Развитие педагогических взглядов в Европе (XVI-X1X).
Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в период с 14 по 17 вв., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.
В преддверии Нового времени (17 - начало 18 в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским.
17 столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.
Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф.Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.
Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.
Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). Он считал, что в процессе воспитания необходимо одолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Его можно по праву назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика. В трактате “Великая дидактика” рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. “Великая дидактика” - своеобразный сплав педагогических идей того времени. В 1641-1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф.Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.
Я.А.Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф.Рабле и М.Монтеня. У Коменского человек предстает как “микрокосм”. Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с изменениями в природе. Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А.Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования).
Педагогическая мысль эпохи Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в 17 - 18 вв.
Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж.Мильтоном (1608-1674), У.Петти (1623-1687), Дж.Локком (1632-1704), Т.Пейном (1737-1809), Дж.Пристли (1733-1804) и др. Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования.
Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул Томас Пейн в работе “Права человека”.
Дж.Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.
Группа немецкий педагогов во главе с Иоганом Готлибом Фихте (1762-1814), вдохновленная идеями Просвещения выступила с рядом проектов, которые могли, по их убеждения, способствовать объединению и демократическому обновлению Германии.
Основатель педагогического течения филантропинизма Иоганн Бернгард Базедов исходил из того, что изменения в обществе тесно связаны с переменами в школьном деле.
Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Предшественниками этого движения во французской педагогике были прежде всего Ф.Фенелон (1651-1715) и Ш.Роллен (1661-1741).
Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Ее начало связано с публикацией “Духа законов” Щарля луи Монтескье (1689-1755). Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.
Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе. Вот почему, например, Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что если предоставить сыну расти так, “как растет трава”, то, “когда этот маленький дикарь вырастет..., к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины”.
Если Дидро, размышляя о воспитании и образовании, рассматривал их как равнодействующую силу между индивидуальным и социальным, то несколько иначе видел проблему общественных и природных факторов в воспитании Клод Анри Гельвеций (1705-1771).
Франсуа Вольтер (1694-1778) писал, что человек “всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления”.
Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование, объявляя его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. Предусматривалось внести соответствующие изменения в программы и принципы обучения.
Французское Просвещение остро поставило вопрос о демократизации школы. Однако взгляды просветителей на этот вопрос были различными. Так, Вольтер отказывал в полноценном образовании “черни”. Д.Дидро, напротив, решительно настаивал на принципе доступности общего образования.
Французские просветители, предлагая реформы воспитания и обучения, обращали особое внимание на совершенствование тогдашнего учебного заведения общего образования - коллежа. Предлагалось расширить в коллеже программу естественнонаучного образования и одновременно сократить объем преподавания древних языков и литературы.
В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно,, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж.Руссо стоит в ряду великих педагогов.
У него органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж.Руссо - естественное воспитание.
Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода и природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком - таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж.Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы.
Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе.
Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения.