Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уроки 8-11. Работа с текстом.



Связанная речь (начало работы над эталонным текстом)

Общий обзор заключительного этапа речевой ступени

Сегодня мы приступаем к работе над связным текстом. Вам будет предложен отрывок из трагедии Гёте " Эгмонт". Этот текст является успокаивающим, он приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксирующее свойство этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения, а также для борьбы с бессонницей (те, кто ранее ею страдал, при помощи этого текста быстро от неё избавлялся).

Некоторое пояснение. Этот текст представляет собой грезы Эгмонта - французского поэта, осужденного на казнь:

" Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без  зова, без мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются  в одно, образы радостей и скорбей. Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. Желанное безумие охватывает нас, и мы погружаемся в небытие ".

Выделим в тексте паузы, в которых необходимо делать придыхание. (Паузу выделяем вертикальной чёрточкой |)

Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие.

С каждым из этих 14 фрагментов производится самостоятельная работа, состоящая из 12 этапов.

Эти этапы - мое изобретение для развития голоса при работе с любым текстом.

Работать будем с текстом по фрагментам. Величина фрагмента определяется длиной текста от вдоха до выдоха.

Напоминаем 3 положения рта:

Первое положение.  Рот закрыт. " Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука - на груди, вторая рука (ладонь) - на голове. При этом положении, происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во " второй нос".

Второе положение.  Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). " Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во " второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному.

Третье положение.  Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец не пролезает), " второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во " второй нос".

Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения и на вибрационных ощущениях в груди.

Для наилучшего усвоения новой речевой модели создана

новая система из 12 этапов работы с текстом. Вначале идет работа

с отдельными фрагментами.

Фрагмент 1.  Сладостный сон.

12 этапов работы с каждым из фрагментов:

1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание модели) - 8 раз.

2. Проговаривание с закрытым ртом - 8 раз. Следим за ударениями в словах, устанавливаем четкий ритм фрагмента.

3. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки - А и ХА.

Это выглядит так: АХА-ХА-ХА (с закрытым ртом). Будем называть это формулой текста. Ударение ставится на первом и последнем А (выделено жирным) - 8 раз.

Это делается для подготовки максимального открытия " второго рта".

4. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для подготовки максимального открытия " второго рта".

5. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делается для подготовки максимального открытия " второго рта".

6. Произносим текст, используя звук Г. Выглядит так: АГА-ГА-ГА (с закрытым ртом) - 8 раз. Это делается для максимального открытия " второго рта".

7. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального открытия " второго рта".

8. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального открытия " второго рта".

9. Произносим сам фрагмент текста - Сладостный сон - с закрытым ртом - 8 раз.

10. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз.

11. То же самое с открытым ртом - 8 раз.

12. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Изменение в следующем: первый раз произносим фрагмент в привычной манере, второй раз - с пафосом, т. е. торжественным тоном. Применение этого приема приводит к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора. Таким образом происходит закрепление психоакустической модели голоса: " вся сила голоса - в интонации" (Ф.И. Шаляпин).

Фрагмент 2. ты приходишь.

12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом.

Формула текста - АХА-ХА-ХА (ударение на третьем А).

Фрагмент 3.  как чистое счастье.  

Те же 12 этапов.

Формула текста - АХА-ХА-ХА-АХА (ударение на втором и пятом а).

Фрагмент 4.  без зова.  

12 этапов.

Формула текста - АХА-ХА (ударение на втором А).

Фрагмент  5. без мольбы  

12 этапов

Формула текста - АХА-ХА (ударение на третьем А).

Фрагмент 6. сам собою.

12 этапов.

Формула текста - АХА-АХА (ударение на первом и третьем А).

Работа с фразой  

Повторим текст урока не менее 8 раз в трех положениях рта: Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою.

В открытом положении рта один раз произносим текст в привычной манере, другой раз с пафосом, т.е. торжественным тоном. Напоминаю, что это приведет к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора и, в свою очередь, к закреплению психоакустической модели голоса.

Суммарное время работы над этим отрывком составляет 30-40 минут, включая полюбившиеся вам упражнения для настройки голоса. Настройка примарного тона обязательна.

Остальное - по желанию и наличию времени.

Орфоэпия  (особенности произношения учебного текста) Сладостный сон  произносится как " Сладосный сон", буква Т не произносится (правило: сочетание " стн" произносится как " сн" ).

Чистое счастье.  Произносится: " Чистае щасьтье" (правило: безударные гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание " сч" произносится как " щ" ). Произносятся так, как пишутся, только ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их отличие от звучания в ударном положении. Все особенности произнесения гласных звуков впитываются с молоком матери. Более подробно о правилах произношения гласных и согласных звуков можно прочитать в любом учебнике по фонетике или орфоэпии (произношении). Для общей культуры эти сведения не будут лишними.

Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над этими 6 маленькими фрагментами требует не менее 5-6 часов (если по полчаса в день, то в течение примерно двух недель).

Главное здесь - не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц, за неподвижностью нашего главного " врага" - диафрагмы, а также следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы. С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести эти первые 6 фрагментов - и сладостный сон придет к вам, как чистое счастье.

Урок 9.

Продолжение работы над текстом  

(фрагменты 7-10)

Настройка аппарата - 15 мин.

Повторение урока 7-15 мин. Повторили первые 6 фрагментов в связном тексте Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою.

Фрагмент 7. Мысли теряют связь.  

12 этапов. Формула текста - АХА-АХАХА-ХА (ударение на первом и четвертом и пятом А).

Фрагмент 8.  Смешиваются в одно.  

12 этапов.

Формула текста - АХАХАХА-АХА (ударение на первом и последнем А).

Фрагмент 9.  Образы радостей.

12 этапов.

Формула текста - АХАХА-АХАХА (ударение на первом и четвертом А).

Фрагмент 10.  И скорбей.  

12 этапов.

Формула текста - АХАХА (ударение на втором А).

Урок заканчивается проговариванием текста урока: Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей.

Для проговаривания текста урока общего правила нет. Вы можете, если вам позволяет время и у вас очень сильная мотивация, пройтись по всем 12 этапам. Это максимум. А можете ограничиться последним 12-м этапом. Это минимум. Всё зависит от вас.

Урок 10.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь