Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция жанра исторической повести в творчестве Карамзина: «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода»



Две исторические повести Карамзина пользовались особым успехом. Действие обеих повестей Карамзин переносит в русское прошлое. Фабула «Натальи – боярской дочери» приурочена к временам царствования Алексея Михайловича. Дочь боярина Андреева Наталья влюбляется в Алексея, сына опального князя Любославского. Их брак не может быть благословлен родителями, но роман заканчивается счастливо. Но старина является здесь по сути лишь условной рамкой для рассказываемой Карамзиным любовной истории с драматической завязкой, но самым идиллическим разрешением.

С гораздо большим правом может быть названа исторической повестью последняя повесть Карамзина «Марфа Посадница, или покорение Новагорода». Повесть эта является одной из самых значительных и далеко идущих и в общественном, и в литературном отношении произведений Карамзина. Весьма острую политически тему борьбы древней русской вольности с самовластием Карамзин стремится осмыслить и развернуть, трактуя ее с замечательной объективностью и широтой.

В предисловии к своей повести Карамзин выступает в роли «издателя» некоего случайно попавшего в его руки «старинного манускрипта».

Сюжет повести основан на борьбе новгородцев с Иваном III, стремящимся присоединить Новгород к своей державе. Новгородцы героически сражаются, но терпят поражение. Главная героиня повести – Марфа Посадница – обрисована Карамзиным в подлинно героических тонах. Она предпочитает смерть примирению с самовластием. Образ Марфы – первый женский граждански-героический образ в нашей литературе.

В «Марфе Посаднице» некоторое место уделено любовным переживаниям (роман дочери Марфы Ксении и новгородского вождя Мирослава). Однако в противоположность всем остальным повестям Карамзина, любовный эпизод играет здесь второстепенную роль. Основное содержание повести составляет изображение исторических событий. Недаром после написания этой повести Карамзин отказывается от литературной деятельности и полностью переходит к работе над «Историей Государства Российского». Повесть Карамзина является попыткой создать русское историческое произведение, попыткой, непосредственно – в историко-литературном плане – предшествующей «Борису Годунову» Пушкина.

 

Предромантические повести Карамзина («Остров Борнгольм» или «Сиерра-Морена»). Освоение романной концепции личности («Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера», «Рыцарь нашего времени»)

Повесть «Остров Борнгольм» - едва ли не самая мастерская в смысле худ обработки из всей повестей Карамзина и, пожалуй, единственная, способная до сих пор оказывать непосредственное эстетическое воздействие на читателя. Вся повесть повита дымкой и туманами романтики: суровая и величественная природа (необозримо-волнующееся море, недоступный скалистый остров, грозящий гибелью кораблям); средневековая атмосфера (готический замок с глубоким рвом и подъемными мостами); романтическая тема ужасной, «беззаконной» с точки зрения людских установлений страсти друг к другу двух молодых людей; ужас их вины и жестокость постигшей их кары. И на всем этом покров тайны, о наличии которой автор только заявляет, но которую, доведя заинтересованность до кульминационной точки, так и не раскрывает читателям. Все повествование вообще ведется в форме не столько рассказа, сколько, подсказа, намека. По-видимому, молодые люди, охваченные непреодолимой страстью друг к другу – брат и сестра; печальный старец, хозяин замка – их отец, изгнавший сына и заточивший дочь и сам бесконечно страдающий от этого. Но все это находится за пределами самого рассказа, об этом можно только догадываться. В силу этого «Остров Борнгольм» по праву может считаться самым ранним в нашей литературе явлением романтической поэтики.

«Моя исповедь» - во многом противоречивое произведение. Это исповедь злого, подпольного характера, который живет по эгоистическим соображениям и ничего не может с собой поделать.

«Рыцарь нашего времени» - психологическая повесть-роман, подсказавшая впоследствии Лермонтову название его знаменитого романа. Главы этого романа носят во много автобиографический характер.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь