Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия. 1510 г. Старая пинакотека, Мюнхен.



Альбрехт Альтдорфер.

Святое семейство. 1510 г.

Государственные музеи, Берлин.

Однако это содержание лишь нижней половины картины. Бурная сцена сражения напоминает разо­рённый муравейник на фоне мор­ского залива, дальних гор и необъ­ятного вечернего неба. Солнце заходит, и всё ярче становится серп луны. Солнце и луна, появившиеся на небосводе одновременно,— древний символ события всемирно­го значения. День и ночь ведут борь­бу не менее драматичную, чем битва греков и персов. Солнце склонилось к горизонту, из последних сил отра­жая натиск полной тьмы, ползущей оттуда, куда бегут побеждённые пер­сы. Победа на небе противопостав­лена победе на земле. Что это? Иро­ническая насмешка над величием Александра или образ вселенского равновесия? Картина Альбрехта Альтдорфера является своеобраз­ным зеркалом реального простран­ства: восток расположен слева, запад, куда заходит солнце и откуда яви­лась армия Александра Македон­ского, — справа. Судьбы людей и стран, свет и тьма, пространство и время причудливо перемешаны в этой загадочной картине.

*Грифон — ми­фическое крылатое существо с головой орла и телом льна.

554

 

Альбрехт Альтдорфер.

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529 г.

Старая пинакотека, Мюнхен.

555

Альтдорфер и сам не способен понять до конца смысл происходя­щего. Ему незнакома отрадная уве­ренность людей Средневековья в безусловной правоте одной из сра­жающихся сторон (той, с кем Бог). Миром его картины управляет не благой Творец, а слепая Судьба — в этом родство творчества Альтдорфера с искусством Нового времени.

 

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ

Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, — это уникаль­ная коллекция живописных полотен, собранных правителями этой земли. Начало почти пятивековой истории пинакотеки {греч. «хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг.) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиден­ции. Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г.

Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекциони­рования живописных произведений. Большинство картин благода­ря заботам владельцев и хранителей пинакотеки дошли до нашего времени. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг.) собирал немец­кую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, кар­тина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г.), ставшая са­мым известным экспонатом пинакотеки. Свою картину Дюрер преподнёс в дар родному Нюрнбергу, но Максимилиан I букваль­но выманил шедевр у жителей этого города. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг.) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Страсть Максимилиана Эммануила к коллекци­онированию привела к тому, что долги правителя достигли громад­ной суммы, которую его наследники выплатили лишь через пять­десят лет после его кончины. Однако именно он во время своего наместничества в Южных Нидерландах приобрёл там у одного ан­тиквара уникальное собрание фламандской живописи XVII в., в том числе полотна Рубенса и ван Дейка. В начале XIX столетия в кол­лекцию вошло множество картин знаменитых живописцев Север­ной Европы — Гольбейна Младшего, Нитхардта, Рембрандта, ма­стеров итальянского Возрождения — Рафаэля, Тициана и др.

Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг.), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. При Людовике I было возве­дено специальное здание для пинакотеки, в котором она разме­шается до сих пор. Строительство, завершённое в 1836 г., осу­ществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения. Восхищённый этой ра­ботой, русский император Николай I обратился к фон Кленце с предложением построить в Петербурге новый Эрмитаж. А здание в Мюнхене объединило под своей крышей все разделы коллекции баварских правителей и было названо Старой пинакотекой в от­личие от Новой, находящейся неподалёку в том же городе.

553

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ

(1472—1553)

Лукас Кранах Старший, а точнее Лу­кас Моллер из Кранаха в Верхней Франконии, с ранней юности стран­ствовал по Германии в поисках при­знания. В 1493 г. он отправился в Святую землю — Палестину — со свитой герцога Саксонии Фридри­ха Мудрого, затем поступил к нему на службу и поселился в Виттенберге. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году по поручению герцога побывал в Ни­дерландах. Он возглавлял худо­жественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти заня­тия с винной и аптечной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, не­однократно избирался бургомист­ром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты (обли­чительные сочинения), неоднократ­но рисовал и писал портреты ос­новоположника и видного деятеля Реформации Мартина Лютера. Пе­реезд герцога Саксонского, попав­шего в опалу императора, из Виттенберга в Веймар в 1550 г. вынудил художника покинуть гостеприим­ный город. Однако в Виттенберге продолжали работать его сыновья; династия художников, основанная Лукасом Кранахом, просущество­вала до XVII в.

Лукас Кранах Старший

Портрет Мартина Лютера.

Уффици, Флоренция.

Лукас Кранах Старший.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь