Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Темы публикаций и жанровая составляющая как фактор журналистской специализации.
Быть всезнайкой в журналистике невозможно. Поэтому большинство газетчиков предпочитает выбрать для себя одну ведущую тему. Что влияет на выбор жизненного материала, предназначенного для осмысления и опубликования: Ø Концепция данного СМИ, миссия или представления о ней, имеющиеся в редакции; Ø специализация издания, канала; Ø потребности аудитории; Ø редакционный план работы; Ø персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста. Но главным образом решение мотивируется событиями, сообщения о которых могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности, опыте значительной части аудитории, и потому сведения о них попадают на газетные полосы и в эфир. Так вот события, влекущие за собой подобные изменения, создают информационный повод, то есть необходимость их обнародования. Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Жанрообразующие факторы: 1) предмет отображения («что?») 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»). Информационные жанры публицистики. Информация – это вся совокупность сведений, которые журналистика несет своей аудитории, независимо от способа их представления. Свойства журналистской информации: 1) социальная; 2) идейно насыщенная; 3) документально отражающая действительность (опора на факты, точность в отображении явлений); 4) оперативность; 5) краткость; 6) аналитичность. Информационная группа жанров выделяется по назначению: оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт. Информация может быть общая (удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (специализированная). Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений. Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму. 1. Заметка. Лаконичное сообщение об актуальных, новых, затрагивающих общественный интерес событиях и явлениях социальной практики, ориентирование читателя. Структурно-композиционное построение: заголовок – лид – зачин – подробности. 2. Отчет – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии. 3. Репортаж - развернутое сообщение, отражающее поступательное развитие реального события с предельной наглядностью, порождающей «эффект присутствия». По своей природе репортаж имеет синтетический характер: в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции. Виды репортажа: событийный, постановочный, проблемный, тематически-познавательный, актуальный, репортаж – расследование. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие: зарисовочная заставка - репортажное описание – концовка. 4. Интервью - развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации. Аналитические жанры публицистики. 1. Корреспонденция – жанр, вскрывающий закономерность конкретных фактов действительности в их безусловной пространственно-временной локализации. Виды корреспонденции: оперативная (узкая по масштабам темы), проблемная / постановочная. 2. Статья – жанр, основанный на ясном развитии строго определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах. Виды статьи: общеисследовательская, практическо-аналитическая, полемическая. 3. Комментарий – жанр, с помощью которого автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними проблемы в форме сжатого анализа, а также выражает их оценку и прогноз развития. Виды комментария: жесткий комментарий по факту, оперативный комментарий, оперативная мини-рецензия, реплика, колонка. 4. Рецензия – аналитико-публицистический жанр, представляющий собой литературно-причинную оценку отдельного законченного произведения искусства. Виды рецензии: по объему – грандрецензии, микро- и минирецензии; по числу анализируемых произведений – монорецензии и полирецензии; по теме – литературные, театральные, кинорецензии. 5. Обозрение – жанр, который знакомит читателя с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц) 6. Обзор СМИ – жанр, изучающий особенности публикаций, литературной, творческой деятельности издания, радио- и телепрограмм. Это также способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании и форме. 7. Обзор писем – жанр, в котором на основе писем, приходящих в СМИ, дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность социальных фактов. 8. Письмо – жанр в эпистолярной форме, в основе которого острая проблема, требующая немедленного разрешения. Художественно-публицистические жанры. Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек. От публицистики эти жанры взяли политическую нацеленность, остроту, актуальность, логико-рациональную систему исследования, а от художественной литературы – образную систему и стиль. 1. Зарисовка – набросок, важны живость, насыщенность описания, изложение деталей и эмоций по поводу фактов, личные переживания и отношение автора. 2. Очерк – жанр, характеризующийся образным отражением действительности, включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей. Воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, диалогами, рассуждениями, деталями. Виды очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка (этюд), путевой. 3. Эссе – жанр-размышление, переключающий внимание на субъект. Образность, ассоциативность. Развивает личностное самосознание читателя требует личного развития автора. Затрагивает любою тему. 4. Фельетон – сатирико-юмористический жанр, использующий юмор и иронию. Средства сатирического заострения в фельетоне: гипербола (резкое преувеличение), гротеск (фантастическое преувеличение), пародия (утрированное подражание), литота (резкое преуменьшение). 5. Памфлет – жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. В отличие от фельетона, памфлет ставит целью моральное уничтожение политического врага; гораздо ярче проявляется в нем публицистическое начало. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы