Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философско-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантичсекие веяния в русской лит-ре конца 18 века.



Эволюция жанра светской оды в поэзии Державина. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа».

Эти произведения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинский называет сатирическими. К лучшим из этого цикла принадлежит «Фелица», посвященная Екатерине II. Сам образ Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II. Ода была напечатана в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» и имела шумный успех. Известный до этого лишь узкому кругу друзей, Державин сделался самым популярным поэтом в России. «Фелица» продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха.

Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среда них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица, выступает как милостивая монархиня-законодательница:

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

     Блаженство смертным проливаешь...

Державин наделил свою Фелицу милосердием и снисходительностью.

Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Таких произведений предшествующая литература не знала, поскольку правила классицизма четко разграничивали эти явления. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»).

Несомненной поэтической смелостью Державина было появление в оде «Фелица» образа самого поэта, показанного в бытовой, обстановке: «Сидя дома я прокажу, // Играя в дураки с женой...».

Обращает на себя внимание «восточный» колорит оды. Ода «Фелица» написана от лица татарского мурзы. В ней упомянуты восточные города — Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в комплиментарном восточном стиле: «Прошу великого пророка, // До праха ног твоих коснусь».

 От прославившей имя Державина оды «Фелица» идет прямая дорога к

оде «Вельможа» (1774-1794). В ней снова представлены оба начала, выведенные в оде «Фелица», — хвалебное и сатирическое. Но хвалебная часть занимает здесь очень малое место.

Державинская сатира исполнена гневного чувства. Будучи введена в оду, она приняла одическую художественную форму. Сатира облеклась здесь в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды. Она заимствует у оды и такую черту, как повторы, усиливающие ее гневную патетику.

К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» (1787). Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части, В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа.

Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». В них обычно два героя — полководец и русское воинство, персонифицированное в образе богатыря Росса. Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб — орел, и луна как символ магометанства.

Предромантические повести Карамзина («Остров Борнгольм» или «Сиерра-Морена»). Освоение романной концепции личности («Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера», «Рыцарь нашего времени»)

Повесть «Остров Борнгольм» - едва ли не самая мастерская в смысле худ обработки из всей повестей Карамзина и, пожалуй, единственная, способная до сих пор оказывать непосредственное эстетическое воздействие на читателя. Вся повесть повита дымкой и туманами романтики: суровая и величественная природа (необозримо-волнующееся море, недоступный скалистый остров, грозящий гибелью кораблям); средневековая атмосфера (готический замок с глубоким рвом и подъемными мостами); романтическая тема ужасной, «беззаконной» с точки зрения людских установлений страсти друг к другу двух молодых людей; ужас их вины и жестокость постигшей их кары. И на всем этом покров тайны, о наличии которой автор только заявляет, но которую, доведя заинтересованность до кульминационной точки, так и не раскрывает читателям. Все повествование вообще ведется в форме не столько рассказа, сколько, подсказа, намека. По-видимому, молодые люди, охваченные непреодолимой страстью друг к другу – брат и сестра; печальный старец, хозяин замка – их отец, изгнавший сына и заточивший дочь и сам бесконечно страдающий от этого. Но все это находится за пределами самого рассказа, об этом можно только догадываться. В силу этого «Остров Борнгольм» по праву может считаться самым ранним в нашей литературе явлением романтической поэтики.

«Моя исповедь» - во многом противоречивое произведение. Это исповедь злого, подпольного характера, который живет по эгоистическим соображениям и ничего не может с собой поделать.

«Рыцарь нашего времени» - психологическая повесть-роман, подсказавшая впоследствии Лермонтову название его знаменитого романа. Главы этого романа носят во много автобиографический характер.

 

Философско-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантичсекие веяния в русской лит-ре конца 18 века.

Сентиментализм, или предромантизм – лит направление нового буржуазного общ-ва. Начал складываться в 20 гг. 18 в. в Англии, окончательно оформился во второй половине 18 в. Две основные ветви сентиментализма – субъективный сентиментализм Стерна и наполненный большим социальным содержанием сентиментализм Руссо и Дидро.

Для писателя-сентименталиста путь к познанию действительности – ощущения, чувства, страсть. Основная добродетель – чувствительность. Сентименталисты превыше всего ценят неповторимое своеобразие данного человека.

Преобладающие жанры сентиментализма – повесть, семейный и психологический роман – то есть изображение реальной жизни, действительности. Большую популярность получают жанры автобиографических мемуаров и путевых заметок.

В сентиментализме уничтожается резкая отделенность друг от друга жанров трагедии и комедии. Главное – естественность и правдивость. В произведения сентименталистов героями становятся представители средних и низших классов общества.

Видное место и в поэзии, и в прозе сентименталистов занимают картины природы, изображаемой в тесной связи с переживаниями героя или самого автора.

Складывание и формирование русского сентиментализма совпало по времени с формированием западного. Элементы сентиментализма проникают в творчество классицистов. Первое оригинальное произведение, бывшее типичным образцом нового направления – «Дневник одной недели» Радищева. В «Путешествии из П в М» Радищев дает единственный в своем роде образец гражданского, революционного сентиментализма.

В стихах и прозе Муравьева складывается эстетика и поэтика сентиментализма субъективистско-идеалистического типа. Но подлинным создателем и главой сентиментализма явился Карамзин. Именно в его произведениях русский сентиментализм получает наиболее полное и законченное лит выражение и приобретает наибольшую влиятельность и популярность.

 

26. Особенности сентиментализма и предромантизма в поэзии М. Муравьева, Н. Львова, И.Дмитриева, Ю. Нелединского-Мелецкого (2-3 автора).

МУРАВЬЕВ Михаил Никитич (25.10.1757, Смоленск – 28.06.1807, Петербург). В ноябре 1785 года он зачисляется в «кавалеры» великого князя Константина Павловича, а вскоре становится и наставником его старшего брата Александра. Преподает он великим князьям русскую словесность, историю и нравственную философию. После приезда в 1792 году невесты Александра обучает русскому языку будущую императрицу. Написанные в эти годы повестушки и статьи созданы с учебной целью. Примечательно, что в них историческое повествование впервые в России «ведется как рассказ о прошлом на современном языке»3. Педагогические размышления накладывают отпечаток и на задуманные ранее произведения — «Эмилиевы письма» и «Обитатель предместия», форма и язык которых предваряют прозу Карамзина.

В феврале 1796 года, по окончании воспитания Константина, Муравьев был уволен от службы в чине бригадира. В том же году он печатает сборник статей «Опыты истории, письмен и нравоучения».

М.Н. Муравьев. был одним из первых русских поэтов-сентименталистов Но, как отмечает П.А. Орлов, “собственно любовная лирика не характерна для поэзии Муравьева, о чем он сам говорит в одном из своих посланий к сестре Люблю, но мне любовь не есть сладчайше чувство,

Интимная лирика его посвящена родственникам и друзьям. Муравьев прославляет отца и нежно любящую сестру (в его стихах — Феона).

В лирике Муравьева образ отца — это образ гуманного воспитателя:

Ты знаешь кроткий нрав и милый
Добрейшего из человек,
Который тихостью, не силой
К добру сыновне сердце влек,
Которому я всем обязан:

Рядом с семейной темой — тема дружеской любви. Несколько дружеских посланий Муравьев посвятил вологодскому помещику А.М. Брянчанинову. Одно из них — “Письмо к Брянчанинову” — написано в связи со смертью жены последнего. Это послание — знак сердечного участия.

И, хотя дружеская и семейная лирика занимает большое место в творчестве М.Н. Муравьева, также в нем присутствует и лирика собственно любовная. В конце 1770-х годов появляется в его творчестве цикл, озаглавленный “Pieces fugitives”. Сам Муравьев переводит этот термин как “убегающая поэзия”.

Муравьев и не стремится отражать реальную правду чувств. Для него характерно даже само определение любимой женщины: “Благополучие, питательница Муз”. Для его поэзии чувство любви, объект этого чувства важны постольку, поскольку они являются источником вдохновения и эмоций. Такое понятие о любви впервые появляется в русской лирике именно в творчестве Муравьева:

Таким образом, М.Н. Муравьев как один из первых русских поэтов-сентименталистов ввел в литературу круг тем сентиментализма — нежные чувствования, связанные с дружбой, нежной любовью между родственниками, между мужчиной и женщиной. Но теоретическую базу для русского сентиментализма создал другой выдающийся литературный деятель 18 века — Н.М. Карамзин.

Иван Иванович Дмитриев (1760-1837). Творчество Д оформилось и приняло свойственный ему характер под влиянием Карамзина. Как и Карамзин, Д противопоставляет свою поэзию высокой, риторической. В стихотворении «Ермак» (1794) Дмитриев описывает подвиги Ермака в жанре историко-романтической песни-баллады. Разработка национально-исторической темы дана им еще в двух стихотворениях «К Волге» (1794) и «Освобождение Москвы» (1795).

В 1792 Дмитриев пишет балладу «Отставной вахмистр». Сюжет: мелкопоместный дворянин, возвратившись с военной службы, не нашел дома жены. Оказалось, что она укрывала у себя дома разбойников, была изобличена и сослана. Эта достаточно драматическая тема была обработана Дмитриевым в форме юмористического рассказа в белых стихах, изложено простым, почти народным языком.

Творчество Дмитриева идет по линии легкой поэзии, которой он сообщает сентиментально-элегический налет. Излюбленные жанры – басни, послания, любовные песни-романсы, шутливые стихотворные повести. У современников были очень популярны басни и сказки Дмитриева.

Основное достижение Дмитриева – сближение поэзии и повседневности. Кроме того, Дмитриевым был выработан новый, шутливо-изящный поэтический слог, подготовивший слог Батюшкова.





Эволюция жанра светской оды в поэзии Державина. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа».

Эти произведения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинский называет сатирическими. К лучшим из этого цикла принадлежит «Фелица», посвященная Екатерине II. Сам образ Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II. Ода была напечатана в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» и имела шумный успех. Известный до этого лишь узкому кругу друзей, Державин сделался самым популярным поэтом в России. «Фелица» продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха.

Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среда них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица, выступает как милостивая монархиня-законодательница:

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

     Блаженство смертным проливаешь...

Державин наделил свою Фелицу милосердием и снисходительностью.

Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Таких произведений предшествующая литература не знала, поскольку правила классицизма четко разграничивали эти явления. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»).

Несомненной поэтической смелостью Державина было появление в оде «Фелица» образа самого поэта, показанного в бытовой, обстановке: «Сидя дома я прокажу, // Играя в дураки с женой...».

Обращает на себя внимание «восточный» колорит оды. Ода «Фелица» написана от лица татарского мурзы. В ней упомянуты восточные города — Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в комплиментарном восточном стиле: «Прошу великого пророка, // До праха ног твоих коснусь».

 От прославившей имя Державина оды «Фелица» идет прямая дорога к

оде «Вельможа» (1774-1794). В ней снова представлены оба начала, выведенные в оде «Фелица», — хвалебное и сатирическое. Но хвалебная часть занимает здесь очень малое место.

Державинская сатира исполнена гневного чувства. Будучи введена в оду, она приняла одическую художественную форму. Сатира облеклась здесь в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды. Она заимствует у оды и такую черту, как повторы, усиливающие ее гневную патетику.

К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» (1787). Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части, В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа.

Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». В них обычно два героя — полководец и русское воинство, персонифицированное в образе богатыря Росса. Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб — орел, и луна как символ магометанства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь