизни. После пего оста­лось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр.

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической цер­ковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер счи­тал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может от­вечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствова­ли выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лу­кас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Люте­ром на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.

Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движе­ние, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее при­вела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство.

Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со сторо­ны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призы­вали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свер­шится Царство Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Пов­станцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драмати­ческие события отразились на судь­бах немецких мастеров первой по­ловины XV столетия.

 

Альбрехт Дюрер.

Четыре апостола.

Г.

Старая пинакотека, Мюнхен.

550

МАТИС НИТХАРДТ

(между 1470 и 1475—1528)

Матис Нитхардт, известный с XVII в. под именем Грюневальд, родился в Вюрцбурге, в земле Гессен. Совре­менные специалисты доказали, что Грюневальд — прозвище, данное мастеру по недоразумению: знато­ки живописи спутали художника с неким Грюном, копировавшим его произведения.

В 1509—1510 гг. Нитхардт посе­лился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над алтарём церкви монахов-доминиканцев, ос­новную часть которого исполнил Дюрер. В те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца и инженера, получил дворянское звание. В 1526 т. Нитхардт вынужден был оставить двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровителем произошёл из-за событий Кре­стьянской войны, во время которой мастер однажды выразил своё сочув­ствие к повстанцам. Художник воз­вратился во Франкфурт, затем пере­ехал в Галле, где и умер в 1528 г.

Главное произведение М. Нитхардта — Большой алтарь Богоматери, исполненный им в 1512— 1515 гг. для монастыря Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). В годы Французской революции мо­настырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенгейме, как и многие другие монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода ле­чебным центром (Святой Антоний почитался как врачеватель болез­ней). В лечебные процедуры неиз­менно входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось создать алтарь, кото­рый оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и воображе­ние зрителей.

Изенгеймский алтарь представ­ляет собой сложное сооружение, которое состоит из центральной ча­сти — короба с деревянными стату­ями святых Антония, Августина и Иеронима — и двух пар подвижных створок, обе стороны которых рас­писал Нитхардт. Во время повсе­дневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой сцену Распятия. В часы празд­ничной службы открывали первую пару створок, и появлялись кар­тины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со статуями святых и можно было видеть картины с сю­жетами жития Святого Антония. Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства фигур приближается к человеческому росту.

Трагическая сцена Распятия не­правдоподобна, но в то же время очень убедительна. Место казни на фоне ночного беззвёздного неба освещено слабым лунным светом. Первое, что притягивает взгляд зри­теля, — израненный Христос, кото­рый вдвое больше остальных персо­нажей, изображённых на алтаре. Огромная фигура Спасителя, под тяжестью которой прогнулась пере­кладина грубо сколоченного креста, выражает и безмерную тяжесть стра­даний, и величие. Средневековая традиция увеличения размеров осо­бо важных персонажей в реалисти­ческом толковании Нитхардта при­обретает особый смысл: Христос отделён от близких не только тем, что мёртв. Он находится как бы в другом измерении.

Слева от креста — близкие Иису­са: плачет Мария Магдалина, после­довательница Христа, Богоматерь в горестном забытьи упала на руки апостола Иоанна. Эту скорбную группу уравновешивает фигура Иоанна Крестителя, стоящего спра­ва. Его спокойствие не вяжется с общим горем, странно и его при­сутствие здесь — к моменту рас­пятия Христа он был уже казнён. Видимо, Иоанн Креститель также явился из другого мира, он как бы разъясняет смысл происходящего. Рядом с его фигурой надпись: «Его делу суждено расти, моему же уменьшаться». Иоанн, твёрдо стоя­щий на земле, и Иисус, пребываю­щий между землёй и

Матис Нитхардт.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь