Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и хронологические рамки ИДВ.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Предмет и хронологические рамки ИДВ. ДВ – совокупность древнейших государств, непосредственно хронологически и духовно предшествующих античной цивилизации. Располагавшихся на тер. Северной Африки, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Хрон. Рамки ИДВ: первые в истории чел-ва гос-ва возникают в средине и 2-й пол. 4 тыс-я до н.э. В 20-30-е гг. 4 в. до н.э. история гос-в, находящихся на тер. Африки и Ближнего Востока заканчивается (завоёваны А. Македонским). Древний период гос-в Средней Азии, Индии, Китая заканчивается не ранее 3-4 вв. н.э. Цель ИДВ: изучить зарождение, становление, развитие, упадок и гибель всех вышеназванных древнейший гос-в, их соц.-эк. строй, полит. устройства, идеологии, культуры, их отношений между собой и окружающим миром.
Влияние географической среды на развитие древневосточного общества. Влияние геогр. среды на какое-то чел. общ-во всегда обратно пропорционально технич. вооружённости этого общ-ва. Чем ниже техн. уровень развития, тем сильнее ощущается воздействие окр. среды. Древневост. общ-ва были техн. слабо вооружены и подвержены воздействию геогр. среды. Геогр. среда – сложный комплекс различных природных факторов, таких как климат, наличие полезных ископаемых, водные ресурсы, флора и фауна, плодородие почв. Все древн. цив-и востока расцвели в субтропических клим. поясах со среднегод. т. +22. Они зародились в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхе (назывались гидравлическими цив-ми, кроме Хеттов)). Возм. последствия разлива рек: · при умелом использ-и разливов рек происходил расцвет жизни и развитие благосост. народа · необузданные чел-м разливы рек приносили бедствия, разрушения, смерть. Природа ставила перед человеком задачу объединиться, чтобы обуздать реку. Для этого нужно было строить большие ирриг. соор-я, дамбы, каналы и т.д. Большие патриархальные семьи объединились в соседние или тер-е общины. Возрастала роль общинной верхушки. Общины объединялись в гос. образования с сильной центр. властью, способной руководить широкомасштабными работами. Характер и особенности древневосточного общества. Древневост. ощ-во – это рабовлад. общ-во. Основной ячейкой древневост. общ-ва была большая патриархальная семья. Важн. ос-сть древневост. общ-ва заключается в длительном сохранении тер. общин и наличии категории мелких землесобственников, являющихся непосредственными производителями матер-х благ. Специфика структуры древневост. общ-ва (экономическая стр-ра)(3 категории): · эксплуатируемые не собственники · эксплуатирующие собственники · неэксплуатирующие собственники Месопотамия эпохи Хаммурапи (юридическая стр-ра): · авилум (полноправный свободный гражданин, член патриархальной общины) · мушкенум (свободный человек, потерявший связь с территориальной общиной и попавший под зависимость царя или отдельных лиц) · вардум (раб) Существовала соц-я мобильность, человек мог переходить из категории в категорию: · экспл-мые не собственники – мушкенум, вардум · экспл-щие собственники – авилум, мушкенум · неэкспл-щие собственники – авилум, мушкенум.
Египет Раннего царства Раннее царство (3000-2800 гг. до н.э.). Правление 1 и 2 династий. Первыми правителями считаются Менес и Нар-Мер. Главная задача в эту эпоху – окончательное покорение Нила. Столицей объединённого гос-ва становится Абидос (город Осириса). Правитель воплощал единство страны, считался священной фигурой. В эпоху РЦ (эп. энеолита) развивалось колоссальное кол-во орудий труда. Археологи обнаружили также огромное кол-во разнообразной керамики. В строительстве использовалось дерево, кирпич-сырец, камень. В эпоху РЦ была создана серьёзная ирригационная система. При низком техническом уровне это влияло экономическому развитию. Ремесленному прогрессу в Египте в этот период способствовал тот факт, что всё необходимое для экон. разв. (камень, лес, заросли папируса) было в дельте Нила. За медью, которой не хватало, они отправлялись на Синайский п-в, за золотом – в пустыню на востоке, позже вывозили его с Нубии. Египтяне выращивали ячмень, полбу, занимались скотоводством (овцы, козы, свиньи (их ели)). В дельте разв. садоводство, виноградарство, огородничество, выращ. лён, занимались охотой, рыбной ловлей. В период РЦ складывается общеегипетский админ. аппарат. Существовало многоотраслевое царское хоз-во, которое включало пастбища, ремесленные мастерские и пр. Это большое хоз-во называлось Дом царя. Админ. центры назывались номами. Вельможи номов и чиновники получали натуральное довольствие от царя. Источников от этого периода не сохранилось, но мы знаем, что существовало большое имущественное расслоение. Фараоны 1 и 2 дин. вели активную вн. политику. Они вели войны в Ливии (ливийцы воровали у них скот) и на Синайском п-ве (там были залежи меди, им нужна была защита от синайских племён), они начинали двигаться в Нубию. Также южные египтяне постоянно усмиряли северных. Египет Позднего царства Позднее царство (1050-332 гг. до н.э.). Правление 21-30 династий. · Международный престиж Египта всё более падает · В 1 тыс. до н.э. начинается Железный век, но в Египте нет железа · Многие крестьяне аж до эпохи эллинизма пользовались деревянными орудиями · Активная вн. политика при НЦ истощила ресурсы. Около 950 г. до н.э. фараоном становится ливиец – Шешонок 1 – основатель 22 дин. (950-730 гг. до н.э.). Столицей становится Бубастис (в дельте Нила). 22 дин. – дин. Бубастисов. В 930 г. до н.э. он захватывает Иерусалим, нападал на Нубию. Велось активное строительство внутри страны, пытался привлечь жречество. Нубия начинает активно развиваться. В 8 в. здесь складывается новое гос-во – Напата. В конце 8 в. фараоны Напаты совершали походы в Египет с целью создать Египетско-Напатское царство с эфиопской династией. С 615 по 671 гг. до н.э. существует эфиопская династия – 25 дин. егип. фараонов. В этот период Египет сталкивается с Ассирией. В 671 гг. до н.э. Ассирийский царь Асархаддон, разбив войска Татарки, прогоняет представителей Напаты на тер. Судана. С 671 по 655 гг. до н.э. Египет находится в составе Ассирии, но ассирийцы не управляют страной. Было 20 намархий, поставленных под контроль ассирийцев. В 663 г. до н.э. ассирийцы воюют с приемником Татарки и одерживают окончательную победу. Конец 25-й династии. В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 486-484 гг. до н.э. происходит национально-освободительное восстание в Египте, начавшееся после смерти Дария I. В 360—343 до н. э. правит Нектанеб II — последний независимый египетский фараон с 30 дин. В 343 до н. э. персидский царь Артаксеркс III побеждает Нектанеба II и вновь подчиняет Египет Персии, основывая 31 династию. В 332 до н.э. Александр Македонский завоевывает Египет.
Культура Древнего Египта Письменность возникает ещё в Додинастический период, это вызвано экономической необходимостью. Древнеегипетский язык был забыт 2 тыс. лет назад. Он был близок к семитским языкам, также сходство проявлялось с языками народов Ливии, Судана. Древнеегипетский язык принадлежал к семье афро-азийских (семито-хамитских) языков. К концу 4 тыс. до н.э. формируется иероглифика – характерная егип. пис-ть, которая развивается с пиктографии (рисун. письма). Егип. иероглифика представляла собой следующий этап после пиктографии, в её основе лежали идеограммы, которые выражали некие идеи. Иероглифика была не единственной формой письма. Позже на её основе появляется иератика (священное письмо) и демотика (народное письмо). В Позднем Египте все 3 системы взаимодействовали. Внешний облик египтян значительно отличался от других. Это были люди среднего роста, широкоплечие, стройные, смуглые, имели чёрные прямые волосы. В эпоху РЦ (эп. энеолита) развивалось колоссальное кол-во орудий труда. Археологи обнаружили также огромное кол-во разнообразной керамики. В строительстве использовалось дерево, кирпич-сырец, камень. Египтяне выращивали ячмень, полбу, занимались скотоводством (овцы, козы, свиньи (их ели)). В дельте разв. садоводство, виноградарство, огородничество, выращ. лён, занимались охотой, рыбной ловлей. В эпоху ДЦ строились пирамиды. Фараон 3 дин. Джосер построил первую ступенчатую пирамиду. При 4 дин. уступы пирамид закладывались каменными блоками. В г. Гизы известны 3 пирамиды, посв. Хеопсу, Хефрену и Микерину. До сих пор не понятно, как строились пирамиды, есть много версий. Рабочих, которые их строили, было не менее 100 тыс., как правило, это были наёмные работники, также там были проф. ремесленники. Египет назыв. царством мёртвых, там уделяли много времени и ресурсов загробной жизни (строили города Мёртвых, пирамиды). Египтяне делали мумию для того, чтобы сохранить тело (по религ. убежд. душа не могла существовать без тела). Скульптура фараона почти идентично соответствовала телу, также на гробнице писали имя фараона. При СЦ начинает разв. стеклоделие, больших успехов добились в ювелирном мастерстве. Произошли изменения в египетском языке (появл. скоропись – иератическое письмо). Происходит развитие наук: математика, медицина, появл. словари-справочники, разв. стенопись (искусство). В эпоху НЦ начинается колоссальное храм. строительство. Главное место почитания Амона в Фивах – Карнакский храм – превращ. в мощное сооружение. Тутмос 1 высекает себе гробницу в пустынном ущелье – «Долине царей», в нильской долине отдельно устраивает поминальный храм. Изв. источниками периода явл. «Анналы Тутмоса 3». Изготовление пастового стекла для ювелирных украшений становится самост. отрослью. В ПЦ начинается Железный век, но в Египте нет железа, продолж. пользоваться дерев. орудиями. Религия Древнего Египта Фараон в Египте считался священной фигурой, после смерти он причислялся к великим богам Египта, удостаивался особого культа. По легенде бог Осирис был убит своим братом Сетом. Богиня Исида, супруга Осириса, воспитывала их сына Хора как мстителя за смерть отца. Одолев в схватке Сета, Хор отправился на поиски частей тела своего отца. Собрав их, Исида воскрешает Осириса, который стаёт верховным богом. Таким образом, при жизни фараон считался Хором, после неё – Осирисом. Боги обычно изображались в человеческом виде, но с головой какого-то животного. Египет назыв. царством мёртвых, там уделяли много времени и ресурсов загробной жизни (строили города Мёртвых, пирамиды). Египтяне делали мумию для того, чтобы сохранить тело (по религ. убежд. душа не могла существовать без тела). В эпоху СЦ Аменемхет 1 вводит нового гос. бога Амона, который отожествляется с богом Ра, также возвышается Осирис. В этот период происх. религ. рев-я: каждый умерший теперь мог стать Осирисом, получив право на загробную жизнь. В период Аменхотепа 4 (1372-1354 гг. до н.э.) в противовес богу Амону-Ра он поднял значение бога Атона. Символом культа Атона становится солнечный диск с исходящими от него лучами. Атону начинали возводить храмы по всему Египту, при этом остальные боги преследовались. Такая попытка реформы называется генотеизм – многобожие при верховенстве одного бога. Данная попытка реформы не устоялась, после смерти Эхнатона всё вернулось к прежнему состоянию. Богам поклонялись в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма была культовая статуя в святилище. Храмы не были местами общественных богослужений или собраний, и только в определенные дни праздников и торжеств статую божества выносили из святилища для публичных богослужений. После Нового царства, роли фараона в качестве духовного посредника была преуменьшена, религиозные обычаи перешли к прямому поклонению богам. В результате жрецы разработали систему оракулов, для сообщения воли богов непосредственно народу.
Образование в Месопотамии державы Саргона Древнего (Аккадского) и Саргонидов. Саргон Аккадский правил в 2316-2261 гг. до н.э. Он создал крупнейшее гос-во в Средней Азии (существовала историческая необходимость в объединении номов Двуречья). После создания гос-ва (это был достаточно длительный процесс, который заключался в завоеваниях других номов) он приступил к реформам: · все номы формально сохранили свои филиалы власти · энси назначались непосредств. Саргоном, отчитывались только перед ним · Саргон включил храмовое хоз-во в состав царского хоз-ва (с 24 в – единое царско-храмовое хоз-во в Месопотамии) · Саргон вводит большое профессиональное войско (до 6 тыс. воинов), распускает номовые дружины · перестаёт давать землю взаймы · вводится единая система меры и весов · вводятся форпосты на морских и речных торговых путях. На смену родовой аристократии приходит служилая аристократия (родовую Саргон уничтожил). Саргон начинает переманивать жрецов на свою сторону, которые доказывают его божественное происхождение. Основной опорой власти становится войско (военно-бюрократическая знать). В 24 в. складывается деспотия. Последствия: · общинники получили колоссальный налог, при Саргонидах начинаются бунты · царь за бесценок скупает земли (даже в усл. деспотии он не являлся верховным соб-м земли) · тер-я община и патриарх. семьи сохраняются, но не являются собственниками земли · развивается внешняя политика (походы в Сирию и Малую Азию). Один из выдающихся приемников Саргона – Нарам-Суэн (20-30 гг. 23 в.). Он подписал договор с Эламом: · Элам сохранил независимость, но лишался права на самост. внешн. политику · появился новый титул – Царь четырёх стран света · независимость номов была полностью уничтожена · Н.-С. провозгласил себя богом, каждый энси являлся его рабом. Социальная стр-ра гос-ва: · Саргон опирался на народные массы, Саргониды эти массы потеряли, потому что общины были разорены войнами · старая родовая знать была полностью уничтожена · царско-храмовые работники находились в тяжёлом положении · жречество было недовольно, поскольку Саргониды захватили храмовое хоз-во · на стороне царя осталось войско и новая служилая аристократия На рубеже 23-22 вв. до н.э. с Иранского нагорья вмешался внешний фактор – племена кутиев, которые в скором времени разорили всю Месопотамию.
Ассирия в 14-11 вв. до н.э. Образование Ассирийского царства было обусловлено активной внешней политикой правителя Шамши – Адада1(1813-1781). Его войска захватили северомесопотамские города, расположенные в басейнах Балиха и Хабура, подчинили себе Мари и часть западносемитских племен, заключили союз с Каркемишем и овладели сирийским городом Катной. В результате этого, к Ассирии переходит посредническая торговля с западом. Таким образом Ассирия превратилась в крупное переднеазиатское государство. При приемниках Ш-А Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. При возвышении Вавилона и правлении Хаммураппи Ассирия попадает в подчинение Вавилонии, а после падения 1 династии вавилонских царей Ассирия становится добычей молодого государства Митани. В 15 в ассирийцы пытаются возобновить могущество своей державы с помощью дипломатии. При поддержке Египта Ассирия развивала свои внешнеполитические успехи. К примеру Ашшур-Убаллит 1 установил родственные отношения с вавилонским царским домом. Наивысший подъем наблюдается в 13 в. Удается подчинить Митани. Царь Тукульти-Нинурта 1 совершает успешный поход в Сирию, одерживает ряд побед над вавилонянами. Тиглатпаласар 1 основной удар был направлен на запад, были захвачены Сев.Сирия, Сев. Финикия, юго-вос. Часть Малой Азии. Расцвет Ассирии закончился на рубеже 12-11 вв, с навалой семитоязычных племен амореев. Ассирия в 9-7 вв. К началу 9 века гос-во окрепло, восстановило власть в Северной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику. Особенно активизировалась при двух царях: Ашшурнацирапале 2 (883-859) и Салманасаре (859-824). При первом успешные войны с племенами Наири, захват ряда пограничных пунктов с Вавилоном. Особенно стремились ассирийцы на запад, в район Восточносредиземноморского побережья., т.к. это был богатый на природные ископаемые район, выгодно расположенный географически. Через него проходили важные торговые пути. В этом направлении действует Ашшурнацирапал 2. Он разбивает аморейские племена в Сирии, достигает берегов Северного моря, берет дань у ряда финикийских городов. Его сын продолжает завоевательную политику: · на севере: войны с Урарту (удалось захватить столицу, хотя войны позднее приняли затяжной хар-р) · борьба с Вавилоном: успех, войска вторглись далеко вглубь страны, дошли до берегов Персидского залива · западное направление: 856г. – покорение Бит-Адини. Вывод: 9 век был периодом экономического и военно-политического подъема Ассирии или временем «второго возвышения». В конце 9 -начале 8 века снова упадок. Внутренние проблемы, из-за войн, мятежи, упадок экономики. 763 г. – мятеж в Ашшуре, только через пять лет – мир. Борьба между различными группировками внутри господствующего класса. Усиливались сепаратистские стремления наместников. Упадку способствовала международная обстановка: на первое место выдвинулось Урарту, которое даже совершало удачные походы против ассирийцев. Реформы Тиглатпаласара 3-го добились того, что ассирийская армия стала очень могущественной, Ассирия начала завоевательную политику. Третий расцвет приходится на 40-е гг. 8 в до конца 40-х гг 7 века до н.э. и он был самым блестящим. 743-740 – разгромили коалицию северосирийских и малоазийских правителей 738 и 735 – два удачных похода против Урарту В 30-х гг. Против Ассирии выступила новая коалиция из Дамасского и Израильского гос-в, но эта тяжелая война была выиграна Удалось так же закрепиться в Мидии, победить Вавилон и короноваться в 729 г. В этом городе. Все это превратило Ассирию в крупнейшее гос-во Передней Азии, в состав которого входила Месопотамия, большая часть Восточного побережья Средиземного моря и ряд областей Мидии. Тиглатпаласар вводит систему провинций, которые стали частью Ассирии и лишены были самостоятельности. Впервые стало проводиться систематическое переселение из одной завоеванной области в другую. Саргон 2 разгромил Израильское царство, нанес сокрушительный удар Урарту, вел борьбу за сохранение власти над Вавилоном, царь Асархаддон завоевал Египет. Царь Ашшурбанапал создал самую обширную на ДВ библеотеку, боролся с рядом востаний покоренных территорий внутри царства. Причины падения: · однобокое развитие экономики, · социальные конфликты, - отсуцтвие политического единства, · просчеты в организации системы управления огромной державы, · нарастающая борьба покоренных государств и народов, · ослабление ассирийской армии в конце 7 века, · война Вавилонии и Мидии против Ассирии.
Нововавилонское царство В конце 13 века начинается упадок Вавилона, которым воспользовались Элам и Ассирия. В Вавилонии было сильное стремление к независимости. В 626 году вспыхнуло восстание против ассирийского владыки во главе с Набопаласаром. Он восстановил традиционный союз с Эламом, укрепив власть на севере страны и установил Нововавилонскую или халдейскую династию. В 616 г. Вавилоняне захватили Урук, в следующем году – Ниппур. Поддержку неожиданно оказали мидийцы, которые в 614 г. окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев взять ее, захватили Ашшур. Мидийцы и вавилоняне заключили союз. С попеременным успехом война шла до 609 года, когда мидийцы и вавилоняне окончательно разгромили ассирийцев. После этого, на Ближнем Востоке осталось 3 мощных гос-ва: Мидия, Вавилон и Египет. После смерти Набопаласара в 605 году царем Вавилонии был провозглашен Навуходоносор 2. Его царствование было периодом экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на ДВ. Основной отраслью производства в Вавилонии 7-4 в. было сельское хозяйство, земледелие базировалось на искусственном, ирригационном земледелие. В нововавилонское время значительного развития достигло ремесло. В текстах упоминаются: каменотесы, ткачи, кузнецы, медники, плотники, строители, ювелиры, пекари, пивовары. После смерти Навуходоносора 2 в 562 году вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику, устранять неугодных им царей. После долгой борьбы, престол достался Набониду (556-539 гг). Хотел объявить Сина вместо Мардука верховным божеством, чтобы объединить вокруг племена арамеев. Но это привело к конфликтам со жречеством. В 539 году персы разгромили вавилонян, в город торжественно въехал Кир 2
Шумеро-Вавилонская культура Месопотамия - один из важнейших центров мировой цивилизациии передней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры это письменность, которая возникла на рубеже 4-3 тыс. сначала шумерское письмо было пиктографическим, в дальнейшем развилось до клинописи. Одним из крупных достижений культуры стали библиотеки, самой знаменитой из которых была библиотека царя Ашшурбанапала, собранная в Ниневии. Так же, в Месопотамии еще с третьего тысячелетия до нашей эры возникали архивы. Существовали школы, которые готовили, главным образом писцов для гос-венного и храмового управления. Основным предметом были шумерский язык и лит-ра. Сохранилось мноество поэм, лирических произведений, гимнов, легенд и сказаний, которые были присущи шумерской лит-ре. («Плач о гибели жителей Ура», цикл сказаний о Гильгамеше). Большую ценность составляют ассирийские анналы. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский город почитал своего бога – покровителя, кроме того были боги которые почитались по всему Шумеру. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту, бог луны Наннар, богиня любви и плодородия Инанна, бог живой природы Думузи ( вавилонский Таммуз). Верховным Вавилонским богом Был Мардук. Реформы Дария I в Персии Восстания народных масс 522 — 521 гг. до н. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая их уроки, Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочили сбор податей и увеличили контингента войск. Реформы: · Дарий I разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. Сатрапии по своим размерам превосходили провинции более ранних империй (например, Ассирии), в ряде случаев их границы совпадали со старыми государственными границами стран, входивших в состав Персидской державы (например, Египет). Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Продолжительность службы сатрапа не была ограничена каким-либо определенным сроком. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников. · Дарий I ввел новую систему государственных податей. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для них денежные подати, установленные с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородия. Персы не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных территорий (например, финикийцы, киликийцы и др.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов (около 232 т) серебра. · Развитие товарно-денежных отношений требовало и монетной реформы. После 517 г. до н. э. Дарий I ввел единую для всей империи монетную единицу, основу персидской денежной системы,— золотой дарик. Чеканка золотой монеты была привилегией персидского царя. · Для облегчения связи между различными частями огромной державы были проложены широкие дороги, мощённые камнем. Главная из них вела из Суз к Эфесу. В 518 года до н. э. был восстановлен древний канал от Нила до Суэца. В результате проведения этих реформ в жизнь была создана новая административная система, в дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпевшая существенных изменений. Также его реформы способствовали развитию международной торговли.
Культура Древней Индии Литература. Древнейшие из памятников — веды. Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело в конечном счете к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция — две поэмы, «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма. Ко 2 пол. I тыс. до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки в III в. до н. э. Согласно буддийским преданиям, в I в. до н. э. на Ланке записан весь канон тхеравады. Из произведений научной литературы следует прежде всего упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини примерно в IV в. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, психология, медицина. Арьябхатта (V в.) предполагал вращение Земли вокруг Солнца. Арабские цифры также родом с Индии. Архитектура и искусство. Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Главной достоприм. Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н. э. Древн. памятниками индийской скульптуры являются каменные колонны, на которых высечены надписи Ашоки. В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры: Гандхары (Сев.-Зап. Индия, под влиянием античного искусства), Матхуры (центр. ч. Сев. Индии) и одной из областей Декана. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти 1 тыс.л., начиная с послемаурийского времени.
Культура Древнего Китая Письменность. Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Большинство иньских знаков представляло собой идеограммы. Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тыс. до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Письменность ханьского времени почти не отличается от современной. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках. Писали тушью с помощью кисти. С сер. I тыс. до н. э. китайцы писали также на шелке. На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. Литература. Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в сборник поэзий «Шицзин», который включает 4 раздела и 305 произведений. Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого отразились противоречия современного ему общества. Произведения наиболее известного из ханьских поэтов — Сыма Сян-жу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню. Искусство. В музыке, поэзии, танце конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. В дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Чанъань, например, окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы. Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи, существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения. Наука. В эпоху Чжаньго развивались научные знания, прежде всего математика. Во II в. до н. э. составлен трактат «Математика в девяти книгах». С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения в области астрономии и календаря. В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять иглоукалывание. К III в. относится применение врачом Хуа То анестезии.
Предмет и хронологические рамки ИДВ. ДВ – совокупность древнейших государств, непосредственно хронологически и духовно предшествующих античной цивилизации. Располагавшихся на тер. Северной Африки, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Хрон. Рамки ИДВ: первые в истории чел-ва гос-ва возникают в средине и 2-й пол. 4 тыс-я до н.э. В 20-30-е гг. 4 в. до н.э. история гос-в, находящихся на тер. Африки и Ближнего Востока заканчивается (завоёваны А. Македонским). Древний период гос-в Средней Азии, Индии, Китая заканчивается не ранее 3-4 вв. н.э. Цель ИДВ: изучить зарождение, становление, развитие, упадок и гибель всех вышеназванных древнейший гос-в, их соц.-эк. строй, полит. устройства, идеологии, культуры, их отношений между собой и окружающим миром.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы