Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Таковы, вкратце, принципы добродетели; каждый, кто следует им, (несомненно) достигнет долгой жизни, здоровья, благополучия, славы и вечного мира.



Так заканчивается глава, называемая Диначарья, вторая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя сам-хиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты

Перевод М.Е. Момота. Комментарии И.И.Ветрова

Глава 3.Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок)

1. Теперь мы изложим главу Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок) – так сказал Атрея и остальные мудрецы

Глава 3.Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок)

1. Теперь мы изложим главу Ритучарья Адхьяя (сезонный распорядок) – так сказал Атрея и остальные мудрецы.

2. Пары месяцев (маса), начиная с месяца магха, образуют шесть риту (сезонов): шишира, васанта, гришма, варша, шарат, хима (хеманта). Первые три сезона, начиная с шишира (шишира, васанта и гришма), образуют уттараяну (северное полугодие), которое также называют адана-кала, из-за того что в это время солнце ежедневно уносит силу людей.

Комментарий. Месяцы и сезоны можно представить следующим образом:

Пары месяцев Сезоны
магха и пхалгуна (от середины января до середины марта) шишира риту (холодный сезон с малой влажностью)
чайтра и вайшакха (от середины марта до середины мая) васанта риту (весенний сезон)
джьештха и ашадха (от середины мая до середины июля) гришма риту (летний сезон)

Три риту (сезона), указанные выше, образуют уттараяну (северное полугодие) или аданкалу (период ослабления).

Пары месяцев Сезоны
шравана и бхадрапада (от середины июля до середины сентября) варша риту (дождливый сезон)
ашваюджа и картика (от середины сентября до середины ноября) шарат риту (осенний сезон)
маргаширша и пауша (от середины ноября до середины января) хеманта риту (зимний сезон)

Три риту (сезона), указанные выше, образуют дакшинаяну (южное полугодие) или висарга-калу (период усиления).

Следует сказать, что сезоны, описанные в данном трактате, соответствуют лишь географическим и климатическим условиям Юго-Восточной Азии. На Европейском континенте сезоны года сильно отличаются от тропического и экваториального климата и поэтому требуют соответствующей коррекции.

Весна, как правило, начинается в конце марта - начале апреля и продолжается до периода цветения растений (конец мая - начало июня). Лето - с середины июня до двадцатых чисел августа, осень обычно длится не более 2-х месяцев - сентябрь и октябрь. В ноябре, с первыми заморозками и выпадением снега - следует начало зимы, которая продолжается обычно до последних чисел марта. Поэтому рекомендации, данные в “Аштангахридая самхите”, должны быть адаптированы на европейский континент. Вата-доша доминирует, как правило, в периоды холодной и морозной погоды, либо в периоды сухих и сильных ветров. Питта-доша царствует во время жаркого и, особенно, влажного лета и весны. Капхе соответствует влажная и холодная погода, которая нередко доминирует на севере России и в Приморских зонах почти 5-6 месяцев.

3. Вследствие природы своего пути солнце и ветер становятся очень сильными и сухими во время этой аяны (уттараяна) и уносят все прохладные свойства земли. Три вкуса – тикта (горький), кашая (вяжущий) и катука (острый) – усиливаются соответственно (в трех соответствующих риту уттараяны), поэтому это полугодие является агнея (преимущественно огненным по природе).

Комментарий. Тикта (горький вкус) преобладает во время шишира (холодного зимнего сезона), кашая (вяжущий вкус) – во время васанта (весны), а кату (острый вкус) – во время гришма (летом). Следует учитывать данные вкусы (расы) при назначение диеты для пациентов.

4-6. Три риту, начиная с варша (варша, шарат и хеманта) образуют дакшинаяну (южное полугодие), или висарга-калу – время, когда солнце отдает силу людям. Поскольку луна усиливается, а солнце отдает свою силу в этот период, земля охлаждается, защищаемая от солнечных лучей облаками, дождем и холодным ветром. Три маслянистых вкуса – амла (кислый), лавана (соленый) и мадхура (сладкий) – усиливаются соответственно (в трех соответствующих риту) этого полугодия.

Комментарий. Вкус амла (кислый) преобладает во время варша (дождливого сезона), вкус лавана (соленый) преобладает во время шарат (осеннего сезона), а вкус мадхура (сладкий) – во время хеманта (зимой).

7. Во время шитакала (холодный сезон, состоящий из ритухеманта и шишира) сила людей максимальна, а во время вришти и гхарма (дождливый и жаркий сезоны, состоящие из риту варша и гришма) она ничтожна (минимальна). В остальные сезоны она является средней (умеренной).

8. Во время хеманта люди сильны, в это время становится интенсивным анала (огонь в пищеварительном тракте, то есть пищеварительная деятельность), так как он ограничен (в своем распространении) холодом (в атмосфере). Он начинает переваривать ткани (тела), имея поддержку вайю (доши вата в теле); поэтому во время хеманта (зимой) следует использовать (вещества, имеющие) сладкий, кислый или соленый вкус.

9-10. Поскольку ночи (в это время) длинны, люди начинают ощущать голод уже (ранним) утром; поэтому после совершения омовения необходимо выполнить действия, входящие в процедуру абхьянга (умащение и омовение тела с головой), используя лечебные масла, ослабляющие дошу вата, затем следует выполнять мурдха-тайлу (окунание головы в лечебные масла), мягкий массаж тела, практиковать борьбу с опытными (борцами) вполовину силы и подвергаться массажу ногами, осуществляемому аккуратно (опытным мастером).

Комментарий. В этот период времени года закрываются поры тела и уменьшается теплоотдача и потоотделение. Повышается потребность организма в энергии, но при этом существует опасность накопления патологической слизи, ведущей к частым простудным заболеваниям (ОРВИ). Поэтому Вагбхата Муни рекомендует регулярное выполнение динамической гимнастики. Мужчины могут заниматься борьбой или игровыми видами спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.п.). Женщинам рекомендуется усиленно заниматься аэробикой, шейпингом или танцами. Поскольку активизация вата-доши приводит к повышенной сухости кожных покровов, желательно выполнение абхьянги (масляного массажа). Лучше всего использовать кунжутное или оливковое масло. Наиболее оптимально мужчинам наносить масло на области головы, воротниковой зоны, груди, живота, поясницы, коленных суставов и стоп. Женщины могут не применять масло на волосистую часть головы (по крайней мере, выполнять эти рекомендации не чаще одного раза в неделю).

11-14. После этого масла (покрывающие голову и тело) должны быть удалены омовением вяжущими (отварами, порошками и т.п.) и купанием. Затем следует нанести пасту или порошок кумкума (кешара) и дарпа (кастури), тело должно быть подвергнуто действию воскурений агуру; следует использовать суп со сливочным или топленым маслом, белковые продукты, вино, приготовленное с неочищенным пальмовым сахаром (черной патокой), с плавающей на поверхности сурой, а также суру как таковую; в пищу следует принимать блюда, приготовленные из муки пшеницы и из цельного зерна, продукты из сахарного тростника и из молока, блюда, приготовленные из свежесобранного зерна и растительных масел. Для омовения должна применяться теплая вода; во время сна необходимо использовать толстое одеяло, сделанное из хлопка, кожи, шелка, шерсти или коры деревьев, легкое по весу; следует находиться на солнце и у огня (умеренно); следует постоянно носить обувь.

Комментарий. Идеальным способом очищения от избытков масла является обтирание тела нутовой или гороховой мукой. Можно использовать пшеничную муку вместе с куркумой в соотношении 1: 20. В западных странах в последние десятилетия женщинами принято носить в холодное время года синтетические колготки. Однако, с точки зрения Аюрведы, синтетика вызывает ослабление “нижнего этажа” тела и ведет к различным заболеваниям органов малого таза (почек, толстого кишечника, гинекологии). Поэтому мы настоятельно рекомендуем женщинам, несмотря на современные веяния моды, перейти на использование теплых брюк или шерстяных колготок. Обувь должна быть тоже теплой, ибо стопы человека тесным образом связаны не только с органами малого таза, но и с верхними дыхательными путями.

Женщины с хорошо развитыми бедрами, грудями и ягодицами, соблазнительные и прекрасные, благодаря использованию аромата благовоний и духов, юные, горячие телом и вызывающие симпатию, удаляют холод (своими объятиями и т.д.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь