Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая мысль в России (XIX в.).



В первой половине 1800-хгг. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов особенно занимала идея народности воспитания и образования, имевшая различное толкование.
В первой трети 19 в. оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав (“Конституция” С.П.Трубецкого).
В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества. В подобном духе трактовали судьбы школы и педагогики государственные деятели М.Н.Муравьев, В.Н.Казарин, М.М.Сперанский., И.И.Мартынов, педагоги Н.Ф.Кошанский, В.В.Измайлов, И.Ф.Богданович, А.А.Ширинский-Шихматов, писатели и ученые Н.М.Карамзин, В.В.Жуковский.
В середине 1800- гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания.
Западники представляли разнородное общественное явление, и их и многое объединяло. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, В.Ф.Одоевский, П.Ф.Редкин и др. горячо приветствовали западно-европейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость.
Славянофилы исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания они считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были философ и публицист И.В.Киреевский, поэт А.С.Хомыков, историк С.П.Шевырев.

Во второй половине 1800-х гг. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремления общества к обновлению и реформам.
Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику К ним прежде всего относились Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Дмитрий Иванович Писарев (1841-1868) в статьях “О Журнале для воспитания”, “О Русском педагогическом вестнике”, “Наша университетская наука” и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав.
Писарев склонялся к идеям “свободного воспитания”, считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Он полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
Николай Григорьевич Чернышевский (1828-1889) вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием.
Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Он считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы.
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении “естественных стремлений” человека, которые “могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо”. Исходя из принципа антропологизма (человек - “целое, нераздельное существо”), Добролюбов полагал, что умственное, физическое и нравственное воспитание никоим образом не следует обособлять друг от друга.
Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810-1881). В его педагогическом наследии особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях “Вопросы жизни”, “Быть и казаться”, в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).
Крупнейшим представителем русской педагогики 19 в. был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).
Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Он во взглядах на общественное развитие прошел путь от объективного идеализма (“дух” есть единственный двигатель истории) к признанию человека как движущей силы социальной революции. Провозгласив такой антропологический принцип (“все общественные явления выходят из частных психических явлений”), Ушинский, по сути, был близок французскому Просвещению, выводившему из природы человека все важнейшие социальные явления.
Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой.
В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования.
Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности.
Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку.
Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, “чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями”. Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: “Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек”.
В 1860-х гг. на арену педагогической жизни России выдвинулась группа методистов, которая внесла большой вклад в реформирование процесса обучения в школе (Н,Ф,Бунаков, Н.А.Корф, И.И.Паульсен, В.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов,, О.Ф.Миллер и др.). В целом они руководствовались указаниями А.Дистервега, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова.
Среди тех, кто во второй половине 19 в. занимался вопросами образования и воспитания подрастающего поколения, особая роль принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910).
Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея “свободного воспитания”. Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале “Ясная поляна”. Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания.
Но толстовское понимание “свободного воспитания” существенно отличается от руссоистского. Русский мыслитель видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив, - в условиях общественной свободной жизни. Именно так он попытался организовать деятельность школы в Ясной поляне.





























Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь