Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фонд оценочных средств по учебной дисциплинеСтр 1 из 7Следующая ⇒
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра медицинского права и биоэтики
Утверждаю Декан лечебного факультета Доцент А.Г. Сонис
____________________
« 18 » м а я 2012 г.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине БИОЭТИКА Рекомендуется для направлений подготовки по специальности 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «Специалист» Лечебный факультет Очная форма обучения
Самара, 2012 г.
Лист согласований ФОС
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов специальности 060101 Лечебное дело по дисциплине «Биоэтика».
Составители:
Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета: Сергеев В.В. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; Шмелёв И.А. – кандидат медицинских наук, доцент; Ильина Е.Р. – кандидат юридических наук, доцент; Купряхин В.А. – кандидат медицинских наук, доцент.
« 17 » м а я 2012 г.
Фонд оценочных средств обсужден и одобрен на заседании кафедры медицинского права и биоэтики
« 17 » м а я 2012 г. Протокол № 10
Зав. кафедрой, профессор _________________ В.В. Сергеев
Согласовано: Председатель временной методической комиссии по специальности «Лечебное дело», профессор ___________________ И.Л. Давыдкин « 18 » м а я 2012 г.
Фонд оценочных средств зарегистрирован в УМО
Паспорт фонда оценочных средств По дисциплине «Биоэтика»
Специальность 060101 Лечебное дело Дисциплина «Биоэтика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра медицинского права и биоэтики
Темы рефератов
По дисциплине «Биоэтика»
Критерии оценки реферата: Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной учебно-исследовательской темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если в реферате раскрыта суть исследуемой проблемы, приведены различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, если в реферате не раскрыта суть исследуемой проблемы, не приведены различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Составители: Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета: Сергеев В.В. – д.м.н, профессор, заведующий кафедрой _____________________ Шмелёв И.А. – к.м.н., доцент _________________ Ильина Е.Р. – к.ю.н., доцент _________________ Купряхин В.А. – к.м.н., доцент _________________
« 17 » м а я 2012 г.
Патернализм и антипатернализм в здравоохранении. Темы эссе По дисциплине «Биоэтика»
Критерии оценки эссе: Эссе представляет собой выполненную в письменной форме (объём 1-2 страницы формата А4) творческую работу студента, в которой отражается его собственная позиция по обозначенному вопросу, его авторский, критический взгляд на проблему. В связи с этим эссе требует специфического подхода в оценке представленной работы. Главными критериями должны быть четкое формулирование проблемы, логика и глубина её раскрытия, анализ известных точек зрения на проблему, степень аргументированности студентом своей позиции. Несовпадение личного взгляда преподавателя со взглядами студента не должно влиять на оценку работу. Работа оценивается в форме зачета (зачтено/не зачтено) на основании соответствия / несоответствия работы предъявляемым требованиям. - оценка «зачтено» выставляется студенту, если в эссе четко сформулирована проблемы, присутствует логика и глубина её раскрытия, проведен анализ известных точек зрения на проблему, аргументирована собственная позиция студента; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, если в эссе нечетко сформулирована проблема, отсутствуют логика и глубина её раскрытия, не проведен анализ известных точек зрения на проблему, не аргументирована собственная позиция студента.
Составители: Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета: Сергеев В.В. – д.м.н, профессор, заведующий кафедрой _____________________ Шмелёв И.А. – к.м.н., доцент _________________ Ильина Е.Р. – к.ю.н., доцент _________________ Купряхин В.А. – к.м.н., доцент _________________
« 17 » м а я 2012 г.
1. Роль биоэтики в современном здравоохранении. 2. Значение принципов биоэтики в современном здравоохранении. 3. Взаимосвязь правил биоэтики. 4. Модели взаимоотношений врачей (специалистов в сфере здравоохране- ния) и пациентов. 5. Биоэтика и инновационные технологии. 6. Моральные проблемы аборта. 7. Гуманизм в психиатрии. 8. Моральный и правовой статус больного СПИДом. 9. Моральные проблемы эвтаназии.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра медицинского права и биоэтики
По дисциплине «Биоэтика»
Критерии оценки казуса (ситуационной задачи): Ситуационная задача представляет собой выполненную в письменной форме (объём 0,5-1 страницы формата А4) работу студента репродуктивного уровня, позволяющую оценивать и диагностировать знание фактического материала (нормативно-правовых актов) и умение правильно использовать нормы морали и права в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением профессиональной деятельности: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если правильно использованы нормативно-правовые акты нормы права в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением профессиональной деятельности; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не правильно использованы нормативно-правовые акты нормы права в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением профессиональной деятельности. Составители: Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета: Сергеев В.В. – д.м.н, профессор, заведующий кафедрой _____________________ Шмелёв И.А. – к.м.н., доцент _________________ Ильина Е.Р. – к.ю.н., доцент _________________ Купряхин В.А. – к.м.н., доцент _________________
« 17 » м а я 2012 г.
Казус 1 ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Женщина, 53 года, страдает алкоголизмом и циррозом печени, с варикозными пора-жениями вен пищевода, вызывающими рецидивные кровотечения и требующими каждый раз переливания большого количества крови. Пациентка отказывается прекратить употребление алкоголя, что позволило бы остановить или ослабить кровотечение. Позиция врачей относить расходы общества на оплату каждого переливания крови на счет пациентки.
1. Международное nраво
Не существует международных юридических актов, обязывающих каждого человека самому заботиться о своем здоровье. Никто не подвергает сомнению тот факт, что в западных юридических системах право каждого субъекта предусматривает одновременно и личную ответственность, но в международном праве такого положения нет, что подтверждается отсутствием юридиче-ских документов. Однако следует обратить внимание на пункт Б Рекомендации № R (80) 4 Совета Европы, касающийся истинного участия больного в своем лечении.
2. Российское nраво
В ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано: «1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях».
3. Этика
Врач должен выполнять свой профессиональный долг независимо от поведения па-циента. Ему надлежит разъяснить пациенту опасность, которой он подвергает себя, зло-употребляя алкоголем (ВМА, Токио: Декларация о злоупотреблениях наркотиками, 1975 г.). Решение о назначении того или иного лечения принимается врачом. (МКМО, Каким должен быть уход за больным, 1983 г.; ВМА, Права больного, Лиссабон, 1981 г.).
___________ * За основу взяты казусы, рассмотренные в книге: «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям. А/О ИГ «Прогресс». «Прогресс-Интер». – М., 1992». Содержание казусов дополнено нормами российского права, профессиональной этики отечественных врачей и православной морали.
Согласно п. 7 раздела I Кодекса врачебной этики, одобренному II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.1. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4)». б. Католическая. Каждый человек обязан следить за сохранением в целости своего тела и поддерживать его в здоровом состоянии. Он не является абсолютным хозяином своего тела и своего духа, а потому он не может распоряжаться собой по своему усмотрению». Долг врача – предупредить больного об опасности алкоголизма, его последствиях, и в качестве крайнего средства он может потребовать его госпитализации. Но, по нашему мнению, врач имеет право госпитализировать пациента в принудительном порядке только в случае потери больным разума или опасности, которую он представляет для общества. в. Протестантская. Чем вызван «отказ» пациентки? Вероятно, она просто не может бросить пить, но это вовсе не значит, что она этого не хочет. Во всяком случае, алкоголизм – это болезнь со многими составляющими, и ее можно лечить только с учетом всех сторон личности и ее окружения. г. Иудейская. Обществу следует проводить антиалкогольные кампании, бороться с куре-нием и вкладывать необходимые средства скорее в предупреждение заболеваний, чем в их лечение. На этих людей нужно оказывать моральное воздействие с тем, чтобы убедить их сойти с того пути, на который они встали. Во всяком случае, общество обязано нести от-ветственность перед этими больными и проявлять о них необходимую заботу, сколько бы это ни стоило. Эти больные – жертвы нашего общества, и оно ни в коем случае не должно занимать позицию невмешательства, игнорируя нужды этих обездоленных людей. д. Мусульманская. Врач обязан сообщить больной, страдающей осложненным циррозом, о той опасности, которую представляет для нее употребление алкоголя. Должен быть реко-мендован курс дезинтоксикации. Как бы ни складывалась ситуация, общество должно вес-ти антиалкогольную компанию. В случае ее неэффективности ему ничего другого не оста-ется, как только брать на себя ответственность и проводить необходимое лечение. е. Буддийская. Общество обязано отвечать за проблемы, которые оно прямо или косвенно порождает. В поисках выхода из этой ситуации нельзя руководствоваться только общими законами, нужно принять во внимание и особые индивидуальные обстоятельства. Вместе с тем ответственность должен нести и сам пациент.
Казус 2
Казус 3
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СОГЛАСИЯ
Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простат-эктомия и перевязка семенных канатиков. Врач считает, что, поскольку стерильность у пациента наступит в 60 лет, его согласие на операцию не требуется. 1.Международное право
Защита основного права на воспроизведение потомства и на физическую и психиче-скую целостность личности предполагает, что пациент должен быть заранее информиро-ван не только о необходимости простатэктомии, но также и о перевязке семенных кана-тиков и, следовательно, утрате способности к воспроизведению потомства. В этом случае необходимо получить согласие пациента на хирургическое вмешательство, тем более что он еще сексуально активен. Лишение человека одного из основных прав, даже если оно мотивируется интересами здоровья, требует личного согласия заинтересованного лица.
2. Российское nраво
В ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
3. Этика
Врач должен получить осознанное согласие пациента путем адекватной информа-ции в соответствии с различными декларациями: ВМА, Лиссабонская декларация (1981 г.); Хельсинкская декларация (1964 г.); Венецианская декларация (1983 г.); Всемирная Ассоциация психиатров. Гавайские о-ва (1983 г.); МКМО, проблемы трансплантации (1981 г.) и качества медицинского обслуживания (1983 г.), МКМО, Манила (1981 г.); Европейский Комитет частной медицинской помощи, Декларация об уважении человеческой личности при лечении в больничных условиях (1979 г.); МСМС, Афины (1979г.). Согласно п. 4 раздела II Кодекса врачебной этики врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. Хирург обязал сообщить больному о всех последствиях хирургического вмешательства и получить от него личное согласие. В данном конкретном случае нет единого мнения, что перевязка семенных канатиков является профилактикой эпидидимита и, следовательно, речь не может идти о терапевтической стерилизации, потому что болезнь не прогрессирует и нельзя с уверенностью предсказать ее развитие. Поскольку способность к оплодотворению сохраняется у мужчин даже после 60 лет, в любом случае необходимо заранее предупредить больного, несмотря на его возраст, о том, что в результате операции может наступить стерильность. в. Протестантская. Врач просто ошибся. Человек сохраняет все присущие ему человече-ские качества и функции до конца жизни. г. Иудейская. Возраст никогда не должен служить аргументом для оправдания каких бы то ни было злоупотреблений. Врач обязан информировать пациента о последствиях про-водимого лечения. Вместе с тем, если гипертрофия предстательной железы угрожает са-мой жизни пациента, в этом случае врач может принять решение об операции даже без его согласия. Таким образом, забота о сохранении жизни берет верх над всеми другими со- ображениями. Ясно, что врач может поступить таким образом только лишь в случае не-возможности действовать иначе и если он почти стопроцентно уверен в успешном исходе операции. д. Мусульманская. Врач обязан предоставить больному всеобъемлющую информацию и сообщить о всех возможных последствиях лечения или хирургического вмешательства. Добровольное согласие больного или его семьи является важным элементом, но превыше всегo – его жизнь. В этом случае только врач в состоянии определить степень риска, кото-рому подвергается больной в случае отказа от лечения или хирургического вмешательства е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 4 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР
Родители приводят свою дочь на осмотр к врачу с целью удостовериться в ее дев-ственности. Девушка отказывается от осмотра. 1. Международное право
Статья 5 общего права; ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Европейской Конвенции о правах человека, запрещающие бесчеловечное или унижающее человека обращение, не устанавливают никакого «перечня» поведения, которое может быть квалифицировано как бесчеловечное или унижающее человека. Однако ст.ст. 2 и 3 Декларации об искоренении дискриминации женщин призывают государства принять «все необходимые меры для упразднения действующих законов, обычаев, правил и практики, являющихся дискриминационными по отношению к женщинам», а также «все меры с целью повлиять на общественное мнение и побудить его отказаться от предрассудков, обычаев и практики, основанных на идее неполноценности женщины». Следует также упомянуть ст.ст. 4, 5 и 18(3) Африканской Хартии прав человека и народов, согласно которым «все люди неприкосновенны». Каждый человек должен иметь право на «неприкосновенность личности»; «каждый индивид должен пользоваться неотъемлемым правом на уважение человеческого достоинства ... любые формы эксплуатации и унижения человека, особенно жестокое, негуманное или унижающее его обращение, должны быть запрещены»; «государство обязано гарантировать отмену всякой дискриминации женщин...». При-веденные положения позволяют сделать вывод о том, что подобное поведение родителей должно быть запрещено высшим национальным законодательным органом. Российское nраво
Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатри-ческой экспертизы.
Этика
Согласно Международному кодексу медицинской этики (ВМА, Лондон, 1949 г.), врач должен осуществлять свою деятельность, уважая человеческое достоинство, права пациентов, и хранить в абсолютной тайне то, что он знает о своих пациентах. В ст. 8 Этического кодекса российского врача указано: «Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы. Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости. При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т. п. врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим».
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. С точки зрения католической морали требование родителей в данном случае совершенно незаконно, ибо оно затрагивает свободу субъекта и уважение его мо-ральных чувств. Только суд может потребовать такого освидетельствования, исходя из со-ображений общего блага или чтобы убедиться в возможно имевшем место преступлении. в. Протестантская. Прежде всего следует проявить уважение к достоинству и свободе девушки. г. Иудейская. Иудейская традиция требует от врача быть «Neeman Ve Rahman», т.е. праведным и пользующимся полным доверием человеком, который должен любить своего больного, как себя самого, и не жалеть для него своих усилий. д. Мусульманская. Родители не имеют права заставить девушку пройти осмотр с целью проверки сохранения ее девственности. В данном случае мы имеем дело с посягательством на человеческое достоинство. Только органы судебной власти могут быть вынужде-ны прибегнуть к проведению подобного осмотра в случае изнасилования. е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 5
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Мужчина, 72 года, рак предстательной железы, костные и гепатические метастазы. Проверка противораковых медикаментов, вторая фаза (первое испытание на чело-веке). Согласие больного не испрашивалось, так как считается, что лечение проводится в рамках избранной терапии. Больной не знает, что он обречен. 1. Международное право
Действующее международное право при всех обстоятельствах запрещает терапев-тический эксперимент без получения осознанного и добровольного согласия больного. Так, например, в статье 7 Пакта о гражданских и политических правах говорится, что, «в частности, запрещается проводить медицинский или научный эксперимент на человеке без его добровольного согласия». Это предполагает, естественно, что врач должен подроб-но информировать пациента о возможном риске и побочных явлениях, связанных с при-менением данного медикамента, – без этого согласие не может быть добровольным, ни осознанным.
Российское nраво В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. 2. Пациент или его законный представитель должен быть информирован в письменной форме: 1) о лекарственном препарате для медицинского применения и сущности клини-ческого исследования этого лекарственного препарата; 2) о безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, его ожидаемой эффективности и степени риска для пациента; 3) об условиях участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения; 4) о цели или целях и продолжительности клинического исследования лекарст-венного препарата для медицинского применения; 5) о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата для медицинского применения на состояние его здоровья; 6) об условиях обязательного страхования жизни, здоровья пациента; 7) о гарантиях конфиденциальности участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения (ч. 2 ст. 43 Федерального закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).
Этика Согласно Хельсинкской декларации ВМА (1964,1975,1983 г.г.), врач имеет право не спрашивать согласия пациента только в том случае, если у него есть на то особые при-чины (они должны быть отражены в истории болезни) и если пациент находится на последней стадии болезни. Врач может сочетать биомедицинские исследования с лечением с целью приобретения новых медицинских знаний только в том случае, если эти ис-следования потенциально полезны пациенту в плане диагностики или терапии. С другой стороны, согласно Венецианской декларации ВМА (1983 г.), врач не должен злоупотреблять терапевтическими средствами, за исключением случаев, когда предписываемые медикаменты позволяют облегчить страдания больного на заключительной стадии болезни. Лиссабонская декларация ВМА (1981 г.) напоминает о праве человека на достойную смерть. Поэтому врач обязан заручиться согласием больного на применение медикаментов. В соответствии с п. 4 раздела V Кодекса врачебной этики биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях: - если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте; - если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику; - если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений. 4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.1. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности». б. Католическая. Согласно католической морали, разрешается в терапевтических и лечебных целях прописывать медикаменты, проверка которых еще не завершена, «в крайних случаях, когда без подобного вмешательства больной может погибнуть... при оп-ределенно выраженном молчаливом согласии пациента». В таком конкретном случае при отсутствии других эффективных лекарств «разрешается прибегать к средствам самой передовой медицинской технологии, даже если они еще только проходят стадию проверки и их применение связано с определенным риском», но при этом необходимо иметь ясно выраженное согласие самого больного. в. Протестантская. Действительно ли невозможно обсудить эту проблему с пациентом или с его близкими? Если в самом деле такой разговор не может состояться, почему сле-дует запрещать последнюю попытку улучшить состояние больного, но при этом экспери-мент не должен быть самоцелью, а преследовать терапевтические цели и быть проявлением заботы и уважения к больному. г. Иудейская. Когда больной находится в безнадежном состоянии, разрешается хирургическое вмешательство или назначение нового медикамента, чем не следует пренебрегать, поскольку это последний шанс. Такое же правило распространяется и на смертельно больного ребенка: при отсутствии других возможностей разрешается в качестве крайнего средства применять медикаменты, которые еще не рекомендованы к широкому примене-нию. д. Мусульманская. В данном случае речь идет о второй фазе терапевтической проверки в отношении больного раком. Только врач может оценить целесообразность такого лечения. Подобные проверки при условии, что они не дают токсического эффекта, позволяют опре-делить терапевтическую ценность того или иного медикамента. С другой стороны, поскольку больной находится при смерти, он, скорее всего, будет не в состоянии дать свое добровольное и осознанное согласие. е. Буддийская. Нельзя игнорировать мнение больного. Принцип индивидуальной ответственности имеет основополагающее значение в буддийской мысли, и потому необходимо, чтобы пациент был проинформирован о его состоянии.
Казус 6
ОТКАЗ МАТЕРИ ОТ АБОРТА С ЦЕЛЬЮ УДАЛЕНИЯ БОЛЬНОГО ЗАРОДЫША Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% показывает на врожденное рас-щепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта. 1. Международное право
Ни одно медицинское действие не может быть выполнено без осознанного и добровольного согласия пациента, в особенности, если в нем нет никакой срочности и от него не зависит жизнь самого пациента. См. решение Комиссии по правам человека в деле X. против Соединенного Королевства (заявление № 8426(79): женщина является главным заинтересованным лицом в продолжении или прерывании беременности и окончательное решение принадлежит ей. 2. Российское nраво
В ст. 56 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено: «1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. 2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. 3. Искусственное прерывание беременности проводится: 1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности: а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности; 2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности. 4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. 5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации. 6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной. 8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». 3. Этика
Без согласия матери врач не может делать аборт, даже если считает, что эта опера-ция отвечает интересам матери и будущего ребенка, у которого будут серьезные аномалии (ВМА, Лиссабон, 1981). При наличии согласия вопрос об аборте в связи с отмеченными аномалиями решается не ВМА, а на основании правовых норм и личных убеждений. В Медико-социальной хартии РФ отмечено: «Мы – врачи – исходим из того и при-знаем, что: - здоровье населения и медико-демографические процессы (рождаемость, физическое развитие, заболеваемость, инвалидность, средняя продолжительность жизни, смертность) зависят от социального и экономического уровня развития общества, от проводимой политики государства по охране здоровья населения, от уровня развития здравоохранения».
Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.2. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых чело-веческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. Х.З). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. б. Католическая. Католическая мораль не приемлет в принципе ссылки на евгенику для оправдания аборта. В рассматриваемом случае лечение расщепленного позвоночника с помощью хирургического вмешательства возможно после рождения ребенка, и, таким образом, аборт становится неоправданным. Следовательно, отказ от аборта является пра-вильным с моральной точки зрения. в. Протестантская. Следует во всех случаях уважать решение матери или, если это воз-можно, супругов. г. Иудейская. Иудаизм рассматривает искусственное прерывание беременности как про-тивоестественное и утверждает, что аборт и нежелание иметь детей противоречат самой истории и мессианскому предназначению еврейского народа. Бесспорно, что если пред-стоящее рождение становится навязчивой идеей страха и может серьезно отразиться на физическом здоровье матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание. д. Мусульманская. В предисловии отмечалось, что о зародыше как о человеческой личности можно говорить на сотый день беременности. В случае, если у зародыша обнаруживают какие-то аномалии, возможно добровольное прерывание беременности. В рас-сматриваемом случае анализ околоплодной жидкости указывает на вероятное врожденное расщепление позвоночника. В этом случае допускается прерывание беременности, если имеется добровольное и осознанное согласие обоих супругов. Достижения современной биологии позволяют об-наруживать указанную аномалию на более ранней стадии, что уменьшает опасность для жизни матери. е. Буддийская. С точки зрения буддизма убить означает совершить самый страшный от-рицательный поступок (поступок может расцениваться как положительный или отрица-тельный в зависимости от того, причиняет он или нет страдания тому, кто его совершил, или другим людям). При этом руководствуются следующими критериями: - мотивация: мотивация, вызванная состраданием, в значительной степени сглажи-вает последствия поступков (за которыми следует наказание); - сам поступок, в зависимости от того, вредит он или нет, прямо или косвенно, дру-гому лицу; - объект действия: например, убить животное менее предосудительно, чем убить че-ловека; - совершение поступка и чувство удовлетворения после его совершения (как, например, в случае, когда в основе поступка лежит ненависть). В данном случае не следует ни при каких обстоятельствах совершать действие во-преки или без согласия матери, которая руководствуется точкой зрения буддизма на рас-сматриваемую проблему.
Казус 7 Российское nраво
В ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указано: (1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. (2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на: уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения; психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям; оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки; приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом; помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом. (3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Этика
Основным нормативным актом по вопросам злоупотреблений в психиатрии явля-ется текст, принятый Всемирной психиатрической ассоциацией в 1977 году во время сессии на Гавайских островах. Он подтверждает, что призвание врача состоит в исцелении людей при уважении их достоинства. Любое постороннее влияние на лечебный процесс должно отвергаться врачом. Согласно п. 5 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г., моральная обязанность психиатра – уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Унижение психиатром человеческого достоинства пациента, негуманное, немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики. Психиатр обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия, а в случаях, требующих по медицинским показаниям установления контроля за поведением пациента, ограничивать свое вмешательство рамками профессиональной необходимости; в таких случаях следует сообщать пациенту о причинах и характере предпринимаемых мер. Психиатр должен оказывать помощь пациентам в условиях наименьшего стеснения их свободы, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки. При возникновении конфликта интересов психиатр должен отдавать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причинит пациенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. Прямое или косвенное участие психиатра в действиях, нарушающих психофизическую целостность человека и направленных на подавление личности обви-няемого с целью получения от него признаний, неприемлемо с моральной точки зрения. В данном случае участие психиатра незаконно по причине отсутствия «медицинских по-казаний» на умственную или психическую патологию. в. Протестантская. Статья 5 Всеобщей декларации прав человека резко осуждает пытки, а также «жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание». Протестантизм считает такую оценку исчерпывающей. г. Иудейская. Пытки запрещаются и осуждаются, и, следовательно, участие врачей в них недопустимо. д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательство на физическую или психиче-скую целостность человека, даже если речь идет о подозреваемом в каком-либо преступ-лении. е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 8
СПИД
ВИЧ-инфицированный пациент обратился но поводу протезирования пениса. Отказ уролога вызван тем, что пациент является носителем ВИЧ. 1. Международное право
Важным документом, рассматривающим проблемы, связанные со СПИДом, является рекомендация № R (87) 25, принятая Комитетом министров Совета Европы 26 ноября 1987 г. (продолжение Рекомендаций n. R (83) 8 и № R (85) 12, касающихся выявления маркеров СПИДа у доноров крови). Согласно пункту 2.2.3, «пациенты, независимо от того, являются они донорами или нет, должны быть проинформированы о подтвержденных положительных результатах их анализов крови». Вместе с тем в этом документе ничего не говорится о законности теста, проводимого без ведома пациента. В пункте 2.2.1 той же рекомендации, касающейся выявления заболевания, говорится о необходимости осуществления систематического контроля при каждой донорской сдаче крови, материнского молока, органов, тканей, клеток, особенно спермы, при строгом соблюдении традиционных условий добровольности согласия и конфиденциальности сведений. Никакого обязательного контроля не должно проводиться ни среди населения вообще, ни среди оп- ределенных групп. В свете приведенных положений и упомянутой выше статьи Пакта о гражданских и политических правах хирург не может проводить тестирование на ВИЧ без предварительного согласия пациента. Что касается второго вопроса, то в пункте 2.2.3 упомянутой рекомендации (87) 25 указано, что «медицинский персонал может, как правило, предупредить заражение, приняв соответствующие меры; следовательно, именно пациенты должны его предупреждать о своем положительном анализе или же поручить это своему врачу». В то же время пункт 2.2.3 не дает ясного ответа на поставленный вопрос. Тот же смысл заложен в третьем абзаце пункта 2.4 вышеупомянутой рекомендации: «Медицинские работники, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут контактировать с зараженными жидкостями и секрециями, должны иметь самую современную информацию об элементарных гигиенических мерах предосторожности, которые необходимо принимать им самим и их пациентам». Российское nраво
В ст. 5 Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» указано: «1. ВИЧ-инфицированные – граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом». 3. Этика
Согласно Декларации ВМА о лечении больных СПИДом (Вена, 1988 г.), «больные СПИДом и вирусоносители имеют право на соответствующую медицинскую помощь; они не должны становиться объектами гонения и страдать в повседневной жизни от произвола или дискриминации. Медики должны соблюдать вековую традицию, предписывающую обращаться с пациентами, пораженными заразными болезнями, с сочувствием и мужеством. Эта традиция должна быть соблюдена и в отношении больных СПИДом». Больные СПИДом имеют право на соответствующее медицинское обслуживание. Врач не имеет морального права отказаться от лечения пациента но причине того, что последний является вирусоносителем. Медицинская этика не допускает такого рода дискриминации. Врач, который не в состоянии обеспечить больным СПИДом необходимое лечение и уход, должен направить их к специалистам, которые располагают всем необходимым для лечения данного заболевания. До тех пор пока пациент не будет переведен в специализи-рованное лечебное учреждение, врач должен делать все, что в его силах. В соответствии с п. 2 раздела I Кодекса врачебной этики главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ.
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. У церкви нет официальной позиции по этому вопросу. Исходя из тера-певтических показаний и из того, что операция по протезированию пениса рекомендуется с медицинской точки зрения и может оказаться эффективной, по крайней мере в психо-логическом плане, нам кажется морально неприемлемым отказ уролога, возражающего против проведения операции только лишь из-за сероположительной реакции. в. Протестантская. Какова бы ни была техника проведения подобной операции, основ-ное в данном случае – выяснить, для чего будет восстановлена сексуальность пациента. Возможно, что продуктивный обмен мнениями по этому вопросу позволит выработать общую позицию. Трудно, во всяком случае в данной ситуации, требовать от врача посту-пать против совести. г. Иудейская. Трудно дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Врачу следует принимать во внимание целый ряд фак-торов, среди которых следует отметить, в частности: - причины болезни; - семейное положение; - социальные условия. Врач должен учитывать также, что подобная операция психологически очень тяжела для пациентов, и особенно для инфицированного СПИДом. Следует отметить, что такая операция все менее популярна, так как ее можно заменить инъекцией папаверина. Во всех случаях, если пациент женат, необходимо поставить в известность его жену. д. Мусульманская. Пациент – носитель ВИЧ должен быть информирован о своем состоянии. Хирург обязан сделать операцию, но при этом ему надлежит усилить меры предосторожности от возможного случайного заражения как самого себя, так и обслуживающего персонала. е. Буддийская. Ответа нет.
Казус 9
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ
Проблема пациентов в состоянии церебральной смерти. Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия. Присутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти. Два члена бригады по трансплантации отказываются участвовать в операции по забору органов с целью пересадки по морально-этическим соображениям. Руководитель бригады требует дисциплинарного наказания.
1. Международное право
Резолюция (78)29, принятая Комитетом министров Совета Европы 11.05.1978 г., озаглавленная «Гармонизация законодательств государств-членов, касающихся забора, пересадки и трансплантации веществ человеческого происхождения», не предусматривает пункта об отказе по морально-этическим соображениям. Впрочем, она не исключает этого, ограничиваясь утверждением того, что «смерть должна устанавливаться врачом, не входящим в состав бригады, которая будет производить забор, пересадку или трансплантацию» (статья 12), и что после наступления смерти забор органа может быть произведен, даже если функции органов, за исключением мозга, поддерживаются искусственно (статья 11). Следует отметить, что в пунктах Д и Е упомянутой резолюции сказано следующее: «Государства-члены должны активно использовать все соответствующие средства для информирования общественности, привлечения внимания врачей к необходимости и важности донорства веществ, при сохранении конфиденциального характера каждой опе-рации» и «разрабатывать или способствовать разработке практических директив для тех, кому придется принимать решение в соответствии с параграфом 1 статьи 11 относительно забора органов у умерших». Отсутствие оговорки об отказе по морально-этическим соображениям объясняется определенной непредсказуемостью в этом вопросе. 2. Российское nраво В ст. 1 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» указано: «Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-про-дажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций».
3. Этика
Случай довольно неожиданный, так как врачи, прибегающие к отказу по морально-этическим соображениям, входят в состав бригады, регулярно осуществляющей операции по трансплантации органов. Следовательно, отказ касается не самого принципа транс-плантации, так как в этом случае они избрали бы для себя иную профессию. Дело в том, что они ставят под сомнение смерть донора. Но, согласно нормам Всемирной медицин-ской ассоциации, констатация смерти выполняется не врачами, осуществляющими транс-плантацию, а двумя другими врачами, использующими признанные научные методы. В этой связи врач, осуществляющий пересадку, должен считать своими пациентами как донора, так и реципиента и защищать интересы обоих (Декларация. Всемирной медицин-ской ассоциации – октябрь 1987 г.). Ни один врач не может производить трансплантацию, если не соблюдены права пациентов (Декларация Всемирной медицинской ассоциации – Мадрид, 1987 г.). Следовательно, врач-трансплантолог не может отказываться по мораль-но-этическим соображениям только на том основании, что имеются сомнения в правиль-ности заключения врачей о смерти или что смерть была констатирована только одним врачом. Согласно п. 11 раздела II Кодекса врачебной этики при отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.7 Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран. Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. В пункте XII.8 Основ социальной концепции Русской православной церкви отмечено: «Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью». б. Католическая. У церкви нет официальной позиции относительно оценки церебральной смерти, принимаемой в качестве признака смерти человека. Следует напомнить, что като-лическая доктрина соглашается с результатами экспериментальной науки, касающимися установления смерти человека: «Наличие определения смерти снимает вероятность кон-фликта между обязанностью уважать жизнь человека и долгом лечить и спасать жизнь другого человека» (L ’ Ossrvatore Romano, 17.12.1989 г.). Вместе с тем недопустимо с точки зрения этики предусматривать дисциплинарные санкции в отношении тех (врачей или помощников), кто отказывается принимать участие в операции по пересадке по моральным или религиозным обстоятельствам. в. Протестантская. Вне сомнения, пересадка органов носит законный характер при усло-вии, что в равной степени соблюдаются права и реципиента, и донора. г. Иудейская. Идея применить дисциплинарные санкции представляется ошибкой и неува-жением элементарных прав человека. Дело в том, что рассматриваемый случай ставит две деликатные проблемы: - забор органов; - определение момента наступления смерти. Согласно иудаизму, уважение к человеческой жизни отнюдь не предполагает пре-небрежительное отношение к телу покойного. Являясь физической оболочкой души, тело человека требует уважения даже после смерти. Необходимость почтительного отношения к останкам человека со всей определенностью подчеркнута в Талмуде. Тело и все его органы отмечены печатью святости, и мы должны проявлять по отношению к ним знаки бесконечного уважения. Аутопсия и трансплантация органов разрешаются только при вполне определенных обстоятельствах. С другой стороны, большинство представителей еврейских руководящих кругов не принимают критерий церебральной смерти. Согласно иудаизму, отсутствие движений, биения сердца и дыхания означает наступление смерти. Иными словами, смерть может быть констатирована лишь при наличии этих трех признаков. Таким образом, совершенно нормально, что есть такие врачи, которые по религиоз-ным мотивам отказываются участвовать в заборе органов. Абсолютно законно уважать религиозные убеждения всех и каждого. д. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов, взятых у умершего человека, при соблюдении следующих условий: - констатация церебральной смерти осуществляется тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирурги, которые будут производить трансплантацию, не должны входить в состав этой группы); - вознаграждение не выплачивается; - трансплантация проводится в медицинском центре, официально признанном мини-стерством здравоохранения соответствующей страны; - покойный не делал никакого заявления с возражением против забора какого-либо органа. В данном случае мы имеем дело с отказом двух членов бригады по проведению трансплантации. Приведенные выше мотивы отказа не могут его оправдать, поскольку подобная практика трансплантации уже положительно зарекомендовала себя. е. Буддийская. Необходимо сделать все, чтобы спасти больного, избегая при этом излиш-него терапевтического рвения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра медицинского права и биоэтики Тесты По дисциплине «Биоэтика»
Критерии оценки тестов: Тест – система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Студенту выставляются следующие оценки: - менее 50% правильных ответов – неудовлетворительно; - 50 – 70% правильных ответов – удовлетворительно; - 70 – 90% правильных ответов – хорошо; - 90 – 100% правильных ответов – отлично.
Составители: Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета: Сергеев В.В. – д.м.н, профессор, заведующий кафедрой _____________________ Шмелёв И.А. – к.м.н., доцент _________________ Ильина Е.Р. – к.ю.н., доцент _________________ Купряхин В.А. – к.м.н., доцент _________________
« 17 » м а я 2012 г.
Тема 1
Тема 2 ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ
1. Принципы биоэтики – это: 1) общепризнанные правила поведения; 2) основные исходные положения, закрепляющие нравственные основы отношений, возникающих по поводу вмешательства в процессы жизнедеятельности, в частности, в процессе оказания медицинской помощи, направляющие сознание и волю лица, осуществляющего свободный моральный выбор и несущего моральную ответственность за последствия вмешательства.
2. К мотивационным принципам относятся: 1) принцип деятельной любви; 2) принцип «не навреди!»; 3) принцип «делай благо!»; 4) принцип справедливости. 3. К целеполагающим принципам относятся: 1) принцип сострадания; 2) принцип совестливости; 3) принцип «не навреди!»; 4) принцип «делай благо!».
4. К экзистенциально-гуманистическим принципам относятся: 1) принцип уважения автономии пациента; 2) принцип обратной связи; 3) принцип уязвимости; 4) принцип гибкости.
5. К функциональным принципам относятся: 1) принцип сострадания; 2) принцип обратной связи; 3) принцип уязвимости; 4) принцип гибкости.
Тема 3
ПРАВИЛА БИОЭТИКИ 1. Следствиями этического анализа конкретной клинической ситуации являются: 1) этическая теория; 2) моральный выбор; 3) моральная ответственность; 4) законы и принципы биоэтики. 2. Правило неприкосновенности частной жизни связано: 1) с материальными нормами о врачебной тайне; 2) с получением информированного согласия на медицинское вмешательство; 3) с сохранением в целости чего-нибудь. 3. Правило конфиденциальности является: 1) условием защиты социального статуса пациента; 2) условием защиты экономических интересов пациента; 3) фактором обеспечения откровенности в общении между врачом и пациентом; 4) условием клинической эффективности медицинского вмешательства. 4. Правило информированного согласия нацеливает: 1) на исключительно формальную сторону общения врача и пациента; 2) на обеспечение уважительного отношения к пациенту; 3) на минимизирование возможности морального и материального ущерба, который может быть причинен пациенту; 4) на создание условий, способствующих повышению чувства ответственности медицинских работников за моральное и физическое благополучие пациентов.
5. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц: 1) имеющим любые медицинские показания для осуществления вмешательства; 2) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) совершивших общественно опасные деяния (преступления).
Тема 4
МОДЕЛИ БИОЭТИКИ. ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ Тема 5 Тема 6
Тема 7 Тема 8 Тема 9 БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ, УМИРАНИЯ И СМЕРТИ 1. Условиями трансплантации органов и (или) тканей человека являются: 1) трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья; 2) может быть применена в любом случае по решению врача; 3) операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций. 2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица: 1) не достигшего восемнадцатилетнего возраста; 2) не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга); 3) признанного в установленном законом порядке недееспособным. 3. Презумпция согласия на изъятие органов/тканей для целей трансплантации подразумевает: 1) недопустимость изъятия органов/тканей без информированного согласия потенциального донора или согласия членов семьи после его смерти; 2) изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. 4. Презумпция несогласия на изъятие органов/тканей для целей трансплантации подразумевает: 1) недопустимость изъятия органов/тканей без информированного согласия потенциального донора или согласия членов семьи после его смерти; 2) распоряжение телом умершего по усмотрению органов власти.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским работникам осуществление эвтаназии: 1) разрешается; 2) запрещается.
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра медицинского права и биоэтики
Утверждаю Декан лечебного факультета Доцент А.Г. Сонис
____________________
« 18 » м а я 2012 г.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине БИОЭТИКА Рекомендуется для направлений подготовки по специальности 060101 Лечебное дело |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы